Демократы, построившие предвыборную стратегию в значительной степени на вопросе российско-украинской войны, продолжают реализовывать свой план, находясь во все более узком коридоре решений.
Продолжаем анализировать стратегию демократической партии на президентских выборах – ключевого события, через призму которого и нужно рассматривать происходящие в мире процессы.
Один из поворотных моментов американской предвыборной кампании – это история с невыдвижением Байдена.
После дебатов Байдена и Трампа демократы обеспокоились, что нынешний президент выглядел неубедительно.
Отдельные представители демократического Комитета даже призывают заменить кандидата в президенты, пока ещё есть время.
Однако Джо Байден упрямился, и вся верхушка демпартии, либеральная пресса и даже голливудские актеры открыто обращались к Байдену со все более настойчивой просьбой снять свою кандидатуру.
Трехкратный лауреат Пулитцеровской премии, журналист Томас Фридман написал в колонке для The New York Times: «Не помню более душераздирающего момента в американской президентской кампании за всю свою жизнь …президент должен открыто заявить, что не будет выдвигать свою кандидатуру на переизбрание… Если он [Байден] это сделает, американцы каждый день будут приветствовать Джо Байдена за то, что Дональд Трамп никогда бы не сделал — поставил страну превыше себя».
Голливудский актёр Джордж Клуни призвал Байдена сняться с президентской гонки: «Единственная битва, которую он не может выиграть — это борьба со временем», - написал актер в колонке для The New York Times.
Портал Axios сообщал, что решать дальнейшую судьбу Байдена будут Жена президента Джилл Байден, его младшая сестра Валери Байден и 85-летний Тед Кауфман, давний друг и постоянный советник президента, а также небольшая группа советников Белого дома.
«Семья» собралась и решила… идти!
Попутно Джо попал в скандал на саммите НАТО, перепутав слова talking и f*cking по отношению к жене Столтенберга.
Тем временем Дональд Трамп, окрыленный знамением своего чудесного спасения после неудачного покушения, был выдвинут кандидатом в президенты.
Вся риторика Трампа и предвыборная кампания в целом была направлена на «мочилово» немощного, выжившего из ума старика.
В Украине начали действовать новые правила покупки валюты: как теперь обменять доллары
"Укрэнерго" раскрыло новый график отключений света: три этапа за сутки
США сильнее Путина: Зеленский раскрыл ключ к завершению войны в Украине
Есть три фактора: в Раде ответили, когда могут отменить графики отключения света
И на момент, когда Байден объявил о том, что он сам не идет, а поддерживает Камалу, единственным выжившим из ума стариком в этой предвыборной кампании оказался сам Трамп.
Теперь это оружие направлено против него самого.
Не помогло даже разбавление среднего возраста президентской пары сорокалетним Вэнсом.
Конечно, зная о том, что Байден не пойдет на выборы, Трамп поставил бы вице, например Никки Хейли или Марко Рубио (он кубинского происхождения), попробовав захватить еще и другие электоральные группы, нежели только белых мужчин.
Но изменить уже ничего было нельзя.
Команда демократов дождалась, когда Трамп совершит непоправимую ошибку, и воспользовалась этим сполна.
Как в фильме «Престиж» (2006) китаец, который показывал фокус с аквариумом, вынужден был годами притворяться калекой. Только ради одного этого фокуса! Вся жизнь была подчинена этому фокусу с аквариумом.
Байден повторил этот фокус. Хоть и не всю жизнь, а только последние года полтора-два исполнял роль выжившего из ума разваливающегося на глазах старика.
Если Стивена Спилберга штаб демократов пригласил только для того, чтобы он поставил драматическую паузу с невыдвижением Байдена, то браво!
Но, судя по всему, это еще не все режиссёрские задумки.
В середине сентября Камала Харрис выпустила предвыборный ролик, в котором показывались основные вехи истории Украины и высказывания Трампе об Украине и Путине.
Ролик рассчитан на американцев украинского, польского и литовского происхождения и будет транслироваться в ключевых штатах: Пенсильвании, Мичигане и Висконсине.
Таким образом, этим предвыборным ходом демократы еще больше привязали свою стратегию победы на выборах к результатам войны в Украине.
Но почему вообще вопрос окончания войны в Украине должен стать важным для американских избирателей?
Главный аргумент скептиков «узкого коридора» для демократов состоит в том, что в перечне вопросов, интересующих американского избирателя, Украина находится в конце списка.
Но дело в том, что основная часть списка уже «разобрана». Избиратели по обе стороны баррикад уже определились по основным вопросам устройства внутренней жизни США.
Остались неопределившиеся, и задача обеих партий их «определить», иначе они просто не пойдут на выборы.
Выиграть выборы можно будет на вопросе, лежащем за пределами первых строчек «списка».
Причем фактор войны в Украине могут разыграть оба оппонента.
Камала Харрис продолжает политику Байдена по сдерживанию России, в результате которой Украина с помощью США должна «остановить» Путина.
Дональд Трамп обещает остановить войну за 24 часа путем заключения сделки.
Трамп будет бить демократов за неспособность решить этот вопрос. Самого же Трампа будут обвинять за предполагаемый унизительный мир с Россией.
Но Трамп не при власти – он может обещать все, что угодно. А вот демократам войну в Украине «оденут на голову».
Тем более, что Камалу и ее штаб за язык никто не тянул. Ролик с подсолнухами, где она обещает остановить Путина, может быть использован против нее, если не будет прогресса по окончанию войны в Украине.
Поэтому демократам нужен результат. Причем такой, который будет: а) очевиден; б) недвузначен.
Но проблема в том, что вслед за Байденом Камала Харрис рисует такой же неконкретный образ победы, что ставит демократов в очень сложное положение.
От Штатов мировое сообщество попросту ждет мира – окончания войны в Украине.
Демократов, по сути, поставили на растяжку (чему они сами немало поспособствовали), и на них будет давить несколько факторов:
- Китай – предложив свой план КНР ждёт ошибки США дабы подвинуть их с трона. Швейцария и Венгрия присоединились к уже теперь китайско-бразильскому мирному плану по урегулированию военного конфликта в Украине. Китайско-бразильская инициатива снова набирает обороты на фоне того, что альтернативные планы не представлены либо не имеют широкой поддержки.
- Трамп – аналогично не упустит возможности размазать конкурентов, если они уступят лидерство Китаю;
- Время – до выборов остается месяц;
- Выборы – на них нужно побеждать, иначе это может закончиться плохо для политических карьер и свободы многих функционеров из демпартии;
- Цены на бензин внутри США – в свете подскочивших цен на нефть из-за эскалации на Ближнем Востоке;
- Стратегия Салливана-Бернса – предложенное решение не должно привести к дезинтеграции РФ как ключевого персонажа Новой холодной войны;
- Дипломатическая переменная геометрия – решение должно укладываться в рамки новой архитектуры глобальной безопасности и подтверждать ее эффективность;
- Объективные возможности Украины – её конечный человеческий и военный потенциалы;
- Недопустимость ядерной эскалации – решение ни в коем случае не должно поставить под угрозу ядерную безопасность.
То есть у администрации Байдена остается месяц, чтобы закончить войну в Украине.
Первый заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл заявил: «В конечном счете, думаю, есть осознание, что часть этого потребуется решать за столом переговоров. И надежда будет на то, что в какой-то момент в не столь отдаленном будущем мы обнаружим себя ведущими дипломатическое взаимодействие какого-то рода».
Но почему Россия должна согласиться на переговоры?
РФ демонстративно игнорирует вопрос Курской области, делая вид, что ничего такого не произошло – мол, рабочий вопрос, как-нибудь решим.
Попутно Россия продолжает двигаться на Донбассе и пойти на переговоры сейчас – значить упустить инициативу.
Курск замедлил продвижение русских на Донбассе, но не остановил их. Мобилизация в Украине идет полным ходом, оружие передается, но особых результатов не видно.
Значит, чтобы Россия согласилась на переговоры их нужно шокировать. Буквально!
То есть принудить Россию к переговорам можно только силой. Это в общем и есть план Трампа.
Но для демократов уже будет действовать ряд ограничений – передача дополнительного оружия уже ничего не решит, а выделение дополнительных денег не пройдет через Конгресс. Тем более, что Украине и так выделили военной помощи на 7,9 млрд дол. до конца года.
Тем временем западная пресса пишет о проблемах в украинской армии и разваливающемся фронте на Донбассе. По словам The Times еще 200 тысяч украинцев могут мобилизовать до конца года. Но выполнить план мешают коррупция, недостаток кадров и здоровья мобилизованных.
Новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте во время визита в Киев заявил, что для Украины время не на ее стороне…
То есть важнейшее внешнеполитическое обещание «остановить Путина» пока только обещание.
А времени – меньше месяца…
Что могут сделать демократы в «узком коридоре»?
10 октября Байден на базе Рамштайн встретится с канцлером Германии Шольцем, президентом Франции Макроном и премьер-министром Великобритании Стармером.
Зачем Байден летит в Германию?
Во-первых, если бы Байден хотел просто пообщаться на высоком уровне с главами Германии, Франции и Великобритании, то был бы выбран более гражданский формат.
Встреча же Байдена, Шольца, Макрона и Стармера заявлена на американской военной базе Рамштайн. То есть формат максимально милитаризованный. И именно этот сигнал и ретранслирует администрация президента США.
Во-вторых, уровень представительства – участвуют только первые лица. Если бы хотели объявить о передаче ста тысяч снарядов, для этого бы очередной Рамштайн прошел бы в штатном, даже можно сказать рутинном режиме. Значит речь пойдет о чем-то важном.
В-третьих, это будет последний Рамштайн для Байдена как Президента. Значит он должен быть в определенном смысле итоговым. И знаковым, как для Байдена и демократов, так и для самого формата Рамштайн как первичного звена новой глобальной архитектуры безопасности.
В-четвертых, встреча будет проходить прямо накануне выборов. В условиях, когда демократы и республиканцы отмобилизовали свой электорат, борьба пойдет за неопределившихся.
С учетом этих факторов, а особенно тот факт, что до дня голосования осталось меньше 4 недель, можно предположить (исключительно с политтехнологический точки зрения), что должен произойти некий процесс, который должен повлиять на предпочтения неопределившихся американских избирателей.
Причем процесс должен состоять из трех последовательных событий.
Первое – 10 октября: встреча на Рамштайне. Решения и заявления, которые будут там сделаны, должны создать необходимый фон для следующих событий.
Второе – ориентировочно 20–22 октября: яркое, эмоциональное, сжатое во времени событие, связанное с российско-украинской войной, запускающее следующее электорально значимое для американцев событие.
Третье – ориентировочно 28 октября – 1–2 ноября: Суперсобытие Х.
Даты двух последних событий, чисто политтехнологически, вычисляются по аналогии с предыдущими успешными президентскими кампаниями демократов.
Если же демократы не воспользуются таким шансом, то подвернут чрезвычайному риску свое политическое будущее. А они, судя по многим признакам, власть отдавать Трампу не намерены.
Авторы:
Владимир Шевченко, политолог, доктор философских наук
Андрей Саварец, аналитик, юрист, автор telegram канала «Особое мнение»