Киргизия как звено для обхода санкций
С началом полномасштабного вторжения РФ в Украину экспорт из Киргизии в Россию вырос более чем вдвое, а импорт из Китая почти утроился. За границу стали отправлять товары, которые ранее не были характерны для экспорта Киргизии.
Всё указывало на то, что Бишкек активно помогает Москве получать подсанкционные или товары двойного назначения. Увеличение импорта из КНР свидетельствует о типичной китайской схеме: отправлять товары не напрямую, а через третьи страны. Летом 2023 года на четыре киргизские компании были наложены первые американские санкции, несмотря на то, что чиновники Киргизии отвергали обвинения в участии в обходе санкций.
Кроме того, именно тогда на Западе всё активнее стали звучать заявления о наказании третьих стран за участие в обходе санкций.
Смена вектора
Таким образом, Киргизия решила действовать. В конце 2024 года Национальный банк Киргизии (НБКР) запретил банкам проводить платежи по контрактам на товары, работы или услуги, которые фактически не поставляются на территорию Киргизии. То есть после этого транзит товаров через страну усложнился, ведь они не поставлялись напрямую в Киргизию.
Для минимизации санкционных рисков власти прибегли к структурным изменениям в банковском секторе. Все расчёты в российских рублях были централизованы через два банка: «Керемет Банк» и «Капитал Банк Центральной Азии». Президент Киргизии Садыр Жапаров объяснял, что власти сознательно ограничили операции с рублём только двумя госбанками, чтобы обезопасить остальную финансовую систему. Это означало, что теперь все межгосударственные транзакции в рублях должны были проходить только через один канал.
Запад всё равно вводит санкции
Несмотря на реформы, в январе 2025 года Соединённые Штаты ввели санкции против киргизского «Керемет Банка», обвинив его в создании финансового хаба для торговых платежей в пользу Москвы.
Министерство финансов США заявило, что этот средний по размеру банк содействовал проведению транзакций для российского подсанкционного банка «Промсвязьбанк» и использовался для обхода санкций. Следующим шагом стали ограничения уже со стороны Лондона. 20 августа 2025 года Великобритания объявила о введении санкций против нескольких киргизских финансовых структур. Под ограничения вновь попал государственный «Капитал Банк Центральной Азии» вместе с его директором Кантемиром Чалбаевым. Британская сторона заявила, что этот банк использовался Москвой для оплаты военных товаров. Одновременно Лондон ударил и по новейшим финансовым каналам, появившимся в последнее время.
В центре внимания оказалась криптовалютная инфраструктура вокруг стейблкоина «A7A5», созданного в Киргизии. Этот цифровой токен привязан к курсу российского рубля и, по утверждению властей Великобритании, был намеренно запущен, чтобы помочь России обходить санкции. По оценкам Financial Times, токен A7A5 только за первые четыре месяца существования прокачал около $9,3 млрд – колоссальный объём транзакций, несоразмерный размерам киргизской экономики. Токен A7A5 торговался преимущественно на платформе Grinex, которая, по данным западных следователей, является преемником печально известной российской биржи Garantex (закрытой и санкционированной США и ЕС за отмывание денег).
Также в экосистеме участвовал криптообменник Meer – его инфраструктурой занималась компания CJSC «Tengricoin», которая попала в санкционный список Великобритании. Непосредственным же эмитентом стейблкоина A7A5 была киргизская фирма «Old Vector» – именно эта компания запустила рублёвый криптотокен для трансграничных расчётов. Её внесли в санкционный перечень вместе с аффилированными лицами. Так, под санкции попал Леонид Шумаков, которого считают директором проекта A7A5. Таким образом, Великобритания фактически заблокировала всю «экосистему» рублёвого стейблкоина – банк-расчётный центр, две криптобиржи (Grinex и Meer), эмитента токена и ключевых бенефициаров.
Более того, выяснилось, что российско-молдавский олигарх Илан Шор, находящийся под санкциями США, приобрёл контрольный пакет акций «Керемет Банка». По мнению Вашингтона, это могло быть частью скрытой схемы реэкспорта в Россию товаров двойного назначения и финансирования её оборонного сектора. Британские санкции также коснулись Altair Holding S.A. – компании в Люксембурге, связанной с Иланом Шором. Более того, криптовалютные схемы Киргизии использовались для финансирования пророссийских сил в Молдове. Помогал в этом вышеупомянутый Илан Шор.
Украинцев ждут штрафы за "старый" паспорт: кто должен обменять на ID-карту
С 1 сентября за свет придется платить больше: кому и на сколько поднимут тарифы
Эксперты озвучили тревожный прогноз на отопительный сезон: к чему готовиться украинцам
Платить придется больше: с 1 сентября украинцам пересчитают тариф на свет
Об этом заявил Андрей Курерару – эксперт по публичной политике WatchDog.MD.
Киргизия отвергает обвинения
Бишкек болезненно воспринял решения США и Великобритании и настаивал на своей невиновности. Президент Садыр Жапаров резко раскритиковал западные санкции, назвав их необоснованными и политически мотивированными. Глава государства заявил, что ни Лондон, ни Вашингтон не предоставили конкретных фактов нарушений со стороны киргизских финансовых учреждений: «Никаких доказательств нам не представили… и их просто не существует». Жапаров призвал Запад «не политизировать экономику». По его словам, Киргизия добросовестно выполняет международные обязательства и не занимается противозаконными схемами.
Жапаров детально объяснил логику действий своего правительства, чтобы снять подозрения в двойной игре. Он напомнил, что во избежание санкционных рисков было принято непростое решение: ограничить работу с российским рублём только государственными банками. Более того, президент заявил, что после санкций против «Керемет Банка» в январе, Бишкек пытался наладить диалог с США: власти даже предложили независимый аудит киргизских банков, чтобы международные эксперты проверили транзакции и развеяли подозрения. Однако, по словам Жапарова, американская сторона отказалась от этого предложения.
Более того, правительство заверяет, что продолжит диалог с Западом, чтобы снять недопонимание. Так, после американских санкций в январе первый вице-премьер Данияр Амангельдиев встречался с послом США и даже ездил в Вашингтон для переговоров с Управлением контроля за иностранными активами Минфина США.
Последствия
Источники TransCaspianUA в банковском секторе Киргизии утверждают, что ситуация для страны очень тяжёлая. Так, упомянутый запрет на оплату товаров, которые не поставляются напрямую в страну, почти убил транзит через Киргизию. Многие бизнесы из-за этого стали пользоваться другими путями.
Однако инсайдеры всё же убеждены, что Бишкеку всё равно необходимо отдаляться от России, поскольку Киргизия слишком зависит от неё. Так, приводятся следующие данные:
- До 90% горюче-смазочных материалов импортируется из РФ;
- Более 80% трансграничных платежей поступает из России через трудовых мигрантов;
- Логистика в обход России до сих пор не слишком развита (особое внимание уделяют Транскаспийскому коридору, который не работает в полную силу).
Ситуация в Киргизии наглядно демонстрирует всю сложность положения Центральной Азии. Регион находится далеко от Запада, поэтому любые шаги в сторону от России крайне сложны.
То, что они всё равно предпринимаются – это хороший сигнал. Западу, а особенно Соединённым Штатам, стоит обратить на это внимание. Подход новой администрации Трампа к диалогу может помочь в этом. Ранее западные правительства делали акцент на демократизацию и либеральные реформы в других странах, что не всегда срабатывало.
Дональд Трамп же делает акцент на бизнес-подход: личные связи, экономическое сотрудничество и так далее.
Центральная Азия – один из ключевых регионов мира, где за влияние конкурируют Россия, Китай и Запад. Крайне важно, чтобы последний не упустил шанс наладить отношения с местными странами. Особенно, когда для этого есть все возможности.