Хрупкое гибридное правительство в Израиле просуществовало год и семь дней, прежде чем развалиться.

Что происходит и почему?

Из-за распада правительственной коалиции в Израиле пройдут пятые всеобщие выборы за последние три года. Это правительство, приведенное к присяге 13 июня 2021 года, было гибридом ультраправых, центристских и сионистских левых, а также исламистско ориентированной партии, представлявшей элементы палестинского арабского меньшинства Израиля. Партнеры по коалиции достигли согласия по поводу ротации премьерства между лидером правой партии Ямина Нафтали Беннетом и лидером центристской партии Еш Атид Яиром Лапидом. Их правительство вступило в должность после десятка непрерывных лет правления во главе с Биньямином Нетаньяху (партнеры по коалиции изменились, но премьер-министр остался прежним), известного в народе как «Биби», и его партии «Ликуд».

Правительство просуществовало год и семь дней. 20 июня премьер-министр Беннетт преждевременно ушел в отставку, на три с половиной года раньше, испытав несколько министерских увольнений и проиграв серию голосований в парламенте, не имея серьезных шансов восстановить законодательное большинство. Формальный процесс роспуска Кнессета завершился, когда 30 июня был принят необходимый закон, а дата новых выборов назначена на 1 ноября.

Клеем, удерживавшим эту беспрецедентно разнообразную коалицию в течение года, были настроения «кто угодно, кроме Биби», которые накопились за годы пребывания Нетаньяху у власти. Партнеры по коалиции поделились желанием действовать иначе, чем Нетаньяху, по крайней мере, с точки зрения политического стиля. На самом деле они приняли менее поляризационный подход, но так и не разработали фактическую программу на запланированный четырехлетний срок пребывания правительства в должности.

По иронии судьбы, коалиция, ориентированная на избегание раскачивания лодки по палестинским вопросам, учитывая внутренние разногласия, медленно распалась по этому же вопросу, пока она не повисла на волоске. Сначала у коалиции было незначительное парламентское большинство (61 из 120 мест) с членом фракции Беннетта Идит Силман, которая перешла к оппозиции под руководством Нетаньяху в апреле. Объявление другого члена Ямина Нира Орбаха о том, что он больше не будет голосовать с правительством, стало концом. Два других члена, Гайда Ринави Зоаби от Мереца и Мазен Ганаим от Объединенного арабского списка, в то время также начали избирательно голосовать против коалиции в Кнессете по вопросам, касающимся палестинских дел.

Вопросы, вокруг которых возникли эти кризисы и дезертирство, касались почти исключительно палестинского фронта, в частности, борьба вокруг законопроекта об обновлении правил, гарантирующих, что израильские поселенцы на оккупированном Западном берегу реки Иордан получат отдельное и преференциальное отношение в соответствии с израильским законодательством в отличие от палестинских. . Несмотря на то, что все сионистские партии в парламенте поддержали законопроект, Беннет не смог собрать голоса внутри коалиции для обновления правил. Чувствуя угрозу спровоцировать коалиционный кризис, Нетаньяху – несмотря на свою сильную поддержку движения поселенцев – попросил своих партнеров по оппозиции проголосовать против, фактически вынудив правительство разрешить законам утратить силу. Эта азартная игра Нетаньяху оправдалась, когда Беннет назвал необходимость защиты поселенцев главной причиной, почему он поддержал роспуск Кнессета. Теперь действие регламента будет автоматически продлено, пока не будет новоизбран парламент и правительство. Другими вопросами, вызвавшими особое недовольство внутри коалиции, были поправка к Закону о гражданстве (дискриминирующий палестинцев при получении израильского гражданства) и напряженность по поводу статус-кво на Священной Эспланаде Иерусалима (Харам аль-Шариф и комплекс на Храмовой горе).

Что будет дальше?

Сейчас в Израиле действует временное правительство, что влечет за собой ротацию премьер-министров, согласованную во время формирования коалиции. Министр иностранных дел Лапид взял на себя роль исполняющего обязанности премьер-министра, оставаясь главным дипломатом страны. Он будет работать на этом посту до формирования нового правительства после выборов. Беннетт, являющийся заместителем премьер-министра, будет нести особую ответственность за дела Ирана. Беннетт также объявил, что не будет баллотироваться на следующих выборах, а вместо этого взял тайм-аут от политики.

С началом избирательной кампании политики уже соперничают за должности, а это значит, что партийные альянсы, вероятно, изменятся. Попытки в последнюю минуту принять законодательство, не позволившее Нетаньяху баллотироваться на выборах (поскольку его судят за коррупцию), провалились. Поэтому он будет баллотироваться на должность премьер-министра, пока идет его судебное дело; судебные процессы не завершатся до голосования. Если ему удастся сформировать следующее правительство, несомненно возникнут судебные проблемы. Перспектива осуждения является главным мотивирующим фактором для победы Нетаньяху на выборах: он будет гораздо лучше решать свои юридические проблемы, если снова окажется в офисе премьер-министра (он мог бы попытаться протолкнуть закон, дающий себе иммунитет или поставить на руководящие должности). людей, которые могли бы снять с него обвинения).

Как действовало предыдущее коалиционное правительство?

Многие сторонники гибридной коалиции считали ее определяющим достижением именно ее существования, а не конкретный закон или политическую инициативу. Коалиции также удалось удержать Нетаньяху от власти, хотя сейчас есть серьезная возможность его возвращения к рулю. В этом отношении коалиция была направлена ​​на превентивные шаги, такие как уход от ограничений судебного надзора и прекращение ключевых назначений в судебных и регуляторных органах, находящихся в исключительной компетенции Нетаньяху (учитывая его юридические проблемы) и его союзников.

Правительство приняло первый за три года бюджет. Но в то время как экономика приходит в себя от пандемии COVID-19 как по ВВП, так и по занятости, общая стоимость жизни продолжает стремительно расти, как и цены на жилье, которые выросли более чем на 15 процентов за прошлый год – рекорд с 2010 года.

Популярные статьи сейчас

ООН подсчитала, сколько мирных украинцев погибли от агрессии Путина

Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев

Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов

Паспорт и ID-карта больше не действуют: украинцам подсказали выход

Показать еще

Важно, что это правительство было первым в истории Израиля, в состав которого входила партия, созданная из палестинских арабских граждан Израиля – Объединенный арабский список – достигший определенных ограниченных успехов для своих избирателей. Ее участие нарушило табу, что могло создать мощный прецедент для будущих коалиционных правительств. Следующие выборы будут частично обращаться вокруг принятия или отклонения этого прецедента, причем Нетаньяху нападает на эту идею, несмотря на его собственные широко разрекламированные заигрывания с Объединенным арабским списком, когда он раньше пытался сформировать коалицию.

В вопросах, касающихся палестинцев и оккупированных территорий, это правительство в основном демонстрировало преемственность. Он еще больше закрепил израильскую оккупацию и в некоторых случаях принял новые, далеко идущие меры против палестинцев, в частности криминализацию шести палестинских НПО (беспрецедентный шаг), продвижение новых правил Координатора правительственной деятельности министерства обороны Израиля на территориях по дальнейшему ограничению доступа на проживание и проживание для посетителей и членов семей, а также дальнейшее изменение статус-кво в святых местах Иерусалима. Во время пребывания Беннетта в должности Израиль также усилил свои военные рейды на Западном берегу реки Иордан, убив больше палестинцев в первом квартале 2022 года, чем за тот же период в 2021 году. Лапид заявил о поддержке создания двух государств и политических переговоров с палестинцами. Но ни его заявления, ни включение в коалицию самопровозглашенных партий, таких как Лейбористская партия и Мерец, не ощутили влияния на углубление оккупации, системного неравенства и отрицания прав палестинцев. Правительство вернулось к встречам на министерском уровне с Палестинскими властями и продвинуло определенные экономические и гуманитарные меры (включая разрешения для палестинских рабочих на въезд в Израиль и воссоединение семей на Западном берегу), но оно не предприняло никаких шагов, которые бы помешали. общей матрицы израильского контроля или намек на политический горизонт. системного неравенства и отрицания прав палестинцев Правительство вернулось к встречам на министерском уровне с Палестинскими властями и продвинуло определенные экономические и гуманитарные меры (включая разрешения для палестинских рабочих на въезд в Израиль и воссоединение семей на Западном берегу), но оно не предприняло никаких шагов, которые бы помешали. общей матрицы израильского контроля или намек на политический горизонт. системного неравенства и отрицания прав палестинцев Правительство вернулось к встречам на министерском уровне с Палестинскими властями и продвинуло определенные экономические и гуманитарные меры (включая разрешения для палестинских рабочих на въезд в Израиль и воссоединение семей на Западном берегу), но оно не предприняло никаких шагов, которые бы помешали. общей матрицы израильского контроля или намек на политический горизонт.

В своей дипломатии правительство пыталось применить двухпартийный подход в США, чем его предшественник, преимущественно ухаживавший за республиканцами, и разморозить отношения, замерзшие в эпоху Нетаньяху, особенно в некоторых частях Европы. Правительству не удалось совершить серьезный прорыв в нормализации отношений Нетаньяху с арабским и мусульманским миром. Она углубила свои отношения с государствами, которые подписали Соглашения Авраама, в частности на саммите в Негеве, который он организовал в конце марта, в котором приняли участие министры иностранных дел Бахрейна, Египта, Марокко и ОАЭ, а также госсекретарь США Энтони Блинкен. Событие начало Негевский форум для сотрудничества в разных сферах. Предстоящий визит президента Джо Байдена на Ближний Восток способствовал дальнейшему сотрудничеству противовоздушной обороны между Израилем и арабскими государствами.

Каковы результаты новых выборов?

Все четыре избирательных процесса, состоявшихся за последние три года, были чрезвычайно близки. Опросы показывают, что преимущества на новых выборах снова будут небольшими. Многое будет зависеть от явки избирателей в нескольких избирательных округах, причем ключевыми вопросами является уровень участия среди палестинских арабских граждан Израиля (которые по историческим причинам часто видят мало пользы в голосовании) и пересечат ли определенные партии 3,25-процентный избирательный порог, ниже которого их голоса будут потрачены впустую.

Первый этап станет периодом интенсивного формирования альянсов, особенно для небольших партий, для которых порог может оказаться непреодолимым, если они будут действовать в одиночку. Например, партии, представляющие палестинских арабских граждан, должны будут решить, продолжать ли баллотироваться по двум спискам – Объединенным арабским списком и Объединенным списком, выступавшим против ныне несуществующей коалиции – объединить ли усилия. На левых и правоцентристских, соответственно, Мерец, которому грозит исчезновение и отколовшаяся от Ликуду фракция «Новая надежда» во главе с экс-министром Гидеоном Сааром, возможно, придется присоединиться к другим спискам, чтобы выжить. Судьба партии Ямина Беннетта и ее перебежчиков может оказаться решающей. Объявление Беннетта о том, что он не баллотируется на переизбрание и передает руль партии министру внутренних дел Аелет Шакед,

Параллельно партии определят свои парламентские списки на выборах, а некоторые проведут выборы руководства на стадии подготовки. Лапид стал явным лидером центристского лагеря. Однако на его стороне есть, по меньшей мере, четыре партии, которым сейчас грозит непроходимый порог. Эта альтернативная правящая коалиция также только что продемонстрировала свою неспособность держаться вместе. Согласно давней традиции бывших руководителей службы безопасности входить в израильскую политику, ценным уловом в этот раз станет бывший начальник штаба ЦАХАЛ Гади Айзенкот, объявивший о своем намерении баллотироваться. Ожидается, что Айзенкот присоединится к левоцентристской партии, но он не сказал, к какой. Хотя его кандидатура может вызвать некоторое волнение, ее вероятное влияние на выборы ограничено.

Все эти факторы объясняют, почему, несмотря на опросы, показывающие, что возглавляемая Ликудом коалиция немного не дотягивает до магической цифры 61, шансы Нетаньяху выше, чем может означать сухая статистика опросов. Нетаньяху является безоговорочным лидером как Ликуду, так и всего правого лагеря; он не столкнется с серьезным внутренним вызовом, несмотря на то, что в течение года был вне должности. Он также остается самым популярным кандидатом на должность премьер-министра и его партия с некоторым преимуществом превосходит всех конкурентов. Важно, что все три партии, объединенные с ним в ультраортодоксальных и националистических религиозных лагерях, комфортно преодолевают избирательный порог на каждом опросе. Его основной блок имеет значительную политическую однородность и состоит только из четырех партий. Если выборы снова приведут к явному правому религиозному парламентскому большинству, но такому, которое Нетаньяху не сможет превратить в правящую коалицию, партии будут склонны приложить все усилия, чтобы найти решение в рамках правого блока под руководством другого лидера, но, возможно, после достижения иметь дело из Нетаньяху, что помогло бы ему избежать судебного приговора. Итак, гомогенное правое правительство вполне может вернуться к власти, вероятно, но не точно, во главе с Нетаньяху.

Чего ждать от временного правительства на региональном и палестинском фронтах?

Яир Лапид будет занимать должность временно исполняющего обязанности премьер-министра в течение четырех месяцев накануне выборов, а затем в течение времени, необходимого для формирования нового правительства (или будет временно исполняющим обязанности в течение следующего избирательного цикла, если такой сценарий состоится). В этом качестве он вряд ли осуществит какую-либо серьезную переориентацию на региональном или палестинском фронтах. Его полномочия как смотрителя все равно будут серьезно ограничены.

Кроме риторики предвыборной кампании, в принятии решений в реальном мире будет важно внимательно следить за проблемой Ирана, особенно учитывая, что Беннет сейчас берет на себя этот портфель как альтернативный премьер-министр, прежде чем он отойдет от политики. Уходящее в отставку правительство может требовать заслуги за блокирование возобновления ядерного соглашения с Ираном после того, как Нетаньяху не смогло нарушить первоначальное соглашение в 2015 году, когда президентом США был Барак Обама. Ни один крупный политик не будет баллотироваться на поддерживающей соглашение платформе; действительно, все они утверждают, что имеют лучшее место, чтобы заблокировать его возрождение. Таким образом, дебаты по обращению с иранским файлом вполне могут стать главной темой происходящих в особо щекотливый момент выборов.

Поскольку в последние несколько месяцев переговоры о возобновлении ядерного соглашения зашли в тупик, Израиль активизировал военные действия против иранских целей в Сирии (главным образом авиаудары) и в самом Иране (убийства и диверсионные операции). В прошлом Израиль обычно занимал позицию изученного отрицания по отношению к нападениям в Иране, не желая ни открыто заявлять о них, ни решительно отрицать авторство. Правительство Беннетта становилось все менее заинтересованным в сохранении этого подхода. Вполне возможно, что Иран попытается ответить на нападения (как он, очевидно, пытался совершить в Турции в июне). Нельзя исключать ухудшение ситуации во время избирательной кампании.

Между тем напряжение на израильско-палестинском фронте остается высоким, и вспышки насилия возможны без предупреждения. Иерусалим является особенно горячей точкой израильских провокаций, включая расширение поселений, выселение палестинцев и действия на Святой Эспланаде. Выборы в Израиле добавляют в смесь еще одну переменную.