Вечером, 5 ноября в Киеве триумфально прошла презентация фильма «Буча». Я с маниакальным нетерпением ждал именно такой ошеломительной реакции весь год.

Впервые я увидел фильм в середине декабря 2023 года, когда он был готов на 80%. Мы сидели в зале вдвоем с Микола Бохонок. Нас пригласили, как бучанцев, чтоб мы дали оценку фильму. Продюсер фильма Саша Щур уговаривал меня прийти несколько недель. Я отказывался, полагая, что увижу очередную бюджетную лажу квасно-патриотического разлива. Саша уверил меня, что фильм снят за донаты от бизнеса. Бюджет фильма выглядел смешно - 300 тыс долларов.

Несколько недель я отказывался, но потом любопытство взяло вверх. Я пришел со скепсисом. Саша купил нам кофе, погас экран и мы начали неторопливо втягиваться в сюжет. Вообще, это фишка «Бучи», когда события медленно складываются в картинку, а потом вдруг резко набирают динамику, чтобы на последних титрах оформится в шах и мат. Когда оказывается, что практически каждый человек в фильме имел свой живой прототип. Часть этих людей погибла, но многие живы.

Минуты с 30-й мои мозги потекли окончательно, я просто влился в картину. Она не просто рвала мозг, она достала из подсознания приглушенные и где-то забытые переживания февраля-марта 2022 года. Она воскресила мой личный трэш Бучи.

Когда в фильме появляется линия о Кати Мартыненко, которую пытается спасти главный герой, я вдруг понял, что в этой сюжетной линии присутствуем мы. Там идет речь о трех тяжело раненых детях, которых вывезли из блокированной Бучи врачи «Добробута». В фильме одну из девочек с ампутированной рукой назвали Юлей. На самом деле ее звали Сашей, а Юля – ее мать.

Жизнь белокурой десятилетней Саша двое суток висела на волоске. Семья наших знакомых пыталась спастись из Гостомеля через 10 дней после вторжения. Ее 22-летняя сестра была подругой моей жены. Десять дней сидели дома, а когда начали подходить продукты к концу, то запаниковали и попытались вырываться. К несчастью, они не знали, что дорога на Ирпень уже была закрыта. На границе Бучи и Ирпеня шли тяжелые бои, а тихая Яблонская превратилась в одно из самых смертельных мест в Буче.

Их машину расстреляли оккупанты в нескольких сотнях метров от нашего дома. Отец был убит снайперским выстрелом в машине, а Саша ранена в руку. Мать и двое сестер в шоке выбежали из машины и по ним открыли огонь российские солдаты. Чудом они добежали до Яблонской 203-Б, где из подвала выскочили несколько наших мужчин и затащили их внутрь. Там сидело человек человек сорок гражданских, которые закрылись внутри в подвале.

Прибежали российские солдаты и начали требовать открыть двери, в противном случае, угрожая забросать подвал гранатами. Люди забились в угол и боялись пошевелиться. Саша истекала кровью и надо было что-то делать. Мы нашли в Ирпене врача, которая посоветовала по телефону, как наложить повязку, которую надо было ослаблять каждые два-часа. Сашу нужно было тащить в больницу, которая в обычное время была максимум в 15–20 минутах неспешной ходьбы. Однако, российские патрули стреляли по всему, что движется.

Через несколько часов у Саши началась гангрена. Двое суток я тупо смотрел на часовую стрелку, как она прыгает. Скок-скок-скок. И понимал, что каждую секунду из девочки вытекает жизнь. Я поднял на уши всех. Написал пост в Фейсбуке о том, что в Буче умирает девочка Саша. Один из моих знакомых офицеров договорился в Генштабе, что отправят группу спецназа. К несчастью, рядом с тем домом был штаб россиян и расчеты показали, что группа просто ляжет там впустую. О Саше через Алексей Арестович знали и в Офисе президента.

Эти двое суток были одними из самых тяжелых в моей жизни. Шел час за часом, но мы были бессильны что-либо изменить. Девочка медленно угасала. Сестра шепотом рассказывала, какая у них обстановка, стараясь экономить заряд на телефоне. Десятки глаз из окружающих домов, включая тот, где мы жили, мониторили обстановку, чтобы найти просвет между патрулями россиян.

К исходу вторых суток, когда мы уже почти потеряли надежду на спасение Саши, вдруг стало известно, что россияне куда-то ушли. Шли тяжелые бои за Ирпень, и они двинулись куда-то туда. И мать с сестрой положили девочку на одеяло и оминая трупы, потащили Сашу в Бучанскую больницу.

К сожалению, гангрена уже была в опасной фазе и Саше пришлось ампутировать руку. После поста в Фейсбуке мне позвонила одна женщина, которая работала с итальянским посольством. Я ей дал телефон матери девочки. Посольство содействовало вывозу детей в Италию. На машине «Добробута» Сашу и еще два тяжелораненых ребенка вывезли в Киев. Этот сюжет на примере Кати Мартыненко и обыгрывается в фильме «Буча». Потом детей увезли в Италию на лечение, где с ними встретился Папа Римский. Потом мне позвонили Alexander Smirnov и Bandura Volodymyr и организовали вывоз Саши в США, где девочке поставили бионический протез.

Ее сестра сутки или двое стояла в подъезде дома возле больницы, дожидаясь, когда их вывезут по гуманитарному коридору. Потом она уехала в Бельгию, но вернулась назад и живет дальше в Приирпенье.

Популярные статьи сейчас

The Washington Post: Поспешное мирное соглашение по Украине может иметь опасные последствия для всего мира

В Украине аннулируют отсрочки от мобилизации: осталось три месяца

"Путин в отчаянии": в Польше отреагировали на удар по Украине межконтинентальной ракетой

Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя

Показать еще

Я описал только одну из историй, которая прошла через нас в марте 2022 года, а их было много. Тогда наша тихая зеленая Буча превратилась в ад. Наши с женой телефоны были красными. Люди кричали, плакали, умоляли их спасти или помочь.

Я смотрел фильм, а в голове проносились недавно пережитые сцены:

Вот Таня Дьяченко пытается по полю вырваться из блокированного Ворзеля, по ним начинают стрелять и она звонит дочери и прощается с ней. Дальше связь обрывается на несколько часов, и мы гадали живы они или нет. Слава Богу, им удалось вернуться в свой дом.

Или, когда я смотрю в новостях видео с дрона и вижу, что российские БМД-2 идут вдоль железнодорожной колеи и с ужасом понимаю, что они заходили туда где-то в районе, где живет Игорь Тышкевич. Игорь выжил, но похоронил несколько соседей во дворе их дома.

Я вспоминал, как молился за Кирилла Сазонова, который оказался заблокирован в «Континенте». Гора с плеч упала, когда стало известно, что ему удалось вырываться в эвакуационной колонне. Чудом он не был идентифицирован россиянами.

К финалу фильма я был ошеломлен настолько, что еще две недели отходил от переживаний. Фильм настолько погрузил в эмоции тех дней, настолько точно мазками передал картину происходящего в нюансах и полутонах, что это стало одним из самых ярких эмоциональных моментов в моей жизни. И я решил сделать все, чтобы о фильме узнало как можно больше людей в мире.

«Буча» — это украинский «Список Шиндлера» с мощным позитивным посылом об освобождении от страха. Именно это произошло с Украиной в первые дни войны. Страх опускает человека в бездну. Страх миллионов опускает в бездну всю страну. Однако в марте 2022 года миллионы украинцев преодолели страх и это спасло украинцев. Я вспоминаю рассказ двух женщин в глубинке Черниговской области в разбитой снарядом квартире о том, как они везли на своей машине хлеб для местных жителей, а по ним стреляли танки. И в их глазах горел звериный кураж, что они прорвались по этому полю. Они хохотали, когда это рассказывали мне. Это был кураж, который спас Украину в марте 2022 года.

И этот кураж рождался в аду Бучи, куда спустился главный герой фильма, который был срисован с реального человека - Константина Гадаускаса. Он вывез из оккупированной россиянами Бучи и других населенных пунктов Приирпенья 203 человека. Константин настолько светлый человек, что, находясь рядом с ним ощущаешь, что на тебя нисходит благодать. Его реальный диалог с бучанским палачом командиром 234 гвардейского десантно-штурмового полка Артемом Городиловым вставляет похлеще романов Достоевского.

Артем Городилов в один из моментов запретил Гадаускасу приезжать в Бучу под страхом расстрела. Константин Гадаускас в интервью на моем канале в Youtube вот так описал последующие события: "Когда я выезжал, я увидел, что стоит их главный командир - Артём Городилов. Сейчас мы знаем, кто это. Я просто подошёл к нему, протянул ему руку и сказал: "Я езжу сюда и помогаю людям. Ради Бога, позволь мне, ради Христа, помогать людям". Просто смотрел ему в глаза и держал руку. Я не помню, сколько прошло времени, но он протянул руку и сказал: "Ради Христа, помогай". И я дальше ездил. Он все решения там принимал, я так понимаю, потому что все обращались к нему, и если он что-то говорил, то никто не имел права его ослушаться".

Это важнейший момент фильма, который хотя обыгрывается чуть по-другому, но передает ключевой смысл – когда ты говоришь языком универсальных истин, то даже самый свирепый враг дает заднюю. И в этом достоинство «Бучи», поскольку в ней запаковано множество знаков и символов, которые отсылают зрителя к христианству и его добродетелям. После того, как я познакомился с Гадаускосом я понял мотивации главного героя еще лучше, потому что он католик. Его вера в Бога искренна. Когда я шестой раз смотрел фильм после интервью Кости на моем канале, то в моменте, где он вывозит семью композитора Поклада и начинает молиться, чтобы успокоить перепуганных людей, то понял, что именно так оно было.

И огромное достоинство фильма в том, что практически все сюжетные линии имели реальных прототипов в жизни. «Буча» - именно тот фильм, который нужно смотреть до самых конечных. Потому что именно в титрах происходит магия преображения выдуманной истории в реальную. Зритель вдруг осознает, что баба Тая в фильме – реальная баба Тая из Ворзеля. Два погибших мужчины, которые пошли за водой, были реальными. Точно также моего соседа в Буче, который пошел за водой, задержали и повели на улицу Хмельницкого, где печально известная церковь с братской могилой. Его оккупанты угрожали расстрелять, но отпустили. А нескольких бедолаг, которых пригнали туда же, забрали с собой.

Меня поразила Ольга - дочь Ирины Филькиной, той самой погибшей женщины, чья рука с маникюром обошла весь мир. Создатели фильма специально записали последние слова этой женщины за полчаса до того, как она была расстреляна оккупантами. И можно определенно сказать, что погибшая правильно воспитала дочь. Ольга Филькина пришла 5 ноября на премьеру фильма в «Гулливере» и сказала короткую, но проникновенную речь, бьющую в самую суть. Вот она: «Заслуга этого фильма в том, что он показывает настоящую человеческую натуру. И сейчас нам, украинцам, он (фильм – прим. Ю.Р.) очень нужен. Потому что в начале фильма вы видите, как россияне зашли и делают все это (зверства – прим.Ю.Р.) через свой страх, через злость, через все негативные эмоции, которые сейчас украинцев захватывают все больше и больше, а все добро, которое было показано в фильме, к сожалению, забывается и это разъединяет нас. И если сейчас этот фильм выйдет, и каждый человек задумается не только о том, что было показано и прожито, но о будущем, и возьмет что-то для себя, подумает о себе, то мы в этой войне победим».

Это суть посыла «Бучи» - преодоление страха освобождает и делает невозможное возможным. Авторы фильма показали это не просто глубоко, но и максимально деликатно. Когда тупорылые критики обвиняют их в том, что сцены часть сцен были сняты не в Буче, а в Бородянке, то не понимают, что съемочная группа ушла от этого, чтобы не травмировать жителей тяжелыми воспоминаниями. Именно поэтому «Буча» не фильм-кровавый трэш, а глубокая психологическая драма. Практически документальная. И это бьет наповал. Оказывается, что многие рядовые украинцы способны держать немыслимую для паразитов из Верховной Рады, Кабмина и прочих МСЕКов моральную планку. Одно дело, когда ты видишь на экране, как женщины отбивают у оккупантов Костю и несчастную, которую обвинили в том, что она наводчица, а другое дело, когда эти реальные женщины сидят возле тебя в кинозале и вдруг поднимаются по просьбе Александра Щура. Им зал рукоплещет стоя. И ты осознаешь, что у них достоинства и отваги больше, чем у всех Гетманцевых вместе взятых, сбежавших из Киева в первые дни войны.

Так вот, друзья мои, как абсолютно правильно заметила Ольга Филькина, «Буча» - это идеологический мост к светлому будущему Украины. В марте 2022 года именно такие простые люди с высоким содержанием эмпатии к своему ближнему сорвали планы агрессора и буквально спасли украинское государство. Вторая Украинская республика в лице насквозь прогнившей бюрократии и правящих классов не только ничего не поняла, но и не оценила самопожертвование миллионов. Вороватые паразиты оправились после первого шока и принялись за старое – распиливать бюджеты, бросая в топку войны все новые и новые сотни тысяч человеческих жизней. Собственно говоря, сама трагедия Бучи является прямым следствием того, что вороватая государственная бюрократия Второй республики проигнорировала все грозные предзнаменования касательно войны с Россией. Потому в феврале 2022 года импотенцию государства пришлось закрывать героизмом людей, вроде Константина Гадаускаса, который, как мне кажется, вполне заслужил Героя Украины. И удивительно, что до сих пор не получил заслуженную награду.

Еще один важный и симптоматичный момент. Почти неделю фильм идет в широком прокате, но «столпы» украинской кинематографии молчат, как будто ничего не произошло. Потому что эти «столпы» привыкли годами брать из государственного бюджета миллионы долларов на производство низкокачественного дерьма, которое неоднократно проваливалось в прокате. Сейчас вся эта коррумпированная «кинобригада» с завистью и страхом смотрит за успехом «Бучи». Оказалось, что можно снимать очень хорошо не потроша государственный бюджет. Не менее отвратительно, что молчит Зеленский, который очень хорошо знает создателей фильма, поскольку они лет 15 сотрудничали с «95 кварталом» (который, кстати, тоже молчит) в написании сценариев. Государство тратит десятки и сотни миллионов долларов на пропаганду и информационную политику, которая не сгенерировала и десятой части смыслов, которые заложены в фильме «Буча». Казалось бы, бери готовый продукт и разгоняй его по всему миру, чтобы усилить поддержку Украины. Нет! Усрутся, но будут гнуть свою линию.

Это отвратительное позорище, впрочем, соответствует сути кризиса Второй республики - даже находясь на краю пропасти будут плести интриги, плевать на людей и терять все шансы, которые дает судьба. Потому Вторая республика просрала все. И потому нам нужна Третья республика, построенная на принципах обыкновенной морали, которая блестяще показана в «Буче». Той самой морали, которую разделяют и украинцы, и литовцы, и американцы, и немцы, и даже русские.

Чтобы жизнь окончательно победила в Украине, ею должны руководить люди, которые любят жизнь больше денег. Пока в Украине существуют такие люди, как Константин Гадаускас она имеет шанс. Поэтому, если вы хотите жить в свободной Украине, идите и смотрите «Бучу».

--------------------------------------------------------------

Внимание! Сейчас команда фильма "Буча" отправилась в Европу для организации показа картины в ОБСЕ в Вене, Европарламенте и европейскими прокатчиками. Поскольку команда на нуле, а первые деньги от украинского проката поступят в начале декабря, то они попросили меня собрать на организационные нужды 200 тыс гривен.

Банка Монобанка https://send.monobank.ua/jar/39NDViN6E5

Приват 5523245809246604

PayPal: ivo.branov@gmail.com