По причудливому стечению обстоятельств, в 2012 году вышло два фильма, освещающие жизнь одной из самых значимых фигур в американской истории. Два мэтра кино предоставили на суд зрителя картины о Линкольне.
Правда, следует оговориться, что Тимур Бекмамбетов, если мэтром и является, то лишь на постсоветском пространстве, и то с большой натяжкой. Впрочем, учитывая тяжеловесность картины Стивена Спилберга, легкомысленное творение Тимура могло бы его уравновесить. Ну бред, ну глупость смотреть на то, как Линкольн с топором гоняется за вампирами, попутно декламируя речи об освобождении негров, ну и что? В мире, и в кинематографическом тем более, все должно быть уравновешено. Но этого не случилось. Ну и ладно. Снимает Бекмамбетов то, что «пипл хавает» и дай Бог ему здоровья! Речь в этом рассказе пойдет не о нем. Совсем не о нем, о нем достаточно новости шоу бизнеса пишут.
Итак, что вы знаете об американской истории? А о гражданской войне между штатами? А об 13-ой поправке к Конституции США? Ничего? Хм, ну а с чего вам об этом знать, если вы, конечно, не занимаетесь американской историей профессионально, или же не увлекаетесь ее в силу некой личной заинтересованности! Еще раз акцентирую внимание, не историей, которая в виде гамбургеров подается массовой культурой как иллюстрированный и увлекательный комикс. А Историей, как наукой, по которой пишутся диссертации и защищаются научные труды. Понимаете куда я клоню? Именно! Без этих знаний просмотр фильма Стивена Спилберга «Линкольн» становится скучным и выматывающим занятием. Признаюсь, даже мне этот фильм дался с трудом.
Так кому же может быть интересно это сомнительное зрелище? Безусловно американцам. Достаточно обратить внимание на кассовые сборы в североамериканском прокате. С 16 ноября 2012 года, а именно тогда в США начался широкий прокат «Линкольна», картина собрала 146 млн. долл., что более чем в два раза превысило бюджет фильма. Более того, данная кинолента Спилберга выдвинута по 11-ти номинациям на ежегодную Премию Американской киноакадемии «Оскар». Причина столь позитивного восприятия в том, что это кино о великом американце для сегодняшнего среднестатистического американца. Причем не для тех «амеров», что в нашем восприятии видятся жирными увальнями, запивающие пивом и кока-колой здоровенные гамбургеры, и сидящие по колено в поп-корне. Впрочем, такое отношение к Штатам для нас дело обычное. Но мы забываем, что речь идет о нации, которая гордится тем, что они американцы. О нации, которая сама, без принуждения, цепляет государственную символику на свои дома. О нации, которая чтит День Независимости больше всего на свете. О нации, которая чувство патриотизма сделала главным и превалирующим во всех сферах своей жизни. Вот для кого снимал Спилберг, потому что знал — каждое слово в фильме будет услышано и понято.
Ну вот какой пример привести для понимания… Скажем вы смотрите фильм о начале Великой Отечественной Войне. Вам показывают события, персонажей, личностей. И вам все знакомо, все понятно. Вы словно участник происходящего на экране действа. Поскольку со многим вы знакомы с самого детства. Эта наша история.
Вот так и в биографической картине «Линкольн» показана история США. И, к сожалению, что бы оценить этот фильм знаний, наспех почерпнутых из Википедии, явно не хватит.
Период, описанный в киноленте, ключевой в истории США. Неизвестно как бы развернулись события, и чем закончилась бы Гражданская Война, не прими Конгресс Соединенных Штатов 13-ю поправку к Конституции. Собственно, вокруг принятия этой поправки и строится сюжет фильма.
13-я поправка к Конституции запрещала рабство и принудительный труд, кроме наказания за преступления. Поправка была внесена на рассмотрение в Конгресс Президентом Линкольном. Обсуждение и принятие ее заняли год. Все это время по всей территории Штатов шла опустошительная Гражданская война. Казалось, этой войне не будет конца, но Линкольн видел выход. Он считал, что конституционная отмена рабства положит конец распрям. Он был тверд и непреклонен в своем мнении, и всеми силами стремился завершить начатое.
Спилберг мастерски передает атмосферу 19-го века. Костюмы, обстановка, декорации не дают зрителю усомниться в реальности происходящего. Вообще, порой кажется, что Спилберг на 65 млн. долл. бюджета построил машину времени, переместился в 1965 год, развесил скрытые камеры, а потом просто сделал монтаж. Шутка. Правда, это хоть как-то объяснило бы такой высокий бюджет, при полном отсутствии батальных и, столь характерных для Стивена, масштабных сцен. Фильм снят камерно, все два часа проходят в кабинетных локациях, которые иногда сменяются натурными съемками. И нескончаемые диалоги, монологи, беседы и обсуждения. Признаюсь, переводчикам и локализаторам стоит посочувствовать. Впрочем, иногда кажется, что сами переводчики с трудом понимают смысл произнесенных персонажами фраз. И все это при полном отсутствии экшена и динамики. Только в самом конце фильма, когда в Конгрессе идет голосование за 13-ю поправку, сердце зрителя невольно замирает, а потом бешено срывается с места.
Как уже говорилось, действие картины разворачивается в темных кабинетах американской правящей элиты. И вот тут то, мы вдруг увидим много схожего с тем, что происходит в нашей стране. Нет, не процессы, а механизмы управления процессами. Мне кажется, американцы еще никогда не были столь откровенны об одном из самых значимых событий своей истории.
Дело в том, что, оказывается, не все северяне хотели отмены рабства. В частности, против 13-й поправки жестко выступила Демократическая партия США. Все уговоры коллег из Республиканского крыла Конгресса о необходимости принятия важного законопроекта ни к чему не приводили. В фильме один из спикеров Демократической партии восклицает:
«Сегодня мы примем поправку, завтра разрешим «цветным» голосовать, а послезавтра увидим черные лица в Конгрессе!»
Хочется добавить: «И не только в Конгрессе».
Украинцев хотят лишить выплат по инвалидности: что готовит Кабмин
В Киеве - острый дефицит водителей маршруток: готовы дать жилье и бронь от армии
Водителям напомнили важное правило: когда включать поворотники в городе и на трассе
Умер народный депутат Украины
Также следует заметить, что по президентской поправке отсутствовало единодушное мнение даже среди ближайшего окружения Линкольна. Например, консервативная фракция Республиканской партии настаивала на переговорах с южанами, и только в этом они видели путь прекращения войны.
Фильм показывает весь драматизм ситуации и внутреннюю борьбу Линкольна. Страна разрушена, сотни тысяч погибших, угроза всему, во что верил и к чему стремился Железный Эйб. Кажется, что синица в руке гораздо весомей эфемерного журавля в небе. А значит, стоит послушаться всех советчиков и коллег по партии, значит стоит принять делегацию южан и заключить долгожданный мир. Но понимание того, что без изменения Конституции, которое даст действенное противоядие от вируса вражды между штатами, настоящего мира не будет, заставляет Линкольна пойти на крайние меры. Начинается поиск конгрессменов из Демократической партии, готовых отдать свой голос за 13-ю поправку. В ход идут все средства. Подкуп, шантаж, угрозы, предложения карьерного роста, продажа портфелей и должностей. Вот этому посвящена кинолента. Как бы цинично это не прозвучало, но Стивен Спилберг снял фильм о политической коррупции. Собственно, картину можно было бы назвать так: «Как Президент Линкольн собирал голоса для 13-й поправки».
Однако создатели картины показали и кое-что другое. Оказывается, Линкольн не преследовал цели сделать афроамериканцев равными «белому» населению. И, не смотря на то, что коллеги по Республиканской партии настаивали на идее всеобщего равенства, Президент перевел эту идею в равенство всех перед законом. Таким образом, отменив рабство, дискриминация цветного населения продлилась еще почти сто лет. Линкольна понять можно, он в первую очередь руководствовался практическим аспектом. Не секрет, что основой экономики южных штатов являлся рабский труд невольников. Что с одной стороны являлось главным тормозом новых капиталистических отношений в обществе, а с другой, позволяло Конфедерации находиться в «уютном» состоянии консервативного домостроя. Иначе говоря, рабство как форма экономики не позволяло Штатам развиться в мощную промышленную державу. Однако, отмена рабства не имело ровным счетом никакого отношения к защите цветного населения Америки, поскольку невольник переходил в статус наемного рабочего, при сохранении всех прежних дискриминационных факторов.
К чести Спилберга следует отметить, что он не старался завуалировать обратную сторону 13-й поправки. Поэтому, пожалуй, фильм «Линкольн» является наиболее честным отражением американской истории этого периода.
Не думаю, что авторы картины пытались оправдать политическую коррупцию, даже тогда, когда она была направлена на достижение высокой и величественной цели, как например всеобщее равенство. Все субъективно. Но Штаты, приняв в 1865 году поправку к Конституции, пошли по пути, который привел их к созданию супердержавы. Сегодня США диктуют волю всему миру, при этом декларируя самые благородные цели. Но может ли государство, созданное с помощью «тушек», быть эталоном для подражания, вот в чем вопрос.