Пиариться на проблеме вместо поиска решения – худшая опция, которую только могут выбрать государственные чиновники. Медиа на «ура» восприняли инициативу Минобороны по запуску перечня недобросовестных иностранных поставщиков оружия, несмотря на то, что ею ведомство фактически расписалось в неспособности навести порядок в оборонных закупках. Эта идея не просто не решит наших проблем, она их умножит.
Так называемый «черный список» – это якобы ответ на недобросовестных поставщиков, которые взяли авансы, а нужную номенклатуру ВСУ или не поставили, или поставили несвоевременно, или не того качества/количества. Антикоррупционеры при Минобороны говорят, что идею обсуждали «много лет». И это удивляет. Потому что если так долго обсуждали, то почему же сделали как всегда – через ж*пу?
Первый и главный вопрос – а подкреплен ли этот «черный список» соответствующей нормативной базой (то есть, законен ли он вообще)? Кто, по какой логике и по каким критериям его будет формировать? Какие антикоррупционные предохранители заложены? Нивелирован ли человеческий фактор и, не получится ли так, что список неугодных будет формироваться кем-то из субъективных соображений и, возможно, под влиянием определенных игроков рынка вооружения? Похоже, никто не собирается давать ответы на эти вопросы.
Также следует отметить, что указанный «черный список» предусмотрен только для иностранных поставщиков. И возникает вопрос: что тогда делать с отечественными производителями?
Закон Украины «Об оборонных закупках» закрепляет принципы равенства и конкуренции в процессе закупок и никаких «черных списков» не предусматривает. Первое, что должны были бы сделать авторы идеи, – внести в закон соответствующие изменения. Не сделали. Такая же история с постановлением Кабмина от 11 ноября 2022 года №1275 «Некоторые вопросы осуществления оборонных закупок на период действия правового режима военного положения».
Еще один способ «легализовать» перечень – издать приказ министра обороны, согласованный Минюстом и Государственной регуляторной службой (ГРС) по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. Их рецензии означали бы, что изданный перечень не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает государственную политику в отношении субъектов хозяйствования. Согласование ГРС занимает до двух месяцев. Я сомневаюсь, что это сделали. А если и сделали, почему держат в секрете?
Перечисленные шаги кто-то может назвать бюрократией. Вы правы, но они крайне важны, потому что без них существование «черного списка» является незаконным и выглядит не иначе как попытка в ручном режиме определять с кем контрактоваться, а с кем – нет. И это создаст все правовые основания производителям и поставщикам оружия обвинить Украину в коррупции и забросать судебными исками. А это – финансовые и репутационные потери, разрыв отношений, срывы поставок оружия. Этими простыми решениями и пиаром мы сами себе заложили мину.
Что вместо этого стоило бы сделать руководителям Минобороны и Агентства оборонных закупок? Ответ элементарный – просто работать, ответственно и честно выполнять свои обязанности. Один из них – создать эффективную систему проверки кадров и контрагентов. На это у них есть институциональная способность, полномочия, штат, бюджет.
Это единственный действенный способ вовремя выполнять контракты и защитить государственные деньги от недобросовестных поставщиков, не прибегая к ручным и откровенно глупым решениям. К сожалению, эта работа до сих пор не сделана. На нее даже намеков нет. По моему убеждению, это ставит под сомнение не только компетенции ответственных чиновников, но и их мотивы.
Повторю мысль, которую не раз озвучивал: навести порядок в сфере оборонных закупок и положить конец позорным коррупционным скандалам можно за несколько месяцев. В Агентстве оборонных закупок, в Минобороны есть специалисты, которым для этого не будет недоставать профессионализма, опыта и добропорядочности. Жаль, что этого не хватает их руководителям.