В этом году моему самому любимому фильму детства «Человек — амфибия» исполнилось ровно полвека. Наткнувшись на статью о его юбилее, я скачала, пересмотрела фильм, и многим была заново впечатлена. В детстве меня, безусловно, привлекала романтически — сказочная составляющая этого фильма. Теперь увлекла техническая сторона.

В первую очередь, потрясла невероятная, грандиозная работа оператора — постановщика.

К сожалению, этот год стал для «Человека — амфибия» не только юбилейным, но и полным утрат. В прошлом году ушел из жизни режиссер фильма В. Чеботарев, в этом, в апреле умер от рака М. Козаков, а совсем недавно, 26 июля 2011 г. трагически погиб в автокатастрофе замечательный петербургский кинооператор Эдуард Розовский. Он снял более 40 картин, в числе которых — «Белое солнце пустыни», «Начальник Чукотки» и многие другие.

В «Человек — амфибии» он проявил просто чудеса операторского искусства! Тут не только фантастические технические придумки. Здесь и невероятно талантливая художественная работа.

СЪЕМКИ.

«Толчок дали фильмы Жака Ива Кусто «В мире безмолвия» и «Голубой континент». Они стали для меня невероятным открытием», — рассказывал оператор. Кусто даже согласился помочь в съемках, но минкульт не нашел валюты на переход его корабля: «Министр культуры сказал, что это детский фильм: «Какие могут быть деньги?»

Пришлось придумывать самим, как провести глубоководные съемки. Рассказывают, что когда об этом узнали американцы, то в газете The New York Times даже была помещена статья, где над русскими просто смеялись. Ведь сам Уолт Дисней (а американцы «замахивались» на роман еще в 40-х годах) отказался от экранизации книги «Человек — амфибия» из-за невозможности подводных съемок!

«Мы первыми боксировали камеру, ещё не очень умея это делать. Боксы нам сделали в мастерской по специальному заказу. Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море», — рассказывал впоследствии режиссер.

«Мне не раз говорили, что, работай я в Голливуде, стал бы миллиардером, — вспоминал оператор. — Но в СССР мои подводные наработки оказались никому не нужны. Я предлагал снимать картины о подводном флоте, сюжеты о морских обитателях, у меня была обученная группа людей, готовая техника. Но все рухнуло. После выхода «Человека-амфибии» опыт подводных съемок выбросили на помойку».

Популярные статьи сейчас

Баррозу: Путин говорил мне, что не хочет существования Украины

Зеленский лишил госнаград бывших министров, депутатов, силовиков и артистов: список предателей

"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей

Белый дом: Россия предупредила США о запуске ракеты по Украине по ядерным каналам связи

Показать еще

Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые восточные — 16 — летней Анастасии Вертинской и демонически бездонные 25 — летнего Михаила Козакова.

Именно глаза персонажей — душа этой картины. «Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах«, — рассказывал Владимир Чеботарев.  «Море в глазах» — забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева — сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…

Снова цитата из интервью Розовского: «Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга — человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой».

«Еще я хотел влезть в мозг Ихтиандра, чтобы увидеть мир его взглядом.

Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, — как бы взгляд человека извне».

кадр из фильма

Роль города  Буэнос — Айреса «исполнил» Баку, все подводные съемки происходили в Крыму. Надо отдать должное художникам — постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос — Айрес конца 50-х.

Буэнос — Айрес в 1958 году

Вообще, картину принято пренебрежительно называть «нашим представлением о заграничной жизни», но я хочу вам сказать, что, на мой взгляд, сделано это очень хорошо. Представьте себе, что в то время, кинематографисты выезжали за рубеж крайне редко, особенно в капстрану. В своих стилизациях они чаще опирались на кино- и фотоматериалы. Поэтому получалось слегка утрированно, но зато очень «по — заграничному».

КОСТЮМ.

Фильм снимали в 1960 году, и конец 50-х для моды в СССР был просто «лучом света в темном царстве»: в июне 1956 года в парке Горького проходил Британский показ мод.

Женщины рассматривают у модели модную нижнюю юбку «фру-фру».

В 1957 году на Москву обрушился знаменитый, знаковый для всего молодого поколения 60-х  VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

фестивальные фото швейцарского фотографа Леонара Джанадды.

А в 1959 году Диор привозит в Москву свою коллекцию одежды.

Платья Гуттиэре — настоящий диоровский  New Look.

кадр из фильма

модная картинка

Кто вдруг не знает, New Look — это очень женственный силуэт, с акцентированной тонкой талией, пришедший на смену тяжелому мужеподобному стилю 40-х. Для достижения женской грациозности в силуэте использовались корсеты и кринолины, почти как в 19 веке.

Кстати, корсет чувствуется под  этим платьем  Гуттиэре.

Платье это очаровательно. Посмотрите, как ритмически декор рукава перекликается с завязками сандалий — римлянок.

Свадебный наряд героини также сшит «по последнему писку моды».

Но мне любопытнее было смотреть на мужскую одежду в этом фильме.

Разумеется, самый известный костюм фильма — это подводный комбинензон Ихтиандра.

«Для Ихтиандра придумали комбинезон из эластичной ткани (из которой делали плотные женские колготки). Из старой кинопленки вырубили чешуйки (10 000 штук), покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре», — рассказывал оператор.

Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: «Единственная неприятность — я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее».

«Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме, — продолжает рассказывать Розовский, —  Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но  не вышло».

Не менее фантастическими смотрятся повседневные костюмы героев.
Напоминаю, что 60-е года в СССР — время тотального дефицита и безумных очередей, даже ткани для пошива надо было где-то «достать».

Так выглядело мужское население России в 1957 году, за 3 года до съемок (фото сделано во время фестиваля Леонаром Джанаддой).

А так, выглядели герои фильма.

М. Козаков не любил вспоминать эту роль, он рассказывал в интервью: «Был такой фильм-фельетон, который начинался так: «В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне «Медуза» стоит красавец  дон Педро Зурита:» И когда я приходил в театр «Современник», Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: «В коротких тропических штанишках на своей шхуне «Медуза»:» — «Лелик, прекрати!» Издевались».

Действительно, длина шорт у героев фильма сегодня кажется непривычно короткой. Но это именно примета моды начала 60-х, такой длины были в то время спортивные трусы и шорты, особенно забавно они сегодня смотрятся из-за высоко поднятой талии.

картинка из журнала тех лет

Художникам хотелось показать экзотичность  Латинской Америки, отсюда, пробковые шлемы, сомбреро, пиратские платки.

Мне этот «тропический стиль» (особенно у Зуриты) напоминает стиль «сафари» в фильме «Магамбо» 1953 года, хотя я не уверена, что наши художники могли его видеть, ведь голливудское кино в СССР было «персоной нон грата».

«Человек-амфибия», кадр из фильма

«Могамбо»

Зурита, в исполнении блистательного М. Козакова, выглядит одновременно шикарно и отвратительно.

Этот костюм в крупную клетку, двухцветные ботинки, водолазка — все супермодно, но слишком ярко и вызывающе.

Из той серии, когда богатство соседствует с вульгарностью. Кстати, это относится и к нашему времени: слишком дорогие  сорочки с несколькими пуговками на воротнике, яркая полоска на итальянском костюме, золотые аксессуары. А вдруг кто не заметит успешности их владельца?

Ихтиандр — дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло. Вот и его костюм почти всегда монохромен: белое с черным.

Только в сцене его похищения появляется сложный коричневый цвет с оттенками. Человек — амфибия пытается быть похожим на людей.

Шейный платок — еще одна примета времени и моды 60-х.

Эррол Флинн

Перед художниками фильма стояла нелегкая задача сделать персонажей по — заграничному элегантными, непохожими на советских граждан, ведь речь шла о далекой, буржуазной Аргентине.
Шейный платок в СССР был как — раз такой знаковой деталью.

Их носили люди «из другого мира»: иностранцы, художники, артисты. Как и белый костюм. Предполагается, что где-нибудь, в Латинской Америке, мужчины ходят в легких белых костюмах и сомбреро.

Еще две детали в костюме, на которые я обратила внимание в фильме — это обувь и носки. То, что сегодня во мне вызывает бурный протест — носки, надетые под сандалии, а также белые (или просто светлые) носки под темные брюки и ботинки, в 50-х и 60-х годах, оказывается, было в порядке вещей.

фото самого швейцарского фотографа Леонара Джанадды во время фестиваля

кадр из фильма

Вот, что пишет один зарубежный источник по поводу носков в моде 60-х: «до 1960-ых годов мужчины носили хлопчатобумажные носки светлого цвета, которые не всегда соответствовали цвету костюма. Они были от серого до зеленого цветов, от коричневого к светло — бежевому, но редко черными и никогда белыми. Черные носки надевали под торжественную одежду или на похороны. Белые носки называли «спортивными», потому что их надевали только в спортзал или на спортивные состязания.

С середины 1960-ых молодые люди начали носить черные носки каждый день, кроме посещения спортзала.

Появление абсолютно черных носков считалось очень смелым и ультрамодным».

Конечно, этот фильм не идеален и, местами, трогательно наивен. Но для тех лет — просто революционен. На мой взгляд, не только потому, что получился нереально красивым, а еще потому, что в нем оказалось очень много чувства. Юные, лишенные цинизма наших современников, неискушенные актеры, вся съемочная группа с энтузиазмом работавшая над фильмом — все отложило свой отпечаток. И получилась одна из самых красивых сказок советского кино.

На фильме побывало 65,5 млн зрителей — это каждый четвертый житель СССР. В моду вошли белые брюки и длинные волосы. А министр культуры Екатерина Фурцева говорила, «эта картина — подарок Министерству финансов». Тем не менее, редколлегия «Ленфильма» вынесла такой вердикт (дословная цитата): «Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, «Человек-амфибия» спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти».

А вот не ушел. Более того, был снят сериал, и сейчас Юрий Мороз приступает к съемкам в Италии еще одной осовремененной версии «Человека — амфибии».

На последок вспомнилось, что когда В. Коренев приходил к нам лет пять назад в продюсерскую фирму разговаривать с режиссером по поводу роли, то весь офис гудел ему в след: «Ихтиандр, Ихтиандр!». Кстати, глаза его по-прежнему прекрасны, и в них до сих пор отражается море…

Множество интереснейших ссылок, что-то я использовала для поста, но многое осталось «за кадром».

Скачать ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЙ фильм «Человек — амфибия»
http://kinozal.tv/details.php?id=847000
скачать фильм о фильме (документальные кадры, как снимали фильм, интервью с актерами, режиссером, оператором)
http://kinozal.tv/details.php?id=615352

Почитать как снимали фильм:
http://goodcinema.ru/?q=node/233
http://kinozone.org/2011/04/iz-istorii-sozdaniya-legendarnogo-filma-chelovek-amfibiya/
http://roskino.com/kinonews/amfibia.htm
http://www.sem40.ru/culture/cinema/16631/
http://www.aze.az/news_chelovekuamfibii_45_let_8558.html
http://www.kp.ru/print/article/22662/13017
http://diveservice.ru/news.php?id=230

Интервью с актерами
http://www.rg.ru/2003/11/22/korenev.html с В. Кореневым
http://www.trud.ru/article/15-07-2011/265401_vladimir_korenev_ja_ne_xeruvim_iz_morja/print еще одно интервью с В. Кореневым
http://archive.svoboda.org/programs/cicles/hero/09.asp
П. Вайль берет интервью у М. Козакова на «Радио-свобода»

http://home-for-heroes.livejournal.com/107311.html  редкие фото Диор в Москве
http://cccp-foto.livejournal.com/397862.html  Британский показ мод в Москве (июнь 1956 года)

выставка костюмов на Ленфильме
http://www.kinopoisk.ru/level/51/type/kino/post/202/

про фильм Ю. Мороза (если мне не верите)
http://www.izvestia.ru/news/496294
http://dreamer-7.blogspot.com/2011/06/blog-post_4916.html

Источник: la_gatta_ciara