Сегодня рано утром в Давосе прошел украинский завтрак, который традиционно организовывал Victor Pinchuk Foundation. На этом мероприятии прозвучали ряд тезисов от западных и украинских экспертов, политиков, включая Владимира Зеленского. Сделал краткий конспект кто и что говорил. Следует отметить, что украинские политики выступали жестко и конкретно.
Известный американский мыслитель Фарид Закария отметил, что «дух Украины пронизывает весь Давос. Внимание мира фокусируется на Украине».
Закария отметил фундаментальный сдвиг, который происходит на наших глазах, когда немыслимое становится реальным.
«В Давосе часто говорят о будущем, но на этом Давосе много говорят и про прошлое, про историю. Премьер-министр Швеции говорил, что его страна впервые нарушает принцип нейтралитета со времен Наполеона. Представители Финляндии много говорили про свой опыт противостояния с советским союзом в 1939-м», - сказал он.
Много говорил известный историк Тимоти Снайдер, который начал свою речь на украинском языке с того, что «украинцы этой войной открыли нам нашу историю, дали нам возможность по-другому на нее посмотреть».
Дальше Снайдер указал, что «в наших дискуссиях про будущее мы сегодня видим многие возможности, которые мы бы не увидели без украинцев. То, что вы делаете как нация, сегодня не делает ни одна нация в мире».
По его мнению «политика – это про народы, а не про правителей». Я бы добавил, что эта ситуация еще показала, какова сила роли личности в политике и в истории.
Важно, что Снайдер сделал отличную связку о роли России в Голодоморе на Украине в 30-е годы и сегодняшние действия Путина по блокированию украинских портов.
«В 20 веке Украина была в центре двух ужасных планов трансформировать мир. Внутри плана сталинизма, и внутри гитлеровского плана трансформации мира. Сталин совершил эту чудовищную коллективизацию, потом Голодомор, и это очень напоминает то, что сегодня делает Россия с блокированием транспортировки продовольствия и экспроприацией», - отметил он.
Также Снайдер указал, что на наших глазах происходит качественный рывок Украины. «Нужны были десятки лет, чтобы возникли новые поколения украинцев. И сейчас это поколение возникло. Это первое поколение, главный опыт которого – это независимость. Это очень высокий стандарт. Теперь у нас есть шанс увидеть Украину такой, какая она есть. Сегодня Украина борется и страдает, и показывает нам пример того, какое будущее может быть и у нас.
На угрозу глобального голода обратила внимание Занни Беддос, шеф-редактор «The Economist»
«Большая часть мира уже видит эту войну как европейскую войну. Мы постепенно осознаем огромные масштабы катастрофы. И эта катастрофа связана еще и с огромными изменениями в цепочках поставок продовольствия. Невозможно поставлять урожай, зерно. Украина кормит 400 млн. людей в мире. Это важный фактор, чтобы мир начал думать, что делать дальше и для стран, которые не являются членами НАТО. Это будет насмешка над мировым сообществом, если мир не сможет деблокировать порты, не сможет решить эту ситуацию. Все мировое сообщество ничего не стоит, если не разрешит эту проблему», - отметила она.
Этот пас хорошо подхватил наш глава МИД – Дмитрий Кулеба: «Если НАТО не закрыло небо в самые трагические моменты войны, то есть большие сомнения, что мир откроет Черное море. Это фактически масштабная военная операция в Черном море. Мы не знаем хватит ли мужества у мирового сообщества это сделать. И даже если удастся достичь каких-то договоренностей с Россией, то мы все знаем, что это непредсказуемая страна, которая никогда не соблюдает договоренности. Говорю как представитель страны, которая имеет 300 лет общей истории с Россией».
Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года
Дальше он начал расставлять акценты. «Запад сегодня чувствует свою уверенность и силу во многом потому, что мы выстояли в первые недели этой войны. И теперь нужно принять, что эта война должна закончиться только победой Украины. Украина должна не просто устоять или сдержать наступление, а именно победить. И если ваши страны начнут разделять такой подход, перестанете сомневаться, что именно это цель, многие решения должны приниматься быстрее. Это касается оружия. Это касается всего, что Россия продает миру. У них сегодня профицит бюджета. Путин в Кремле чувствует себя прекрасно. Поэтому санкции нужно переводить на новый уровень. Нужно уничтожить российский экспорт. Каждый доллар или евро, который зарабатывает Россия, моментально инвестируется в военную машину и в войну», - отметил министр.
В другой речи позже Кулеба назвал реактивные системы залпового огня "ключом к переменам в войне". "Если мы не получим реактивные системы залпового огня как можно скорее, ситуация на Донбассе станет еще хуже, чем она есть сейчас. Я не хочу, чтобы у всех было ощущение, что все более или менее хорошо с войной. Ситуация на Донбассе является чрезвычайно плохой. Некоторые деревни уже не существуют физически, поскольку они в руинах. Если мы не получим реактивные системы залпового огня, мы не сможем освободить Херсон", - сказал Кулеба.
По его словам, оставить россиян в Херсоне недопустимо, т.к. "они будут иметь стратегическую позицию создавать угрозу центральной Украине, но также юго-западной Украине в направлении Одессы, и они продолжат воровать наше зерно".
Традиционно лояльными Украине прозвучали слова президента Латвии Эгилс Левитс. Он заявил, что «Украина такая же европейская страна как Латвия, Франция, Люксембург. Украина борется за ценности Европейского союза. Нужно принимать политическое решение предоставить Украине статус страны-кандидата в члены ЕС. Технические вопросы второстепенны. Думаю, что предоставление такого статуса реально. Более того – это в интересах ЕС».
Дальше он дал абсолютно точную логику действий России: «Мы часто оцениваем действия России своей логикой. Это неправильно. Россию всегда провоцирует слабость другой стороны. Если Россия чувствует слабость – она всегда бьет туда и идет дальше. Слабость Запада провоцирует войну. Поэтому нужно проявлять силу. Путин четко заявил, что Россия находится в состоянии войны с Западом».
В этом же ключе выступила президент Европейского парламента Роберта Метсола про Членство Украины в ЕС: «Украина должна и может быть страной-кандидатом в члены ЕС. Для европейского парламента любая страна, которая разделяет и борется за ценности, на которых стоит Европа, может быть принята в Евросоюз. Зачем ходить по кругу десятки лет. Это просто вопрос политической воли. Украина сегодня борется за суть того, во что мы верим».
Она также признала, что долгие годы в ЕС «защищали российскую элиту». «Сейчас санкции принимаются беспрецедентно быстро. Многие лидеры стран чувствуют, что этого также требуют их общества, их народы. Мы должны стремиться к нулевой зависимости от России, особенно в сфере поставок энергоносителей. И многие решения мы должны принимать буквально в ближайшие дни», - добавила она.
Потом выступал Владимир Зеленский, но СМИ растиражировали его заявление, потому не буду пересказывать. А вот на еще одно заявление стоит обратить внимание. В частнсти речь идет о Дэвиде Рубинштейне, главе Карлайл Групп (США). Стоит отметить, что это одна из мощнейших групп в мире, которая имеет активы в сотни миллиардов долларов. Именно в этой компании работал до своего президентства Джордж Буш-старший и Джордж Буш-младший. Помимо деятельности в сфере финансов, данная группа имеет тесные связи с саудитами и сильные позиции в сфере энергетики и ВПК. Вот его месседжи :
«90 лет назад мир стоял перед огромной дилеммой, и не принял важные решения. В 30-х годах Запад не принял важных решений. И история нас судила за это. Гитлер не хотел просто изолировать евреев, он хотел их уничтожить. Путин не хочет взять немного земли, он будет идти дальше, если ему позволять это. Сейчас мы постоянно должны себя спрашивать, что мы должны сделать, чтобы победить в этой войне за будущее человечества. Сегодня работа Божья на земле – сохранить Украину. Если Украина падет – многие другие страны мира падут. Наши дети и внуки будут спрашивать, что мы делали, чтобы помочь Украине. И каждый должен иметь моральное право сказать – «Я сделал все, что мог».