Монета была его единственной любовью,
нет, больше – всепобеждающей страстью...
Дэн Симмонс. Падение Гипериона
Что касается авиационного удара ВКС РФ по Белгороду,
то слава Богу, что все обошлось всего двумя пострадавшими.
Но вспоминается "бородатый" анекдот про пьяный экипаж и
слова командира на информацию о том, что
пьяный штурман забыл взять карты:
"Опять по пачке "Беломора" лететь придется!"
Стрелков-Гиркин,
рассерженный пессимист-реконструктор
Текст очень специфический, относится к жанру ментальных раскопок и потому содержит большие цитаты. Часть из них скучнее казенного юмора. Если вам не интересно, как именно формируется и поддерживается сословная ментальность, в которой (столь многие) пребывают на постсоветском пространстве, может не пронять. Автор честно предупредил :)
Фицо обвинил Зеленского в попытке подкупа, - Politico
Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
ПФУ сделал заявление о выплатах за декабрь: успеют ли украинцы получить деньги до Нового года
МНОГИЕ ГЕНИАЛЬНЫЕ УМЫ И НАЛОГИ
Ничто так не согревает душу исследователя, как работа с ценным источником. Нами будет использован не просто ценный, а бесценный артефакт. Настоящий брюлик сословно-ведомственной российской мысли, самостоятельно повествующий «о времени, и о себе» © В. Маяковский. В нем, как в пачке «Беломора» пьяного российского экипажа... Впрочем, обо всем по порядку.
В 2020-м году к 30-летию Федеральной налоговой службы РФ была издана помпезная дофигастраничная «Налоговая история». С предисловием, ни много, ни мало Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина (просто копирую подпись из всего с большой буквы, для понимания высоты штиля). Отмечено, что «книга может служить учебным пособием для школьников и студентов».
Как историк по первому высшему, я, признаюсь, просто не смог пройти мимо животрепещущего. Пройти, не заглянув — чему ж там учат налоговиков за поребриком в разрезе исторических глубин. И чему, соответственно, научат «школьников и студентов». Всех этих детей самых обедневших российских придворян и прочих разночинцев, которым не досталось других медом мазанных социальных лифтов.
Мы же все знаем, что есть такие общества, где самый главный табель — это табель о рангах. А в табели о рангах главное — прилагается ли табельное оружие.
Штош, рассмотрим, поцитируем.
Итак...
«Уважаемые читатели, коллеги, друзья!», — с широкого жеста главного юбиляра стартует первый автор. Стартует, чтобы благосклонно сообщить, дескать пребывает в (блаженнейшей) уверенности, что «книга вызовет интерес не только у профессионалов, но и у широкой читательской аудитории. Прежде всего, поможет повысить финансовую грамотность, даст возможность лучше ориентироваться в налогообложении, будет способствовать воспитанию правосознания, формированию положительного отношения людей к государственной налоговой политике».
Чтобы разобраться, так ли это, читаем дальше. Ибо вслед за профессионалом-налоговиком-аксакалом Мишустиным книгу, как водится, благословил профессионал-поросль, тоже налоговик с младых ногтей — руководитель Федеральной налоговой службы РФ Даниил Егоров.
«Дорогие друзья!» — очевидно, предвидя в ответ идиому про тамбовского волка, суше и короче продолжил Д. Егоров... И мы уже понимаем, что реальный круг адресатов-читателей тает на глазах... а в написанном проступает некая быстрая, загадочная тень недосказанной правды о круге выгодополучателей. Ну, вроде как на Фейсбуке «Доступно всем» поменять на «Определенные друзья», и если бы это было про деньги.
Вот, о чем далее извещает второй спредисловивший:
«В этой книге описаны не только основные этапы развития, но и те инструменты, которые прошли проверку временем и сейчас успешно используются. Древний Египет оставил нам земельный кадастр, в Древнем Риме предложили взимать налоги деньгами, в средневековых торговых республиках сформировалась система налогов на капитал, а в Новое время возникла классическая модель налогообложения доходов...
Из фискального ведомства в 90-х годах прошлого века, когда решать задачи наполнения бюджета приходилось в экономически неспокойное для страны время, сегодня ФНС России превратилась в прогрессивную структуру, применяющую самые современные технологии.
Налоговая служба менялась шаг за шагом. Появилось новое законодательство, внедрялись передовые технологии и сервисы, основная задача которых — упростить процесс уплаты налогов для каждого гражданина».
В общем, все мы поняли, что со времен Древнего Египта люди наполегливо создавали инструменты для прогрессивной российской ФНС. Дальше вековые традиции подхватили, «расширили и углУбили», не чуждающиеся самых передовых технологий, мытари-технократы М. Мищустин и Д. Егоров.
К тому, что автор статьи выделил, вернемся. Пока продолжим сбор анамнеза.
Авторам кирпича (на шее российской бизнес-Му-му, к примеру, «Mail.ru Цифровые технологии», которое под(д)ержало книгу и ейное издание) показалось, что двух предисловий мало. Они бомбанули третье — от себя любимых, назвали «О книге». Нет, тут с маленькой. Все-таки, на Библию не замахнулись.
Вступили без обращения к читателям вообще. Очевидно, окончательно разуверовавшись, что их станут читать даже «определенные друзья» (© Лицокнига).
Здесь узнаем, что: «Многие гениальные умы (кто б сомневался — Прим. Авт.) человечества (только и делали, что — Прим. Авт.) размышляли над вопросами налогообложения и пришли к выводам, что налоги — это одна из главных опор государства и общества (Капитана Очевидность застали за конспектированием пафосных наследников гениальных умов человечества — Прим. Авт.).
Налоговые поступления в бюджет обеспечивают выполнение государством его функций, которые включают охрану прав и свобод человека (А если права и свободы государство в РФ в пакет функций не включило, значит ли это, что налоги можно не платить? — Прим. Авт.), его развитие образования (Так в тексте, без знаков препинания между. За кадром остается, что должно было стоять перед «его», наверное, нецензурное, вымарали — Прим. Авт.), науки, здравоохранения, создание условий для роста экономики и решения многих других важных для общества задач. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько ответственно граждане государства выполняют свои обязанности налогоплательщиков».
Не знаю (догадываюсь, на самом деле), почему об этом НЕ сказали старшие «друзья-товарищи», в т.ч. отвечающий за всякий климат в экономике в целом премьер-министр. Но только здесь, сугубо ритуальной скороговоркой и оговоркой, стыдливо пролетело «создание условий для роста экономики».
Дальше по тексту книги хорошо видно, что это именно оговорка случайно затесавшаяся в логичную картину мира мытарей и мытарств. Потому что даже в процитированном абзаце проясняется, что рост экономики зависит от того, насколько «ответственно» налогооблагаемые башляют государству. Больше от заработанного забашляли — больше «рост» экономики. Без всяких лишних многоходовок. Многоходовки для слабаков типа страны Обамы.
Т.е. нет никаких задач у налоговой системы по стимулированию или балансированию экономики, конкретных отраслей, по поддержке создания рабочих мест, по развитию предпринимательской инициативы или технологий (в бизнес-среде, а не собственно в Налоговой службе) etc.
В логике огромного коллектива «потрудившихся над» канд., д-р. и иже с ними, инструменты в налоговой сфере предназначением своим имеют исключительно сбор налогов. Ощипыванием гусей, правда, прямо никто назвать не догадался, скучные люди :) Да, конечно, во благо общества. Гусь сам себя не ощипает и сам из себя не приготовит, поэтому во благо.
Какая-то эпическая историческая ирония, а, может, Божественный юмор состоит в том, что последним главой налоговой в СССР был выдающийся алтайский человек с фамилией Гусев.
Кароч... Хорошо заметно, что обязы, кроме обеспечения удобства оплаты, авторами труда возлагаются исключительно на население.
Наприкінці многословий, правда, не обошлось без предостережения «российской императрицы» Екатерины II... Хоть тут в тексте должность маленькими буквами, это читателю не Председатель Правительства Мишустин.
«Налоги для государства — то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб наконец потопить его».
Типа, императрица с маленькой буквы назидает потомкам с большой буквы из дремучей глубины веков: «Вы там, чада мои, смотрите — ощипывайте то поболе, то поменее. Не ровен час водоплавающее притопите!»
Вообще, могли бы там уже и притопить.
ПИРАМИДКА ФАРАОНА
В общем, авторы напоследок изложили свою миссию читателю — «чтобы ВЫ научились позитивно воспринимать систему налогообложения и ее значимость ДЛЯ ВАС ЛИЧНО». Сообщили, что книга хорошо иллюстрирована. И фамильярно-томно-прохладно бросили: «Изучайте! Желаем успехов!»
Типа, как сбежавший из ссылки Дон Гуан отставленных красавиц в «Каменном гостЕ»:
Слуга покорный! я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц — право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью — а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался —
Увидел я, что с ними грех и знаться —
В них жизни нет, всё куклы восковые...
Но вернемся от врат страстного Мадрита в нескучный мир «Налоговой истории», где блещут гениальные умы и рыцари нарубленной монеты.
Авторы продолжили, как и было анонсировано, главой «Налоги в Древнем мире». Где, не поверите, на «хорошей иллюстрации» тучные бараны крупным планом, какие-то люди с серпами, другие на колеснице с луками-копьями (древние опричники, надо полагать), башляющая с хлеба насущного нечерная рука тощо... Налоговики, очевидно, на ладье, в смысловом центре композиции. Книга ж про них. Не пашут, не сеют, не строят. И парус спущен. С прозрачно читающимся намеком. Гребут... Очевидно, ведомые смутным желанием доставить земельный кадастр в ФНС РФ и терзаемые неизбывной многотысячелетней тоской по спасительной пачке «Беломора».
Дальше, без каких-либо прелюдий, по суходолу, «вступают скрипки»:
«Самые древние сохранившиеся документы о налогах датируются примерно V веком до н. э. Однако налоги появились гораздо раньше. Их история начинается со времён зарождения первобытного общества.
Необходимость организации жизни человеческой общины стала причиной формирования особых управленческих полномочий для некоторых её членов. Поскольку они не участвовали в материальном производстве, но выполняли определенные обязанности, остальные члены общины выделяли на их содержание часть своей собственности — охотничьей добычи, продуктов земледелия и ремесленничества. Этот обмен можно считать прообразом налогообложения, благодаря которому община могла существовать и развиваться как единое целое».
Если вы думаете, что авторы зашли уж как-то слишком издалека, не спешите. Не только издалека, но и свысока.
«Существуют различные теории возникновения налогов. В одних появление налогов связывают с жертвой, которую люди добровольно приносили символу процветания, единства и благополучия. В качестве символа могли выступать вождь, царь или божество. В этой традиции были сформированы не только налоги древних цивилизаций, но и современные выплаты верующих в пользу религиозных организаций или церкви».
Авторам и «кесарю кесарево», и «Богу Богово» — все одно. «Ибо много званых, а мало избранных». И все они, очевидно, «пируют» в налоговой. Ибо это для человеческой цивилизации незыблемо и, более того, можно сказать, священно.
«Согласно другим теориям, в основе налогов лежит дань, которую побеждённые народы платили победителям в обмен на мирное сосуществование и покровительство. Создаваемая на этой основе налоговая система разделяет людей на «своих», жертвующих на общее благо, и «чужих», обязанных оплачивать защиту или быть изгнанными», - продолжают авторы.
Надеюсь, читатель не забыл, данная «книга может служить учебным пособием для школьников и студентов». С первых страниц книги очевидно, какая картина мира выстраивается для стремящихся в. Свои заносят добровольно, чужие все равно занесут по обязу и выгребут.
Вы почти не прочтете (разве что в очень общих словах) о том, как и на что конкретно тратились налоги. На какие общественные блага. Не прочтете, на что удачно тратились, на что неудачно, на что бездарно. Когда собирались справедливо, когда — нет и т.п. Это вам не какой-нибудь «Фараон» Пруса. Здесь без лишней лирики и прикосновений этики. Но с нескрываемой любовью, пафосом и деталями по поводу инструментов сбора.
Дальше следуют пара карт. Таки да, в стилистике пачки «Беломора». А потом, Раннее царство в Египте. Где «началом истории Древнего Египта принято считать их объединение в одно государство. Основная роль в этом процессе приписывается фараонам Нармеру и Менесу (некоторые историки предполагают, что это одно и то же лицо)». И как бы, абсолютно внезапная и вообще не в налоговую тему картинка.
Напомню, на печатном дворе 2020-й, не 2022-й год. Но картинка явно идеологична. Не говоря, о читающихся на этой обрезанной палетке Нармера «географии» и подтексте. В необрезанном оригинале Нармер поражает жителя Северо-Запада. То есть, оно должно было бы читаться как «Отсель грозить мы будем шведу». В «Налоговой истории» все не так.
Надо сказать, что в сословной картине русского мира, где царь «символизирует» «процветание, единство и благополучие», а те, кто от царя и царских не отмахался, выгребают и башляют, эта картинка естественна.
Натужная идеологичность и «назидательность» этой картинки не оставляет сомнений в идеологичности следующей. Равно как и сопутствующего текста.
Здесь автор должен сделать оговорку. Если вы прошли мимо заидеологизированных советских учебников и лекций в советских вузах, в которых каждое лыко усердно вплеталось в строку, каждое слово (не важно, какой эпохи оно касалось) тщательно засовывалось в генеральную линию партии с особой интонацией, то вам, возможно, трудно будет понять и длящую их российскую традицию. Когда речь идет о картине мира в обществе, катящемся в тоталитаризм, противоречий быть не должно.
«На вершине пирамиды находился правитель — фараон, обладавший абсолютной властью. Ему принадлежало всё, что находилось на территории государства, в том числе и люди», — скрипя клавиатурой о гранит российской социальной пирамиды, загружает в сознание новоиспекаемых и приобщаемых коллектив подневольных научных работников (мнящих себя, наверняка, аж целыми заказными ремесленниками).
Далее, естественно, перечисляется место каждого в «социальной структуре».
«На втором уровне (ниже фараона, - Прим. авт.) располагались представители знати — придворная аристократия, жрецы и чиновники. Они владели крупными хозяйствами, включающими приобретённые или унаследованные земли («личный дом»), а также участки, полученные от фараона на время исполнения государственных обязанностей. Земли передавались вместе с проживающими на них земледельцами, которые были обязаны их обрабатывать».
В принципе, так и выглядит «жизнь удалась» для тех, кто не пашет, не сеет, не строит. Так оно, по факту, и будет прочитано студентам и студентами. Все принадлежит царю, ты принадлежишь царю. Если ты принял это и «поднялся», тогда и тебе что-то дарованное с барского плеча принадлежит, а на тебя трудятся.
Самые важные, профессионально ценные термины заботливо положены составителями на зеленые плашечки с пояснениями. Первым, конечно, прозвучит слово «казна». Надо же позаботиться о легитимизации. Дальше никаких странных слов типа «доход», «урожай», «хозяйство», «имущество» и т. п. Но сразу «Налоги в натуральной форме», как будто налоговая база возникает из воздуха. Термин номер 3, естественно... «Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов». Все, как обещалось авторами, с картинками.
«Работа сборщиков налогов оплачивалась за счёт налогоплательщиков. Сами чиновники должны были уплачивать ежегодный налог за свою должность.
Налог с каждого участка рассчитывался заранее в зависимости от площади и не учитывал размера фактического урожая, полученного за конкретный период. Сборщик налогов отвечал за поступление налога в полном объёме, а в случае невыполнения утверждённой нормы мог быть наказан и даже казнён», — нагоняет коллектив писцов на суровой как Челябинский метеорит галере «Налоговой истории».
Приходит пора читателю обратить внимание на синие плашечки с пояснениями. На них положено самое системообразующее. Сначала «Египет», потом «Фараон», потом... сколько должны были «внести» египетский чиновник и его подчиненный за назначение на должность.
Тут же в игру вступает и бежевая плашечка. Посредством таковой привнесен... какой-то тонкий профессиональный юмор с казенно-эротическим подтекстом? Короче, текст про «писец-голова» и внезапное освобождение записывающих от уплаты налога. То ли составители книги о мытарях и мытарствах пытались намекнуть на себя, то ли на собственно мытарей (что противоречило бы тексту, обтекающему ценные плашечки, как река Нил священного крокодила).
Дальше есть, для порядка, даже немного про казнокрадство и борьбу с коррупцией. И еще, что «Сбор и учёт налогов способствовали развитию письменности и различных наук — математики (в частности, геометрии и статистики), бухгалтерского учёта».
Налоги — двигатель прогресса.
Это не совсем штука, но перефразированное изречение Чарльза Адамса, специалиста в области международного налогообложения: «Налоги — это топливо, на котором работает двигатель цивилизации» (бежевая плашечка номер 2, следующая за русским кораблем Екатерины).
Если вы думали, что двигатель цивилизации работает на труде, инициативе, инновациях или, прости Господи, институтах, то вы не поняли в жизни главного. И земель «вместе с проживающими на них земледельцами, которые обязаны их обрабатывать» от фараона хрен дождетесь.
Материал разросся. Поэтому дальше вкратце.
ПОДНОШЕНИЯ ПОДДАНСТВА
Раздел о «Древней Руси» (читатель в курсе, что она за пороебриком все менее Киевская) предвосхищается роскошным перечнем ключевых слов: «Государево жалование, данничество, дань, гривна, мыт, кормление, оброк, повоз, погост, полюдье, посадники, торговая пошлина, церковная десятина».
Здесь уже авторы не ограничиваются «побором с покорённых» из египетского параграфа 1.1. Все концептуальнее.
«По мнению историков, — подчеркивают авторы во первых древнерусских строках — основой налогообложения в Древней Руси стали отношения подданства. Слово «подданный» означает «находящийся под данью» или «обязанный выплачивать дань».
Тут можно бы закончить. Но дальше картина маслом про древлян и псковскую десантницу Ольгу.
На с. 385, т.е. посреди Древней Руси, упомянута «легендарная реформа княгини Ольги». И что «эта реформа стала следствием конфликта с древлянами: сын Рюрика князь Игорь (877—945) в 945 г. увеличил размер дани по сравнению с прошлыми годами. А позднее, по дороге домой, развернул часть дружины, чтобы собрать дань повторно. Древляне убили Игоря и его дружинников». Вот жил бы еще дольше, так нет. Нет ума — за дань не купишь.
Конечно, особо вдумчивый читатель усмотрит мораль и в продолжении истории: «По преданию, княгиня Ольга жестоко наказала древлян за смерть своего мужа: сожгла столицу древлян Искоростень, убила старейшин и многих простых жителей, а оставшихся в живых обложила тяжёлой данью».
Но чтоб не совсем уж, историю привели к средневековому хэппи-энду. Ольга осознала, что беспредел стремен, и решила б(д)рать по уставу. Святая женщина. Автор статьи ни разу не ерничает. Рядом с текстом такая икона.
То, что авторов чужое не отпускало, было видно даже по подбору музея к экспонату. Будто они уже знали, куда должны послать их и их ладью.
Но и читателя, при чтении книги, может не раз посетить смутное чувство, что составители шли от противного. В смысле, от реально существующего в РФ к «истории» с примитивной целью его легитимизации и косметического облагораживания.
Сколько «благородных» практик сословной современности, к примеру, прочитается здесь?
«Таким образом, можно рассматривать полюдье и дань как два явления налоговой системы Древней Руси. Если данничество было основано на прямом принуждении, в том числе военной силой, то полюдье как самообложение базировалось на обычае взаимного дарения.
Взаимный (Прим. авт. - Ну, да, и добровольный как колхоз) обмен дарами представлял собой особую форму контактов между властью и населением. Другой формой общения выступали пиры, на которых обсуждались насущные проблемы и выносились общие решения. Это был способ коммуникации и передачи информации по всей территории княжества.
Особое значение в полюдье имел ритуал совместной охоты с участием княжеской дружины и местных воинов. Часто охота превращалась в демонстрацию силы соседям, поскольку организовывалась на границах территории княжества».
Государевой службе красиво жить не запретишь. Все по историческим понятиям, чин чином. И т. д., и т. д., и т.п.