Вопреки нарративу, навязываемому российской пропагандой, Украина до сих пор выигрывает войну. Даже президент США Дональд Трамп, который в феврале 2025 года читал лекции украинскому президенту Владимиру Зеленскому о том, что он должен уступить российским требованиям, потому что «у вас нет карт на руках», на этой неделе заявил, что «Украина при поддержке Европейского союза находится в положении, позволяющем сражаться и ПОБЕЖДАТЬ».
Когда конфликт начался в 2014 году, Украина казалась совершенно беспомощной перед лицом российской агрессии, и россияне легко завоевали Крым и другие части восточной Украины. Война вошла в более интенсивную фазу 24 февраля 2022 года, когда Россия начала всеобщее наступление, направленное на покорение всей Украины и прекращение ее существования как независимой нации.
В то время российское руководство и многие наблюдатели по всему миру ожидали, что Россия завоюет Киев и решительно разгромит украинскую армию в течение нескольких дней. Даже западные покровители Украины были настолько неуверены в шансах Украины на сопротивление, что предложили эвакуировать президента Зеленского и его команду и помочь им создать правительство в изгнании.
Но Зеленский выбрал остаться в Киеве и сражаться, как сообщается, сказав американцам: «Мне нужны боеприпасы, а не поездка». Уступающие в вооружении украинские силы поразили мир, отразив российский штурм на Киев.
Затем украинская армия перешла в контрнаступление в конце лета 2022 года, одержала две крупные победы в регионах Харькова и Херсона и освободила большую часть территории, завоеванной россиянами в первой фазе их вторжения.
С тех пор, несмотря на ограниченные успехи обеих сторон, линия фронта не сильно сдвинулась. Россияне пытаются создать впечатление, что они неустанно наступают, но факт заключается в том, что с весны 2022 года они не смогли завоевать ни одной цели крупного стратегического значения, такой как города Киев, Харьков или Херсон.
В 2025 году ценой около 200 000-300 000 убитых и раненых солдат российская армия пока смогла захватить лишь тонкую полоску приграничной зоны, составляющую, согласно самым надежным источникам, около 0,6 процента от общей территории Украины. При таких темпах, которые они поддерживали в 2025 году, россиянам теоретически потребовалось бы около 100 лет и десятки миллионов жертв, чтобы завоевать остальную Украину.
Фактически, в августе 2025 года Россия контролировала меньше украинской территории, чем в августе 2022 года.
Ситуация напоминает западный фронт в Первой мировой войне, когда безжалостные генералы жертвовали десятками тысяч солдат ради захвата нескольких километров грязных руин. Патриотические газеты часто скрывали масштабы таких безумств, печатая карты, которые якобы показывали крупные наступления. Но самыми важными данными на этих картах был их масштаб.
Как отметил историк Тоби Тэкер, газеты времен Первой мировой войны часто использовали намеренно крупный масштаб, «который делал 'наступления' поверхностно впечатляющими, но любой проницательный читатель мог бы увидеть, что... они были незначительными. Во многих газетах точные географические детали прямо противоречили постоянным сообщениям о 'успехах' и 'наступлениях'».
То же самое происходит с последними российскими наступлениями. Для Украины военный смысл заключается в том, чтобы совершать тактические отступления и сохранять свои силы и жизни своих солдат, позволяя россиянам истекать кровью до изнеможения, предпринимая дорогостоящие атаки ради незначительных успехов.
Правда в том, что Украине удалось загнать Россию в тупик. Как недавно написал отставной австралийский генерал-майор Мик Райан, это как если бы более чем через три года после вторжения в Ирак в 2003 году США смогли захватить только 20 процентов страны, понеся при этом 1 миллион жертв. Кто-нибудь расценил бы это как американскую победу?
На море украинские достижения были не менее впечатляющими. 24 февраля 2022 года Российский Черноморский флот имел полное военно-морское превосходство, и казалось, что у Украины нет средств ему противостоять. Один из самых известных инцидентов того дня произошел на Змеином острове. Флагман Российского Черноморского флота, крейсер «Москва», отправил радиосообщение небольшому гарнизону, сказав: «Я — российский военный корабль. Предлагаю сложить оружие и сдаться, чтобы избежать кровопролития и ненужных жертв».
Трамп заявил, что разочарован Путиным и назвал Медведева "тупым человеком"
Бронь от мобилизации получат даже те, кто в розыске ТЦК: ключевое условие
В Украине ограничили возраст водителей: кому нельзя садиться за руль
Придется снести или заменить: владельцев частных домов предупредили о жестких нормах
В ответ гарнизон отправил сообщение: «Русский военный корабль, иди нахуй». Хотя Змеиный остров был быстро завоеван россиянами, в конце июня 2022 года украинцы отвоевали остров. К тому времени «Москва» и многочисленные другие российские суда находились на дне Черного моря.
Благодаря инновационному использованию ракет и беспилотников украинцы смогли нейтрализовать российское военно-морское превосходство, изменили саму природу морской войны и заставили то, что осталось от Российского Черноморского флота, искать убежище в безопасных гаванях вдали от фронта.
В воздухе Россия также потерпела неудачу. В то время как в своей 12-дневной войне против Ирана в июне 2025 года Израиль завоевал контроль над иранским небом примерно за 36 часов, не потеряв ни одного пилотируемого самолета, Россия до сих пор не смогла получить контроль над украинским небом.
Российские военно-воздушные силы понесли сокрушительные потери — не в последнюю очередь в результате украинского удара по российскому флоту стратегических бомбардировщиков в июне. Россия отреагировала, полагаясь на ракеты дальнего радиуса действия и беспилотники для террора украинских городов.
Украина воздержалась от аналогичных ответов и в основном избегает поражения гражданских целей в России, но украинские беспилотники показали значительную способность поражать аэродромы и инфраструктуру, особенно нефтеперерабатывающие заводы, на сотни километров внутри России.
Украинцы достигли всего этого без какого-либо прямого военного вмешательства извне. До сих пор единственной третьей стороной, которая вмешалась непосредственно в войну, является Северная Корея, которая отправила более 10 000 солдат сражаться за Россию.
Страны НАТО предоставили Украине массивную поддержку оружием и другими ресурсами, но никакие войска НАТО формально не участвовали в фактических боевых действиях. Следует также отметить, что до 24 февраля 2022 года и долгое время после этого страны НАТО отказывались предоставлять Украине многие типы более сложного тяжелого вооружения и ограничивали использование других. Некоторые из этих ограничений все еще действуют.
Следовательно, в 2022 году украинцы одержали победы под Киевом, Харьковом и Херсоном только с ограниченным вооружением. Если бы им была оказана полная поддержка с самого начала, они вполне могли бы выиграть войну к концу 2022 года или к лету 2023 года, прежде чем Россия смогла бы восстановить свою армию и военную экономику.
В 2025 году самое слабое звено в украинской обороне по-прежнему находится в умах ее западных друзей. Поскольку России не удалось добиться превосходства в воздухе и на море или прорвать украинскую оборону на суше, российская стратегия стремится обойти украинские позиции с фланга, атакуя волю американцев и европейцев.
Распространяя пропаганду о том, что победа России неизбежна, россияне надеются, что американцы и европейцы потеряют мужество, отзовут свою поддержку Украины и заставят ее сдаться. Поддаться этой пропаганде будет катастрофой не только для Украины, но и для стран НАТО, которые потеряют большую часть своего авторитета, а также свою лучшую защиту от растущих российских угроз.
Поскольку Россия продолжает расширять свою армию и военную экономику, Европа спешно перевооружается, но тем временем самой большой и наиболее опытной боевой силой, стоящей между российской армией и Варшавой, Берлином или Парижем, является украинская армия.
Польская, немецкая и французская армии имеют по около 200 000 солдат каждая, большинство из которых никогда не видели боевых действий. Украинская армия, напротив, насчитывает примерно 1 миллион солдат, большинство из которых являются опытными ветеранами.
После двух недель, которые ознаменовались вторжениями российских самолетов в Эстонию и российскими беспилотниками над Польшей и Румынией (и, возможно, также Данией), европейцы должны поразмыслить над тем фактом, что если Россия завтра нападет на Европу, а США предпочтут остаться в стороне от борьбы, самым большим военным активом Европы будет украинская армия.
Американские военные также могут многому научиться у украинского боевого опыта и передовой оборонной промышленности. Особенно в области войны беспилотников украинские инновации и сокровищница данных делают ее мировым лидером. Это, вероятно, частично объясняет, почему президент Трамп в последнее время стал более поддерживать Украину. Он любит поддерживать победителей.
Невозможно сказать, как будет развиваться война, поскольку это зависит от будущих решений. Но в одном важном отношении украинская победа уже решающая и необратимая.
Война — это продолжение политики другими средствами. Войну выигрывает не та сторона, которая завоевывает больше земли, разрушает больше городов или убивает больше людей. Войну выигрывает та сторона, которая достигает своих политических целей. И в Украине уже ясно, что Путин не смог достичь своей главной военной цели — уничтожения украинской нации.
Во многих своих речах и эссе Путин утверждал, что Украина никогда не была настоящей нацией. Это, например, было главным посланием его обширного эссе под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», которое он опубликовал в июле 2021 года. Согласно Путину, Украина была фальшивым образованием, поощряемым иностранными державами как уловка для ослабления России.
Путин начал войну, чтобы доказать миру, что украинской нации не существует, что украинцы на самом деле русские, и что при первой возможности украинцы радостно будут поглощены Матушкой Россией.
Никто не знает, сколько еще людей погибнет из-за путинских заблуждений и амбиций, но одно, что стало совершенно ясно всему миру, — это то, что Украина является очень реальной нацией, и что миллионы украинцев готовы сражаться изо всех сил, чтобы остаться независимыми от России.
Нации состоят не из комков земли или капель крови. Они состоят из историй, образов и воспоминаний в умах людей. Независимо от того, как война будет разворачиваться в ближайшие месяцы, память о российском вторжении, о российских зверствах и о украинских жертвах будет продолжать поддерживать украинский патриотизм для грядущих поколений.
Автор — историк, философ и писатель.
Источник: Financial Times