Когда на отечественный рынок выходит зарубежное кино, первыми к нему прикладывают руку локализаторы и маркетологи. По этой причине мы зачастую видим фильмы, в которых название оригинала, мягко говоря, отличается от отечественной версии. Об этом можно говорить долго, иногда встречаются удачные локализации, иногда неудачные, но чаще всего совершенно идиотские. Которые не только не отражают смысл и суть фильма, а скорее запутывают их.
Фильм «Ограбление казино» в оригинале называется «Killing Them Softly», что в переводе означает «Убей их по-тихому». Чем руководствовались переводчики понять сложно, но в результате этих манипуляций у зрителя складывается противоречивое впечатление. Поэтому не удивительно, что сборы в русском и украинском прокате не особенно порадовали дистрибьюторов. Фильм не обратил на себя внимания широкой публики, а зря. Собственно говоря, эта лента по праву может называться культовой, но каждый желающий пусть сложит свое мнение, а я всего лишь изложу собственное понимание происходящего на экране и за его пределами.
«Убей их по-тихому» (именно так в дальнейшем я намерен называть это кино – прим. авт.) третий фильм новозеландского режиссера Эндрю Доминика. Некоторым может показаться, что трех фильмов недостаточно, чтобы режиссер получил статус культового. Ага, расскажите это Тарантино. Любопытно, что параллель случайной кажется только на первый взгляд. Как и Тарантино, новозеландец в своих кинолентах делает акцент на криминальный мир. И у него это великолепно получается. Однако, если у Квентина герои гипертрофированно выпячены и поражают зрителя крутизной общепланетарного масштаба, то персонажи Эндрю Доминика, напротив, человечны до невероятной обыденности. Они не обязательно снимают жилье по всему миру через популярный сайт datscha-booking.com, а могут жить в соседнем подъезде вашего дома, вы можете видеть их каждый день, и не замечать.
Есть еще одна интересная деталь. Главными действующими героями фильмов Доминика являются бандиты и преступники разных мастей, но повествование идет о чем угодно, только не о криминале. Преступная среда всего лишь фон, декорации для основного действа. Так было в предыдущем фильме «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», и так есть в фильме, являющемся центральной темой этой статьи.
«Убей их по-тихому» снят по роману Джорджа В. Хиггинса «Сделка Когана» 1974 года. События романа адаптированы под наше время. Действие картины разворачивается осенью 2008 года в самом обычном американском городке. На дворе бушует экономический кризис, который затронул каждого человека и каждую семью в Штатах. Идут президентские выборы, и хотя повествование не имеет никакого отношения к президентской гонке, именно теле и радиовыступления главных кандидатов на пост №1 Маккейна и Обамы становятся основном фоновым саундтреком ленты. Эта особенность фильма заставляет задуматься над тем, а какой, собственно, смысл вкладывал режиссер в свое творение. Действительно, вид разбитых дорог, брошенных фабрик и заводов, грязных улиц на фоне пламенных речей кандидатов о великой американской нации вызывает у зрителя кривую ухмылку и устойчивое отвращение. Вообще, пожалуй, именно такую цель ставят создатели ленты. Они не ограничиваются только закадровыми речами Обамы и Маккейна, все диалоги картины сдобрены отборным сленгом и матом. Причем мат перестает быть словами для связки текста, он и есть сам текст. К сожалению весь этот «колорит» не был показан в наших кинотеатрах, но ряд независимых студий сделали «правильный» перевод, и все желающие могут ознакомиться с ним на DVD или в сети.
Отдельно стоит остановиться на сюжете фильма, который в очередной раз доказал старую истину, что добротным кино делает добротная история, а все остальные элементы постановки всего лишь ее части. «Убей их по-тихому» такой историей обладает. Поэтому фильм смотрится на одном дыхании. И даже предсказуемость сюжета не умаляет привлекательности киноленты. Сюжет завязывается вокруг бандитского налета на подпольный покер-клуб, в котором играют криминальные авторитеты. Дерзкое ограбление задумывает Джонни Амато (Винсент Куратола) по прозвищу «Сурок». Для этого он нанимает своего знакомого Фрэнки (Скут Макнэйри) и его приятеля-нарика Рассела (Бен Мендельсон). Главная задача не просто ограбить бандитов, а сделать так, чтобы они не нашли причастных к этому делу. Хитроумный план строится на том, что в случае ограбления первым под подозрение попадет владелец подпольного клуба Марки Траттмен (Рэй Лиотта), который четыре года назад уже провернул подобную схему, ограбив сам себя. Тогда ему удалось снять с себя подозрения, и даже, несмотря на то, что позже он признался в содеянном, бандиты ему это простили. Однако, если клуб снова обчистят, подозрения падут именно на Марки. И тогда ему не отвертеться, а настоящие виновники смогут спокойно насладиться полученным кушем. Ограбление проходит удачно, но расследовать дело приезжает подручный мафии Джеки Коган (Брэд Питт).
Зрителя ждет множество диалогов, что делает картину несколько затянутой, но это только придает действию, происходящему на экране, необычную для картин такого типа атмосферность. Режиссер мастерски показывает криминальный мир с совершенно незнакомой стороны. Да, они бандиты, да, вся их деятельность вне закона, да, это жестокие люди. Но теперь мы наблюдаем за их деятельностью как, скажем, за работой пожарного или полицейского. У нелегального бизнеса, оказывается, те же проблемы, что и в любом бизнесе в кризисный период. Бандиты просто пытаются сохранить стабильность в своих делах, стараются не попадаться службам правопорядка на глаза, стараются делать все «по-тихому». Собственно, в этом заключается суть названия фильма. Да и как может быть иначе, если главным бандитом становится государство. Криминальный мир, показанный в этом фильме жалок, он не крут, и не беспощаден. Убийство и жестокость всего лишь неприятная необходимость. И это мало кого из героев картины радует. Представитель криминальных авторитетов откровенно против насилия над виновниками ограбления, более того, он выражает мнение руководства. Герой Брэда Пита понимает необходимость наказания, но всячески избегает собственноручно приводить его действие. Нанятый профессиональный киллер из Нью-Йорка переживает тяжелую эмоциональную депрессию на почве семейных неурядиц, в результате чего выполнение заказа становится невозможным, и потому наниматели вынуждены сдать его полиции.
Мы давно привыкли к стереотипу, что криминальный мир находится вне системы, и даже более того, над системой. Но в этом фильме все не так. Общие проблемы в экономике США отразились на всех сферах деятельности. Мир криминала не исключение. Безработица, потерянность, неверие в завтрашний день, попытка хоть на короткое время уйти от мрачной реальности, желание уже даже не жить, а просто выжить – вот главные темы картины.
У нашего зрителя просмотр этого фильма может вызвать устойчивые ассоциации с отечественными кинолентами начала и середины 90-х годов. Мы такие творения тогда называли «чернухой». Правда. Честная и неприкрытая. Такое кино не является массовым в Штатах. Голливуд не любит правды. Зритель желает сказок, и ему их дают. Даже если есть насилие и жестокость, то какая-то не настоящая, показная и гипертрофированная. Одним словом, грезы для грезящих.
«Убей их по-тихому» это ведро помоев в душу каждому американцу. Режиссер посягнул на святое – на патриотизм, на Дух Великой Нации. Плавно, очень плавно, шаг за шагом, слово за словом, Эндрю Доминик подводит зрителя к шокирующей правде об Америке. В какой-то момент картина оживает, и в самом финале, устами героя Брэда Пита она произносит: «Америка это не Нация, Америка – это бизнес!»