«Патриотизм стал одним из общих мест в наших разговорах, и Джонсон неожиданно произнёс сильным и решительным тоном афоризм, на который многие накинутся: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Но полагаю, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, а имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов».

— Джеймс Босуэлл, 1775 г.

«Патриотизм придумали феодалы, чтобы экономить на денежном довольствии своих солдат».

— Авторство не установлено.

Многие философствующие аналитики называют российско-украинскую войну экзистенциальной войной/конфликтом, апеллируя к тому, что РФ вторглась в Украину с целью изменения социального уклада на её территории и возвращения её в лоно тоталитарно-имперской «исторической России». Причём совсем не обязательно в качестве «субъекта РФ». Путина вполне устроил бы и относительно самостоятельный монарх/тиран Украины, лишь бы «бельмо демократии» не мозолило глаза российскому правителю и его подданным на границах империи.

Но постепенно экзистенциальность этой войны снижается, поскольку киевские власти на протяжении 2,5 лет приобрели слишком много черт, характерных для нынешних правителей России. Взят под контроль интернет, почти полностью монополизированы средства массовой информации, «правоохранители» исполняют любые команды «5-6 эффективных менеджеров» по отъёму активов, при этом не забывают и о себе, подъедая добычу помельче. Коррупция на всех уровнях и бесправие граждан накрыли страну с невиданным ранее размахом, кое в чём превзойдя даже «экзистенциального противника».

Мотив большинства добровольцев, вставших на защиту Украины в феврале 2022-го, постепенно улетучивается с дрейфом украинской власти в сторону авторитаризма. Таким образом, война практически утратила свой экзистенциальный характер, превратившись в банальную феодальную войну национальных феодалов с соседом за право самим «стричь своих овец».

В этих условиях мотив воевать «за Свободу» нужно чем-то подменять. Слишком уж термин «Свобода» диссонирует с фактически происходящим в стране. Пришлось придворным пропагандистам доставать из пыльных сундуков старый добрый «патриотизм» как оправдание необходимости воевать за то, чтобы украинцев грабили «украинцы», а не «инородные имперцы».

В процесс подмены мотива войны были включены все традиционные методы и инструменты. В связи с «павшими» в предыдущих всплесках «патриотизма» коммунистическими вождями, сейчас под нож пошли не только Пушкин и Толстой, но и киевлянин Булгаков, и символ развала Советской империи Виктор Цой, и бытовой русский язык. Так недалеко осталось и до «декоммунизации» Николая Гоголя и Тараса Шевченко, писавших свою прозу на русском.

Причём этот «патриотический шабаш» раздувают не только и уже не столько националисты-«традиционалы», но и спикеры официальной власти. Из свежего — «министр освиты», поддержавший инициативу «мовных патрулей» на переменках в школах. Подозрительно вовремя произошло и убийство «знаменосицы» дерусификации Ирины Фарион. Правда, это событие ничего особого и не всколыхнуло ввиду невысокой популярности убитой среди абсолютного большинства украинцев. Особую трагикомическую изюминку всей этой движухе добавляет этническая принадлежность самого главного «укронациста». С таким Верховным этнификация войны налазит на голову с таким же скрипом, как и сова на глобус.

Но, несмотря на очевидную искусственность, столь радикальный дрейф украинской военной пропаганды в сторону «этнитизации» войны — это просто подарок пропаганде противника. Их липовые тезисы о притеснении русскоязычных и русской культуры в Украине в начале войны сейчас наполняются реальными фактами и подтверждениями. Доктрина украинского руководства по этнитизации войны не только убивает мотивацию граждан Украины участвовать в ней, но и лишает аргументов сторонников военной помощи Украине на Западе. А это уже натуральная диверсия с далеко идущими последствиями, а не просто шалости политиков ультра-националистического толка.

Кроме того, война стала инструментом продления полномочий действующей власти. Как по мне, сейчас в Украине самая слабая и непрофессиональная власть за все годы независимости. Но они таки не все полные идиоты и понимают, что их власть закончится сразу после очередных выборов. Полагаю, какая-то часть бенефициаров нынешней власти надеется, что пока дойдёт до выборов, им удастся взять под контроль электоральные настроения методом дальнейшей концентрации СМИ под своим контролем и тешат себя иллюзией продления нынешнего или близкого к нему существования и после выборов. Но большинство «эффективных менеджеров» таких иллюзий не испытывают, поэтому украинские анонимные богатеи и стали одними из крупнейших держателей криптовалюты в мире. А криптовалюта — одно из самых надёжных вложений, если придётся внезапно куда-то убегать и путать за собой следы.

Что объединяет и тех, и других — так это желание оттянуть выборы как можно дальше. И единственным способом это сделать — продолжать войну. Именно отсюда и столь радикально завышенные требования к условиям прекращения огня. Риторика про границы 91-го, НАТО, репарации, тюрьмы для военных преступников... Нагромождение тезисов в пунктах «плана Победы» вообще лень обсуждать. В целом всё звучит правильно, но недостижимо. Зато отлично вписывается в «принятую на вооружение» командой Зеленского пропагандистскую доктрину межэтнической войны.

Популярные статьи сейчас

Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится

Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев

Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев

ПФУ сделал заявление о выплатах за декабрь: успеют ли украинцы получить деньги до Нового года

Показать еще

Всё это выглядит как военно-дипломатический позиционный тупик, когда невозможно найти взаимоприемлемые условия прекращения огня ввиду нежелания одной из сторон в принципе этот процесс останавливать, при том что у второй есть возможность, переведя войну в более «вялый» формат, вести её практически вечно. При этом демонстрируя партнёрам первой стороны отсутствие её договороспособности.

Но у меня всё-таки есть серьёзное подозрение, что действительно могущественные силы, заинтересованные в прекращении самой интенсивной со времён WW2 войны, найдут веские аргументы и «5-6 эффективных менеджеров» просто иммигрируют со своей криптой под крышу какой-то западной демократии, даже не заскакивая к пластическому хирургу. А судьба нынешнего Верховного после выборов вообще вряд ли кого-то будет заботить, кроме его родных.

В общем, по моему мнению, для остановки боевых действий «могущественным силам» осталось только уточнить, кто персонально будет представлять США в этом клубе. О мирном договоре речь не идёт, поскольку он подразумевает взаимное признание границ.

Вот, собственно и всё, что пришло на ум после ознакомления с несекретными пунктами «Плана Победы» Владимира Зеленского.

--------------------------------------------------------------

Рекомендуем последнее интервью с Arty Green, которое он дал Юрию Романенко после демобилизации из ЗСУ