Война еще идет, но неизбежная победа заставляет подумать о ее геополитических последствиях. Уже рухнул сговор России, Германии и Франции, направленный на выдворение США из Европы. Решения, которые сейчас будут приняты определят нашу геополитику на несколько ближайших десятилетий.

Перед Центральной Европой вырисовываются два основных варианта будущего, вероятность воплощения которых зависит от способа завершения текущей войны. Но на самом деле от условий, которые поставит Украина.

Капитуляция, полная деоккупация конституционной территории Украины, военные репарации и полное восстановление международного права – являются естественными требованиями Украины, которые РФ вряд ли в состоянии сегодня принять. Это означает превращение РФ в геополитическую провинцию Китая, управляемую методами Северной Кореи.

Ядерный шантаж РФ – это попытка заставить США давить на Киев, чтобы тот ослабил свои требования. Если президент Байден испугается – может действительно начать давить. Если же президент Зеленский отступит, Украина потеряет как минимум Крым. Если этот шантаж произойдет, уверен что Зеленский примет решение перенести посольство Украины из Вашингтона в Даллас, а также предложит помощь в эвакуации Байдена туда же.

Только железный занавес санкций заставит любой послепутинский режим вернуть всем странам то, что было захвачено военным путем. При этом трудно будет России сохранить свою азиатскую часть. Это означает возврат к историческим границам Московии XVI века. Естественно, исчезнет "империя-инструмент", при помощи которого англосаксы победили Наполеона, Вильгельма II и Гитлера.

Вера в единый демократический мир от Лиссабона до Владивостока всегда был и останется утопией, противоречащей основам геополитики США. Как результат появится вакуум инструментов евроазиатского стратегического равновесия.

Таким образом Украина сейчас стоит перед выбором одного из двух вариантов архитектуры будущего – НАТО+ЕС или НАТО+Великобритания+Турция. В первом из них Украина входит в континентальное западно-европейское пространство превращается по сути в экономическую провинцию Германии. Во втором – Украина вместе с Великобританией, странами Балтии и Польшей при поддержке США получает свою геополитическую блоковую субъектность, создавая потенциал для вертикальной линии евроазиатского разреза. Эта вертикаль будет пересекаться с турецкой горизонталью, предохраняющей слияние Китая с территориями тюркских культур.

Условием воплощения обоих вариантов является конституционная реформа и воссоздание конституционного центра исполнительной власти, который отсутствует с декабря 2004 года и это стало основной причиной деградации государства.

Директор Программы Школа Министроа КШДУ, эксперт EU4PAR

Бывший секретар делегации Польшы в Парламент НАТО