Война россии против Украины должна коренным образом изменить восприятие украинским обществом самого себя и окружающего мира. Казалось бы, это необходимое условие нашей победы, выживания, перерождения и восстановления из пепла.

Хотелось бы, чтобы иллюзии, в плену которых мы долго были бедными, слабыми и зависимыми, навсегда заняли свое почетное место на свалке истории, и чтобы наше общество раз и навсегда поняло сложность, многомерность, взаимозависимость и динамичность современного мира, научившись полноценно и заняв место, отвечающее нашему потенциалу.

Но, к сожалению, мы до сих пор существуем в двумерном мире «зрада – перемога». И досадно констатировать, что с течением войны эта проблема только обостряется. Потому что все, что не вкладывается в нашу картину мира, безапелляционно превращается в "зраду".

За примерами далеко ходить не надо: посмотрим на общественное отношение к помощи других стран Украине или нашим врагам. Когда помогают нам – «перемога», когда врагам – «зрада», когда не помогают нам – «зрада», когда не помогают врагам – «перемога».

С одной стороны, украинское общество можно понять: для него своевременное поступление необходимой помощи – вопрос физического выживания, сохранения и защиты жизней наших граждан.

С другой стороны черно-белый взгляд на мир в эпоху цветного телевидения не позволяет адекватно воспринимать реальность, взвешенно оценивать имеющиеся возможности, от чего в результате страдает сама Украина. В конце концов мир не сошелся клином на Украине, поэтому если мы хотим выжать из него максимально возможное количество поддержки, то должны тонко понимать интересы и красные линии всех, к кому обращаемся за помощью.

В этом ракурсе Израиль – это, пожалуй, самый показательный пример. Монополизированное информационное пространство навязывает украинцам мнение, что это государство могло бы нам помочь, но не помогло. А если и помогло, то гораздо меньше, чем мог бы. Так ли это действительно? Был ли Израиль обязан нам помогать? Мог ли он это сделать, не создав серьезных рисков для собственного общества? Эти вопросы редко слышны в эфире, среди властных элит и от Президента Украины лично. К сожалению, отсутствие ответа на них делает нас слабее.

Казалось бы, российско-украинское и арабо-израильское противостояние невероятно похоже. Они основываются на отрицании существования нации как таковой, на несоразмерности территорий и численностей населения воюющих сторон, а также культурной и исторической связи между сторонами. На первый взгляд, эти обстоятельства должны определить для Израиля сторону конфликта однозначно и безоговорочно. Так кажется украинскому обществу.

Однако такой взгляд – это взгляд эгоцентрического инфанта, который питает иллюзии, что мир ему должен. Пока он находится в плену этих иллюзий, жизнь проходит мимо него, лишь иногда жестко его приземляя проверкой реальности. Падения закончатся только по причине взросления.

А повзросление возможно тогда и только когда инфант поймет простую истину: ему никто ничего не должен. В горькое время бедствия он должен рассчитывать прежде всего на себя, благодарить тех, кто может помочь и делает это, а также тех, кто искренне сочувствует, но помочь не может. Израиль – это страна, где вооруженная борьба за существование, начавшаяся еще до создания государства, продолжается по сей день.

Эта борьба стала неотъемлемой частью истории и настоящего государства, фоном, который настолько сильно пронизывает израильское общество и обыденную жизнь, что нет ни одной сферы, где его бы не было видно. Многие исследователи началом этого конфликта считают 1929 год – беспорядки в Хевроне и уничтожение тамошней еврейской общины. С тех пор прошло более 90 лет, а конфликт израильтян с палестинцами и большей частью арабского мира (к нему относят 430 млн человек, в то же время население Израиля чуть превышает 9,4 млн человек) до сих пор продолжается.

Из-за болезненных потерь и постоянных вспышек этого конфликта у израильтян сформировалась привычка к саморефлексии. Они постоянно размышляют о том, как достичь равновесия между потребностью вести войну за выживание и одновременно в рамках конфликта видеть во врагах людей. Это требует постоянного анализа и переосмысления нравственных норм, без чего невозможно выстроить современное прогрессивное общество. Люди страдали с обеих сторон фронта, однако израильское общество отличалось (и будет в будущем) склонностью к самокритике.

Писатели и политики в один голос настаивали, что страна должна соответствовать ценностям, сопровождавшим ее на пути к образованию и независимости, иначе весь этот путь потеряет смысл. Такая самокритическая позиция стала одним из важнейших источников внутренней силы Израиля, которая огромными шагами двигала страну вперед в самые тяжелые времена.

Популярные статьи сейчас

Украинцам не приходит тысяча от Зеленского: какие причины и что делать

Фицо обвинил Зеленского в попытке подкупа, - Politico

40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании

Пенсионеры получат доплаты: кому автоматически начислят надбавки

Показать еще

Такое мировоззрение формировалось под влиянием обстоятельств. Израильтяне были наполнены чувством отчаяния, страхом находиться один на один с вооруженными, количественно превосходящими и мотивированными врагами вокруг, они находилиись под давлением обстоятельств и в цивилизационно проигрышной позиции. Ощущение противостояния формировало состояние «один на один со вселенной».

Общество приняло, укоренило и передавало по наследству аксиому, что прежде всего следует полагаться на собственный разум, надеяться на верных друзей, но понимать, что их помощь может быть ограничена давлением обстоятельств. История Израиля, особенно новейшая, описана со столь разных позиций, через призму как израильского народа, так и арабского этноса, что найти истину постороннему наблюдателю здесь крайне трудно.

В то же время в современном мире Израиль занимает очень важное место, чтобы это было возможно проигнорировать. Его существование и судьба вряд ли оставят кого равнодушным. Кто-то увидит в этом упорную жажду выживания и пример восстановления народа и государства из пепла. Другие увидят несправедливость в отношении палестинского этноса, столетиями занимавшего эту землю.

Кое-кто подумает о героическом примере бешеного сопротивления и борьбы за существование такого желанного веками еврейского государства во время, когда весь мир против тебя, а друзья дают крохи того, что необходимо для выживания. Кто-то будет кивать на цивилизационное столкновение между Западом, который коварно, с дерзкой колониальной пренебрежительной прихотью украл у слабого на то время Востока часть его культурного и цивилизационного сердца.

Что же должны увидеть мы, украинцы, умоляя мир о помощи против бешеной, варварской агрессии? Чего ждать от страны, которая, на наш взгляд, страдает так же несправедливо, как и мы, и от которой мы ждем эмпатии и ощутимой поддержки? Возможно проблема в том, что Израиль говорит нам: Украина, мы с вами, мы помогаем тем, что можем вам дать.

Могли ли мы дать вам больше? Наверное… И тогда для нас это означает войну, которую раздует ваш (россия) и наш (Иран) враг. Мы имеем постоянный конфликт на севере с Ливаном, поддерживаемый Ираном, и очень хрупкое статус-кво с Сирией, где Россия имеет значительное влияние. У нас есть постоянный палестино-израильский конфликт, в который россиянам ничто не мешает подбросить дров.

У нас есть неопределенная позиция Иордании, которая может измениться в любой момент. Мы не рассказываем вам, что мы уже предупредили население о возможной эскалации и рекомендовали сделать запасы пищи и воды на несколько недель. Зачем вы требуете от нас того, что будет означать для нас гибель наших сыновей и дочерей, которой можно избежать? Как вы поддержите нас, когда нас начнут разрывать наши враги? Чем поможете нам вы? Это очень простые слова, которые не слышны за осторожным израильским дипломатическим этикетом и тонут в водовороте наших эмоций.

Что мы можем ответить на них? Справедливо ли с нашей стороны ждать входа в открытую войну от общества, которое почти сотню лет постоянно балансирует на грани уничтожения, от народа, балансирующего на грани исчезновения несколько тысяч лет, от страны, физически противостоящей этносу, который в полсотни раз больше нее? Для общины евреев Государство Израиль – это достигнутая давняя мечта, которая может превратиться в прах, если общество и правительство допустят ошибки, которые обусловят ближневосточное цунами.

Поэтому агрессивно требовать помощи от Израиля – звучит крайне дерзко и даже дико с нашей стороны. На этом фоне реальная помощь израильтян, как, например, недавние массовые атаки на мощности по производству беспилотников в Иране, - это пример того, как великое государство, несмотря на все, помогает Украине лечить нашу инфантильность.

Хочется избежать разговора об исторических уникальностях обществ, государственных образований и т.д., обид за невмешательство в нашу битву за наше существование. И хотелось бы, чтобы Украина научилась использовать те ресурсы и цивилизационные возможности, которыми с нами готовы поделиться, и благодарить за них и то, что нам дают критически важные экзистенциальные уроки, не идя на самоуничтожение ради нас.

Это очень ценный опыт. И только от нас зависит, усвоим ли мы его, шагнув в будущее или нет, оставшись в плену инфантильных иллюзий.