От Павлычко таки перейдем к Бабелю. Два кольори мої, два кольори, Оба на полотні, в душі моїй оба, Два кольори мої, два кольори: Червоне — то любов, а чорне — то журба... Конформизм — черта «человека массы». Но автор не возьмется судить ни двух значительных представителей украинской культуры, ни их выборов. Им достались трудные выборы. Они делали, что могли и жили как могли.
Я просто опишу как травма на развилке — сползание или рост, может разрешаться под давлением «людей массы». Что происходит, когда происходит «восстание масс», когда «люди массы» начинают диктовать свои условия. Когда они дорываются, наконец, до вожделенной сцены. И мы помыслим, имеет ли это отношение к Буче.
ГОЛУБЬ, ГУСЬ, БОРИСПОЛЬ, БУЧА
Пребывая под Борисполем в годы коллективизации, Исаак Бабель написал в письме об «одном из самых резких воспоминаний за всю жизнь». «До сей минуты просыпаюсь в липком поту».
Возможно, он говорит об этом эпизоде.
„…Повидал я в Гражданскую потасовку много унижений, топтаний и изничтожений человека как такового, но всё это было физическое унижение, топтание и изничтожение. Здесь же, под Киевом, добротного, мудрого и крепкого человека превращают в бездомную, шелудивую и паскудную собаку, которую все чураются, как чумную. Даже не собаку, а нечто не млекопитающееся…“, – написал этот неукраинский писатель.
В психологической символике, как и в духовной, птица часто символизирует соприкосновение с высшим бессознательным (© Роберто Ассаджиоли). Называть высшее бессознательное можно по-разному, не суть.
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (От Матфея 3:16).
В «Истории моей голубятни» Бабеля, описывающей ситуацию с еврейским мальчиком во время черносотенного погрома в Одессе сюжет выглядит иначе. Хотя оба сюжета вели к распятию. «Мы всё-таки мудреем год от года — Распятья нам самим теперь нужны, Они богатство нашего народа, Хотя, конечно, и пережиток старины» (© В. Высоцкий. Случай на таможне).
Я оставлю фрагмент из «Истории моей голубятни» здесь, как исторический источник. Потому что из пасторальных национальных историй такое вымарывается. Рождая все новые и новые Бучи.
В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса
Украинцам обнародовали тариф на газ с 1 декабря: во сколько обойдется один кубометр
США сильнее Путина: Зеленский раскрыл ключ к завершению войны в Украине
В Киеве усилят меры безопасности и выставят дополнительные блокпосты
«И Макаренко протянул мне руку, запятнанную проказой.
– Чего у тебя в торбе? – сказал он и взял мешок, согревший мое сердце.
Толстой рукой калека разворошил турманов и вытащил на свет вишневую голубку. Запрокинув лапки, птица лежала у него на ладони.
– Голуби, – сказал Макаренко и, скрипя колесами, подъехал ко мне, – голуби, – повторил он и ударил меня по щеке.
Он ударил меня наотмашь ладонью, сжимавшей птицу, Катюшин ваточный зад повернулся в моих зрачках, и я упал на землю в новой шинели.
– Семя ихнее разорить надо, – сказала тогда Катюша и разогнулась над чепцами, – семя ихнее я не могу навидеть и мужчин их вонючих…
Она еще сказала о нашем семени, но я ничего не слышал больше. Я лежал на земле, и внутренности раздавленной птицы стекали с моего виска. Они текли вдоль щек, извиваясь, брызгая и ослепляя меня. Голубиная нежная кишка ползла по моему лбу, и я закрывал последний незалепленный глаз, чтобы не видеть мира, расстилавшегося передо мной. Мир этот был мал и ужасен.
Камешек лежал перед глазами, камешек, выщербленный, как лицо старухи с большой челюстью, обрывок бечевки валялся неподалеку и пучок перьев, еще дышавших. Мир мой был мал и ужасен. Я закрыл глаза, чтобы не видеть его, и прижался к земле, лежавшей подо мной в успокоительной немоте.
Утоптанная эта земля ни в чем не была похожа на нашу жизнь и на ожидание экзаменов в нашей жизни. Где-то далеко по ней ездила беда на большой лошади, но шум копыт слабел, пропадал, и тишина, горькая тишина, поражающая иногда детей в несчастье, истребила вдруг границу между моим телом и никуда не двигавшейся землей. Земля пахла сырыми недрами, могилой, цветами. Я услышал ее запах и заплакал без всякого страха.
Я шел по чужой улице, заставленной белыми коробками, шел в убранстве окровавленных перьев, один в середине тротуаров, подметенных чисто, как в воскресенье, и плакал так горько, полно и счастливо, как не плакал больше во всю мою жизнь».
«Можем повторить», говорят вымарывающие из истории. На разных языках, и разных континентах, с разными людьми и народами.
Для небольшой разрядки, усато-бородатый анекдот про высокопоставленного «человека массы».
Маршала Буденого спросили:
— Вам нравится Бабель?
— Ну, смотря какая, — покручивая ус ответил Буденый.
На самом деле, Буденый Бабеля знал и ненавидел. За разрушение милого сердцу мифа.
Украинская Википедия упоминает, что Исаак Бабель служил в 1-й Конной армии (прошу не путать с 1-й гвардейской танковой Краснознамённой армией) на территории Украины.
Но мы вряд ли станем переводить, печатать или читать «Конармию» Бабеля.
Нам вряд ли захочется понимать, откуда приходят Бучи. Ведь они всегда приходят к украинцам извне. Они не в той части человеческой природы или природы общества «восстания масс», которая в нас самих и рядом с нами. И с которой нам надо учиться справляться. Которую надо, как человеческим существам, перерастать.
За текст ровно о том, что еще полезет из неприкрилизанного пропагандой нутра «человека массы» в Буче, Бабель был подвергнут пыткам, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.
Но автор обещал показать механизм и кейс целиком. Как голубь, ниспускающийся на Христа («незаконнонароджений проповідник єврейського походження з Вифлеєма») превращался в распятие, все помнят. Поэтому о более близком во времени и пространстве. О том, как вишневая голубка превращается «восстанием людей массы» в размазанные кишки на щеке мальчика, а потом тем же «восстанием масс» – в первого, и очевидно, что не последнего для автора, но последнего для хозяйки гуся.
Прошу рассматривать, как источник настоящей истории. Той, которая вымарывалась и за которую расстреливали тогда. Той, которая уже вымарывается теперь.
«– Ты из киндербальзамов, – закричал он, смеясь, – и очки на носу. Какой паршивенький!.. Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки. Поживешь с нами, што ль?
– Поживу, – ответил я и пошел с квартирьером на село искать ночлега.
Мы подошли к хате с расписными венцами, квартирьер остановился и сказал вдруг с виноватой улыбкой:
– Канитель тута у нас с очками, и унять нельзя. Человек высшего отличия – из него здесь душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…
Он помялся с моим сундучком на плечах, подошел ко мне совсем близко, потом отскочил, полный отчаяния, и побежал в первый двор. Казаки сидели там на сене и брили друг друга.
– Вот, бойцы, – сказал квартирьер и поставил на землю мой сундучок. – Согласно приказания товарища Савицкого, обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот человек пострадавший по ученой части…
Квартирьер побагровел и ушел, не оборачиваясь.
Я приложил руку к козырьку и отдал честь казакам. Молодой парень с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом подошел к моему сундучку и выбросил его за ворота. Потом он повернулся ко мне задом и с особенной сноровкой стал издавать постыдные звуки.
– Орудия номер два нуля, – крикнул ему казак постарше и засмеялся, – крой беглым…
Парень истощил нехитрое свое умение и отошел. Тогда, ползая по земле, я стал собирать рукописи и дырявые мои обноски, вывалившиеся из сундучка. Я собрал их и отнес на другой конец двора...
Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков, казаки ходили по моим ногам, парень потешался надо мной без устали, излюбленные строчки шли ко мне тернистою дорогой и не могли дойти. Тогда я отложил газету и пошел к хозяйке, сучившей пряжу на крыльце.
– Хозяйка, – сказал я, – мне жрать надо…
Старуха подняла на меня разлившиеся белки полуослепших глаз и опустила их снова.
– Товарищ, – сказала она, помолчав, – от этих дел я желаю повеситься.
– Господа бога душу мать, – пробормотал я тогда с досадой и толкнул старуху кулаком в грудь, – толковать тут мне с вами…
И отвернувшись, я увидел чужую саблю, валявшуюся неподалеку. Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. Белая шея была разостлана в навозе, и крылья заходили над убитой птицей.
– Господа бога душу мать! – сказал я, копаясь в гусе саблей. – Изжарь мне его, хозяйка.
Старуха, блестя слепотой и очками, подняла птицу, завернула ее в передник и потащила к кухне.
– Товарищ, – сказала она, помолчав, – я желаю повеситься, – и закрыла за собой дверь.
А на дворе казаки сидели уже вокруг своего котелка. Они сидели недвижимо, прямые, как жрецы, и не смотрели на гуся.
– Парень нам подходящий, – сказал обо мне один из них, мигнул и зачерпнул ложкой щи” (И. Э. Бабель «Мой первый гусь»).
Так что не думайте, что «если на носу у вас по-прежнему очки, а в душе осень», вы защищены от восстания масс.
Заигрывающие с радикализмом, конечно, могут подумать в духе «говоря короче, сколько побито бедняков «Соломонишек», и ни один. Соломон Ротшильд» (©В. Маяковский). Или о демонстрации какой-то подходящей под исторический момент принадлежности. Но, хочу напомнить, что восстание масс бьет не по паспорту, а по морде. А к мордам постсоветских элит у восстания масс по-любому найдется претензия.
НЕРУССКОЕ ПОЛЕ РАДИКАЛИЗМА
В Украине есть огромное пространство, где радикализм и политическая воля были бы в самый раз.
Например, когда ОПУ назначает «кураторов» бригад контрнаступления, это радикальное волевое решение вряд ли уместно критиковать.
С одной стороны, назначение «смотрящих» — это именно то, что разрушило даже остатки нормальных институтов в Украине или уничтожает их паростки. Поэтому насколько бы дружную с логикой и практикой польского госуправления, прогрессивную и достойную конструкцию ни выстроил в эфире Пьотр Кульпа, у украинского зрителя она вызовет реакцию: «Ну, да...»
С другой — у нас осталась только такая работающая практика. Менять ее, в данном конкретном случае, некогда. Важность задачи очевидна. И то, что за задачу несет персональную ответственность именно Верховный Главнокомандующий, очевидно.
Но есть еще немалое количество полей для радикальных решений.
Например, у коллеги на странице встретил такой репост.
“Подзвонили з КАДРІВ частини, офіційно обрадували, що вивели мене ЗА ШТАТ.
Це означає, що військовослужбовець не займає в армії ніяку посаду і отримує зарплату як строковик щось там приблизно в районі 700 гривень в місяць. Але при цьому згідно законодавчому маразму, який виник у військовий час, для вас немає підстав для демобілізації. Тобто, в армії ви залишаєтесь і типу маєте виконувати там якісь обов'язки просто без зарплати (незрозуміло які, бо посади у вас немає).
Виведені поза штат у військовий час - це такі привиди в армії, яких ніби-то і немає, але в той самий момент вони залишаються рабами і мають якось служити далі.
Найсмішніше те, що я навіть ще ВЛК не пройшов. Тобто мене вивели за штат чисто за те, що я ДОВГО ЛІКУВАВСЯ. Тому тепер нарешті можете вітать. Я ПОЗА ШТАТОМ, без зарплати і без ніхуя.
Служу українському народу!
Окрім виведення за штат є ще така "смішна" штука, як "тимчасова непридатність до військової служби з переглядом через 6/12 місяців". Це в армії придумали такий хитрий статус між "обмеженою придатністю" і списанням. Тебе визнають "тимчасово непридатним" на півроку, або рік і потім знову треба проходити ВЛК, раптом ти одужав.
Продовжуватись "виведення за штат" або "тимчасова непридатність" можуть безкінечно, ці статуси ніяк по-людськи юридично не вругульовані. Командири мають право тримати таких людей в частинах і не пускати додому. Але навіть мінімальну зарплату ці люди не отримують, бо їх вивели за штат і посаду в армії вони не займають.
Треба розуміти, що по факту це зазвичай дуже важко поранені, травмовані, або сильно хворі військовослужбовці, які по факту не тільки не можуть нічого робити, але й потребують серйозного лікування та догляду, на яке немає ні грошей, ні фізичної можливості.
От уявіть собі картину: сидить виведений за штат мужик в частині, зарплату не платять, додому не пускають.
Вдома в нього сидить жінка з двома дітьми, надзвонює йому і каже: Довбойоба кусок, ну як ти сходив в свою армію, усіх врятував, допоміг дітям своїм? А нещасному мужику навіть слухавку вже підіймати соромно.
Розповісти комусь таке - не повірять. А так і є. І в такому становищі зараз знаходяться вже тисячі важкопоранених і хворих військовослужбовців.
Я впевнений, що в хороших колективах товарищі по службі вже скидуються таким людям на зарплату, що роздуває усвідомлення маразму ситуації до міжгалактичних розмірів.
Найсмішніше те, що якщо зараз спитать про це явище в якогось рандомно обраного високого начальства, то воно скаже, що взагалі нічого не знало і можливо навіть не збреше. Просто от так воно якось все склалось, та і мать його, треба розбиратись ще рік-другий.
Володимир Шередега
боєць батальону "Дніпро-1", солдат у 57 окремій мотопіхотній бригаді імені кошового отамана Костя Гордієнка”.
Не знаю других деталей о кейсе конкретного военнослужащего. Автор аналитик, движимый стремлением помочь заметить и решить системные проблемы, затрагивающие очень многих людей. Таких вещей можно много услышать в частных беседах или видеть в Сети. Если они исчезнут (не потому, что запретили говорить, а потому что саму проблему решили), станет очевидным, что радикализму в Украине нашлось достойное применение.
ВТОРАЯ ПИРАМИДА ПУТИНА. КОГДА МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
Есть такой психолог Роберт Дилтс (Robert B. Dilts). Один из классиков NLP, которое доказательно развенчали как псевдонаучное. Что не должно смущать совсем уж целиком и окончательно. Так как параллельно взялись за Фрейда, и за психоанализ. И за много чего еще. Особенно метафизическое.
Модель «нейрологических уровней» Дилтса остается популярной, особенно в бизнес-среде. Это инструмент, дающий вполне ясные и разумные ориентиры.
Комментировать картинку детально особо незачем. Ключевой нюанс в чем. Важным приложением к собственно «нейрологическим уровням» является идея, что более высокие этажи пирамиды являются определяющими для низлежащих.
Если человек обнаружил миссию, это определяет, кто он, что для него важно, что и как он может, что станет делать и в каком окружении.
Если не обнаружил, то он как участник легендарного российского марш-броска на Приштину.
— Ну, поехали. Ну, приехали. А нахіба? — Непонятно.
— Кто мы хотя б по статусу? — Да ёпт.
— Почему и что тут важного? — Хз.
— Чё делать та? — См. Предыдущий ответ.
— Где? Когда? С кем? — Вы что там издеваетесь?
Кароч, миссия, которой на самом деле нет, как бы невыполнима.
Аналогичная история приключилась с элитными российскими войсками, не знавшими как бы им так из навеки захваченного Херсона «лавировать, лавировать, чтобы вылавировать».
Причина постсоветской катастрофы в том, что мы имеем дело с перевернутой пирамидой Дилтса.
Здесь определяющими вопросами являются «Где? Когда? С кем?» (пересекался, бухал, мутил и т. п.), не «Зачем? Ради чего?» В этих условиях вопрос «Зачем? Ради чего?» тотально подчиняется интересу низшего уровня пирамиды. Т.е. персональным или узко-групповым интересам, а не общему благу.
Поэтому система превращается в нечто, способное только к имитации.
Как выглядит работа системы, построенной на перевернутой пирамиде Дилтса?
Представим беседу, происходящую в госструктуре в одной недалекой стране. Заменим действующих лиц на киношных, из мгновений весны.
Миссия
«Сохранить верность и веру в народ (зачеркнуто, в Фюрера) есть такой же интерес нации, как сохранить здоровый народ. И то и другое подтачивается теми предпринимателями, которые не чувствуют себя членами всего общественного организма. Ибо гнусная жадность и беспощадность порождают глубокий вред для будущего. Устранить причины такого развития — это заслуга перед нацией, а не наоборот», Майн Кампф. Тонкую мысль уловил? Вот это нести сюда, а то — туда.
Идентичность
Ты «истинный гипербореец» Штирлиц или гребаный жидовствующий либерал, иностранный агент Исаев, готовый отпустить какого-нибудь пастора Шлага в Швейцарию? Гребаный либерал, но агент истинных гиперборейцев? Ладно. Прочитай тут: «С делом и судьбой профессора Плейшнера ознакомлен». Подпиши.
Ценности, убеждения
«С товарищами по работе поддерживаешь хорошие отношения? Беспощаден к врагам Рейха?» (отсылка к партийной характеристике члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС Штирлица — Прим. авт.).
Беспощаден к врагам Рейха? Ладно. На крайняк, с товарищами по оффшорам поддерживаешь? А если не найдем?
Способности
«Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС?»
Та да. При выполнении более важных критериев, способности тоже не помешают. Подробнее об этом спросим позже.
Понимаешь, кто-то из лояльных окружающих совершенно неспособен к одному, кто-то к другому.
Поэтому при условии попадания в окружение, каждый человек из предельно лояльного окружения имеет шанс заняться тем, чем он неспособен заниматься в наименьшей степени. Меритократия. Если что, дополируем ФАУ и атомной бомбой.
Действия
«Ксива штандартенфюрера имеется? Партбилет НСДАП есть?»
Ваще красава! Остальное второстепенно. Действия, свидетельствующие о лояльности, могут запятнать только действия порочащие эффективностью. Эффективность для лохов и всяких жидомассонов, не к белой ночи будь упомянуты.
Окружение
«Ты что Фюрера знаешь? Как так «Проник в Ставку Гитлера»? А...»
Наш человек. Главное в нашей жизни правильно себя окружить или дать окружить. Например, если ты попал в окружение фюрера в правильном месте и в правильное время, вознесет даже не просто в какие-нибудь заштатные депутатишки. На долгие годы. На самые внушительные в Рейхе «должностя».
До какого уровня добрался, таково и твое место в сословной пирамиде. Точнее, с какого окружения, волею судеб, стартовал, там тебе и будет место. Дальше только лояльность, только хардкор.
ПОДЪЕМ ПЕРЕВОРОТОМ
Перевернутая пирамида Дилтса — прямое следствие состоявшегося восстания масс. С их примитивными критериями и фильтрами.
Казалось бы, единственным резонным для общества вариантом было бы придать пирамиде естественное положение. Ведь формируемая такой пирамидой квазисословная квазисистема полностью описывается известной характеристикой: «В мирное время бесполезен, в военное опасен!»
Но (номер 1)!
Каждый блюститель поставленного с ног на голову порядка не для того годами работал печенью ради правильного окружения, чтобы поступиться.
Но (номер 2)!
Как тут не вспомнить другой яркий сюжет о человеке с гусем? Он пронизывает все — от внутриполитического до внешне- и даже гео-.
Как говорил один косивший под слепого известный вороватый персонаж, разоренный революцией, но все же удостоенный памятника в Киеве (символического, надо сказать, памятника:
— Поезжайте в Киев! — сказал он неожиданно. — И тогда вы поймете, что я прав. Обязательно поезжайте в Киев.
Нет, лучше этот фрагмент.
— Паниковский бежит! — закричал Балаганов.
— Вторая стадия кражи гуся, — холодно заметил Остап. — Третья стадия начнется после поимки виновного. Она сопровождается чувствительными побоями.
О приближении третьей стадии Паниковский, вероятно, догадывался, потому что бежал во всю прыть. От страха он не выпускал гуся, и это вызывало в преследователях сильное раздражение.
— Сто шестнадцатая статья, — наизусть сказал Козлевич. — Тайное, а равно открытое похищение крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения.
Балаганов захохотал. Его тешила мысль, что нарушитель конвенции получит законное возмездие.
Машина выбралась на шоссе, прорезав галдящую толпу.
— Спасите! — закричал Паниковский, когда «Антилопа» с ним поровнялась.
— Бог подаст, — ответил Балаганов, свешиваясь за борт.
Машина обдала Паниковского клубами малиновой пыли..
— Возьмите меня! — вопил Паниковский из последних сил, держась рядом с машиной. — Я хороший.
Голоса преследователей сливались в общий недоброжелательный гул.
— Может, возьмем гада? — спросил Остап.
— Не надо, — жестоко ответил Балаганов, — пусть в другой раз знает, как нарушать конвенции.
Но Остап уже принял решение.
— Брось птицу! — закричал он Паниковскому...
Кароч, кажется лучше выгодополучателям переворота пирамиды Дилтса, для начала, уже бросить птицу. Ибо вторая стадия кражи гуся на подходе? :)