Достаточно часто в течение года в информационном пространстве, где формируются мнения и сценарии, звучали заявления, что, возможно, российско-украинская война закончится «корейским вариантом». Эти мнения озвучивались как в Украине, так и на Западе.
Что это такое «Корейский сценарий» в двух словах? Обе стороны несли огромные потери и не могли продвинуться по линии фронта. По сути конфликтующие стороны пришли к согласию в том, что ни одна из них не может победить и они зафиксировали линию по 38 параллели, как «временную границу», а сами начали жить новой жизнью в двух странах.
Как будто все четко и понятно, логично, когда мы так говорим, есть какие-то гипотетические сходства, есть реалии войны, где обе страны несут существенные потери, гибнут самые активные представители общества, есть факт «усталости» от войны, есть линии разграничения, штурмы которые приводят к очень существенным потерям и т.д. Возможно, в такой системе координат нам кажется все ОК.
Ведь даже в ситуации, когда мы можем признать отсутствие способности к освобождению своей территории от оккупантов, все равно будем иметь шанс на успех. И в таком сценарии ждет судьба Южной Кореи, которая сейчас является одной из самых развитых стран мира. Так нам может нарисовать жизнь пропаганда.
По моему мнению, направление движения, где мы упоминаем «корейский сценарий» - это на данный момент один из наименее вероятных сценариев установления мира или прекращения войны.
Так мы, наши противники, можем в какой-то момент признать, что дальше вести войну просто нет возможностей, что битва за какой-то квадратный километр не стоит тысячи жизней военнослужащих. Но где здесь опыт Кореи? Лишь один из многих факторов войны, происходившей на Корейском полуострове, не позволяет нам использовать опыт и последствия даже как гипотетический пример.
Я предлагаю несколько банальных исторических фактов, присущих Корейской войне:
-
Корея попала в зависимость от Японии в 1905 году, а в 1910 году была аннексирована Японией. Вся Корея до капитуляции Японии в 1945 году, 35 лет руководилась оккупационной администрацией.
-
Раздел Кореи состоялся в 1945 году, когда США и СССР подписали решение о совместном управлении и разделили единую территорию по 38 параллели.
-
Движение сопротивления против японской оккупации было довольно пестрым, политические движения не имели общего представления о будущем, ситуация еще более ухудшилась после раздела страны на две зоны управления.
-
В 1948 году были провозглашены два корейских государства, выступавших от имени всей Кореи, хотя власть каждой завершалась на «своей» зоне и по 38 параллели.
-
Практически с самого начала корейской войны (1950-1953) в ней участвовали военные контингенты разных стран (в первую очередь Китая и США).
Итак, что мы можем сказать всю эту историю, если посмотрим на Украину? Где хоть что-то похожее?
«Северокорейские украинцы» – это очевидно жители ОРДЛО и Крыма, которые за годы невероятной российской пропаганды стали союзниками российских оккупантов. Но… Никакого проекта украинской КНДР под протекторатом России мы не видим и в помине!
Водители старшего возраста обязаны использовать особый знак: где ввели правило
Банки и обменники отказываются принимать 100 долларов: украинцам указали на причины
Нафтогаз обратился к клиентам из-за платежек: что нужно знать
За руль нельзя: с какого возраста водителям запретили управлять авто
Россия просто включает захваченную территорию в свой состав и все. Россия вообще не признает права существования Украины, украинской нации и т.д. Россия ведет войну не за «коммунистическое/капиталистическое» устройство Украины, она ведет войну на уничтожение нашего государства как такового. А склонность России войну направить в какую-нибудь почти религиозную, экзистенциальную плоскость, на войну против «еретиков» и т.д., это скорее путь к концлагерям нацистов.
Далее. 38 параллель для Украины может существовать? Вопрос гипотетических границ в ситуации размышлений о «корейском сценарии» – один из ключевых. Это линия разграничения, на которую согласятся союзники и которую будет трудно преодолеть. Война в Корее дольше всего велась возле этой линии. Граница между двумя государствами всего 241 км, у нас она в разы больше. Где и как можно сформировать границу, штурм которой очень больно ударит по противнику и, стало быть, станет точкой по которой можно будет формировать оборону для обеих сторон? Какое географическое препятствие может взять на себя эту функцию?
По моему мнению, чтобы «гарантировать» постоянную «границу» в такой концепции окончания войны, мы должны говорить о том, что это только река Днепр, которая в Севере на Юг разделяет наше государство… Для меня «корейский вариант» - это именно так … 38 параллель для Украины – это р. Днепр.
Об этом никто из тех, кто говорит о «корейском сценарии» не упоминает, но это один из ключевых фактов в истории раздела Кореи. Огромная протяженность границы между Украиной и Россией приводит к тому, что сформировать «демилитаризованную зону» в 1000 км с лишним – это то, что я себе не представляю никак.
Вспомним Вторую мировую войну – мощные линии обороны, которые никто не отважился штурмовать – линия Мажино и линия Зигфрида были связаны с географическим препятствием в виде Рейна. А когда в России есть еще территория Беларуси для обхода Днепра, то вообще речь об опыте Кореи – перестает быть актуальной. Без гарантированного «границы» о каких долгосрочных вещах можно говорить?
До сих пор в Южной Корее находится военный контингент США! В Корее он составляет, кажется, где-то до 30 тыс. Но этот контингент не появился вчера, это продолжение истории с 1945 года. Разместят ли США или другие страны НАТО свои военные контингенты в Украине? Как они могут их разместить, на какой территории (вспоминаем «демилитаризованную линию» в 1000+ км)? И сколько нужно войск союзников «для гарантий» Украине? Это еще один фактор, который никто не упоминает, когда говорит о «южнокорейском сценарии» для нас.
Даже при наличии всех «благоприятных» факторов в Южной Корее, эта страна далеко не сразу стала развитой страной. Там еще была очень длинная история внутриполитического упорядочения, страшная коррупция, государственные перевороты и другие вещи, которые также не упоминают в радужных разговорах о южнокорейском сценарии для Украины.
Также корейский сценарий – это признание раздела страны на десятилетие! И не просто раздел, потому что Россия не создает «КНДР» на завоеванных территориях, ЛДНР для них уже, очевидно, пройденный этап, они просто присоединяют наши земли и все.
Война в Корее была гражданской, где активными участниками были армии других стран – США, Китай, СССР (очень частично), война в Украине – колониальная с геноцидальным контекстом. Поэтому мы снова не можем говорить о «корейском» опыте.
Можно этот текст сделать длинным, но я пытался тезисами показать, что «южнокорейский» – это вовсе не означает высокотехнологичную промышленность, большой ВВП, уровень жизни и т.д. Но если уж о нем говорить, то мы должны перестать смотреть на него с точки зрения «розовых очков».
Такой сценарий для нас – это катастрофа. При положительном течении такого сценария – одна часть Украины через много десятилетий будет достаточно успешной (возможно), а потомки завоеванных украинцев будут новыми «северными корейцами», живущими в ненависти и травме разделенной нации.
Можем ли мы изучать опыт «корейского сценария»? Можем, но мне кажется, что это не то, что нас ждет.
В истории много менее известных сценариев, которые могут быть более похожи на российско-украинскую войну, но как бы нам ни хотелось видеть какую-то модель в своей голове – вся история сейчас творится на поле боя, она поливариантна, непредсказуема, ее завершение неизвестно никому и писать правила послевоенной жизни нам придется в соответствии с тем, что и как мы будем делать исходя из того, кто и что делал для победы в этой войне, согласно своему положению, статусу и участию.