Чтобы правильно оценить то, чего можно ожидать от новой власти – и на что рассчитывать, я думаю, неплохо бы оценить то наследие, которое досталось новому президенту от его предшественника.

Янукович получил страну примерно в том состоянии, в котором большевики получили Россию. Разруха, нищета, массовая безработица, и так далее и тому подобное. Политика «налоговой разверстки», которая проводилась на протяжении двух последних лет, себя изжила, и теперь перед Януковичем стоит главная задача – внедрение новой экономической политики, как это делалось в 1921-22 годах. Огромный внешний долг, огромный внутренний долг, развал целых отраслей экономики, сокращение ВВП на 40%, фактическая разруха тех отраслей, которые ранее наполняли бюджет, это металлургическая отрасль, машиностроение, сельское хозяйство, химическая промышленность и так далее. Плюс к этому и огромное увеличение долгов, беря которые правительство пыталось залатать наши бюджетные дыры.

Что касается нынешнего состояния дел, приходится констатировать, что необходимы абсолютно новые подходы, необходимо стимулирование экспорта, а не импорта, как это делала Тимошенко, необходимо налаживать кооперацию с другими странами, в первую очередь с Россией и Европейским Союзом.

На подходе новый транш МВФ. Новое правительство и хотело бы, но не может не брать в долг. Что значат в этой ситуации для нас внешние заимствования?

Это сложный вопрос. С одной стороны, это сползание в долговую яму, с другой стороны, это некий шанс. Все дело в том, как мы распорядимся деньгами. Будет ли это транш «проедания» или транш развития.

Есть расхожее выражение, что «политика, это искусство возможного». Каковы рамки возможного у нового правительства?

Азаров дважды доказывал свою эффективность – на посту вице-премьера и министра экономики. Очевидно, чтобы составить проект бюджета, сейчас он должен будет дать абсолютно честный прогноз, что ждет страну, каким будет уровень инфляции, дефицит бюджета и так далее. Второе – ему придется заниматься выведением экономики из тени, вести наступление на теневые схемы.

Если так, то ему придется наступать и на интересы «донецких», людей давно и хорошо ему знакомых. Готов ли Николай Янович к такому нелегкому испытанию?

Я уже не раз говорил, что донецкая команда неоднородна, а потому и многие члены его команды тоже пострадают.

Прерогативой президента по Конституции является внешняя политика. Какие перемены нас ждут во внешней политике?

Во внешней политике в целом нас ждет многовекторность. В отношениях с Евросоюзом – своего рода «ритуальные танцы». Евросоюз не интересуют люди, которые умеют красиво разговаривать. Его интересуют люди, с которыми можно договариваться и делать дело. Янукович, в отличие от Тимошенко, которая провалила целый ряд договоров, доказал свою «договороспособность», чем и понравился Западу. В данной ситуации Запад больше всего интересует то, насколько четко Украина будет выполнять взятые на себя обязательства.

Популярные статьи сейчас

"Путин в отчаянии": в Польше отреагировали на удар по Украине межконтинентальной ракетой

США обнародовали секретные данные об убийствах Путина

В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь

В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только

Показать еще

Я думаю, что красиво зарисовавшись в Брюсселе, Виктор Федорович начнет по-новому выстраивать линию отношений с Россией. У Януковича уже есть несколько инициатив, которые понравились России. Например, предложение, чтобы Медведев и Обама именно в Киеве подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Со стороны России возможны послабления в отношении поставок энергоносителей в форме создания неких фирм-посредников типа «РосУкрэнерго», тем более что и в окружении Януковича, и в окружении Медведева работают люди, которые в свое время создавали «РосУкрэнерго».

То есть опять возникнет теневой канал, по которому будут течь государственные средства…

Да. Но это теневой канал был эффективен. У нас был такой теневой канал, и был газ по 180 долларов за тысячу кубов. Убрали этот теневой канал – и газ стал в два раза дороже.

В Верховной Раде создана новая коалиция. Излишне и говорить, насколько важно для правительства и президента иметь большинство в парламенте. Но насколько стабильно такое большинство?

Очень нестабильно. В данной ситуации существует несколько групп влияния и несколько узлов противоречий, которые уже к середине лета могут проявить себя. То есть к концу нынешней сессии уже можно ожидать появления инициатив по роспуску Верховной Рады.

Каковы задачи новой власти в этом году, понятно: удержать страну от дефолта, обеспечить стабильность в стране, чтобы не рухнула социальная инфраструктура, а зиму мы встретили в тепле – иначе любой власти конец. Ющенко был президентом, стоявшим на определенных идеологических позициях, новый президент, скорее, прагматик, а потому возникает вопрос: какова его сверхзадача? Человек пришел к власти, спрашивается, с какой целью?

Он будет тасовать людей в своей команде, и укреплять свои позиции. Его задача – создав идеальную команду, «сшить» страну. Я не удивлюсь, если в его будущей команде окажутся люди, которые сегодня находятся в БЮТе или «Нашей Украине», то есть наиболее толковые из них. Его сверхзадача – модернизация страны и технократизация власти.

Сейчас звучат голоса, что скоро период «гиперактивности» президента закончится, а там он переложит свои дела на свое окружение, на Левочкина, на Азарова, а сам уедет в «Межигорье», и будет там сидеть, появляясь только на протокольных мероприятиях…

Я тоже этого опасался, но сейчас я так не думаю. У Януковича достаточно сильно работает инстинкт самосохранения. Я уверен, что он понимает, что если он хотя бы на день оставит власть, то неизбежно придет к тому же финалу, что и Ющенко. Янукович будет активно работать с Конституционным Судом в плане отмены решений Верховной Рады от 8 декабря 2004 года и возврату к Конституции 1996 года, чтобы с этой стартовой площадки начинать новый процесс политического реформирования. То есть нас ожидает очередной поворот в сторону президентской республики.

Беседу вел Андрей Маклаков, Диалоги