Безусловно, главной политической новостью в Украине не только этой недели, но и с начала года стало возвращение экс- президента Порошенко из «зарубежного турне», как он сам это называет. Многие гадали, решится ли Порошенко вернуться в страну перед угрозой заключения под стражу и отправки в СИЗО. Тем более после его трусливого побега от следователей ДБР, которые пытались вручить ему повестку у стен Верховной рады в декабре.
Но, видимо, отдохнув и успокоившись, выслушав доводы своих адвокатов о слабой доказательной базе обвинения, а также вполне возможно заручившись поддержкой своих «западных партнеров», Порошенко решил-таки вернуться. И не просто вернуться, но и заработать дополнительные политические баллы, устроив из своего возвращения настоящий перформанс с массовкой из своих ярых фанатов в аэропорту и под стенами Печерского суда.
Даже специально установили сцену недалеко от выхода из аэропорта «Жуляны». Так что еще до своего визита в Печерский суд Порошенко успел выступить с речью перед своими немногочисленными сторонниками, которых журналисты его «бывших» телеканалов насчитали аж 15 тысяч.
Если говорить о выводах, которые можно сделать по итогам возвращения Порошенко в Украину и двух заседаний Печерского суда, в котором ему не с первого раза, но таки приняли решение о мере пресечения, то я бы выделил несколько важных моментов.
Во-первых, сам Порошенко, как и его команда, хорошо подготовили перформанс с возвращением и однозначно могут занести себе его в актив. Уже очевидно, что политтехнологи Порошенко решили воспользоваться моментом и дополнить политический образ Порошенко. Если раньше он сам пытался себя позиционировать как настоящего «гетьмана», «криголама», мудрого и сильного правителя, который в одиночку противостоит как внешней, так и внутренней агрессии, то сейчас при помощи самого Зеленского и его окружения его будут теперь позиционировать и как жертву политических репрессий и преследований.
Я специально отслеживал приезд Порошенко на его родном 5 канале. Конечно, было сложно слушать все нарративы так называемых «порохоботов», которые озвучивают новые тезисы политтехнологов Порошенко. В общем, если кратко, то попытка арестовать Порошенко за создание схем по покупке угля в паре с Медведчуком с представителями оккупационных администраций – это совместная спецоперация Путина со своим ставленником Зеленским. Он является ни чем иным, как местью и расправой за возрождение Порошенко украинской армии, отражение российской агрессии в 2014-15 гг., закон о языке и конечно же Томос. Самое печальное, что значительная часть «ядерного электората» Порошенко верит беспрекословно всему, что им говорят спикеры Европейской солидарности и тем более сам Порошенко.
Также давно известный факт, что политтехнологи Порошенко изначально делали ставку на раскол общества, обособление электората Порошенко в особую касту избранных, самых духовно развитых и наиболее образованных представителей нации (тех самых 25%), противопоставляя их так называемым русскоязычным «ватникам», тоскующим по СССР, которых считают откровенным «быдлом». Естественно, далеко не все, кто голосовал за Порошенко в 2019-м, разделяют подобные взгляды и среди них достаточно умеренных и толерантных людей, не разделяющих подобные крайние взгляды. Но таковые в целом в обществе, к сожалению, всегда остаются в меньшинстве.
А политики и тем более политтехнологи в своих действиях и задачах всегда предельно циничны и стараются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. А на негативе и разжигании ненависти к оппонентам делать это всегда проще. Эмоции – противоположность рациональности и поэтому люди очень часто забывают и прощают ошибки своих лидеров, так как это равносильно признанию собственных ошибок и просчетов. А на такое способны далеко не все. Неслучайно сторонников Порошенко часто называют «сектой». Ведь уже столько появилось компрометирующей информации о Порошенко за последние три года, а его поддержка как минимум не уменьшилась, если смотреть на результаты первого тура президентских выборов. Ну а партийный рейтинг после крайних парламентских выборов и вовсе вырос.
Так что теперь Порошенко как минимум активизирует своих сторонников и попытается даже нарастить поддержку среди так называемого «электорального болота», которое в Украине составляет примерно 50% населения. И, кстати, если социально-экономическая ситуация в Украине будет продолжать ухудшаться на фоне растущей инфляции, роста цен на базовые продовольственные продукты, которые подстегивают к росту высокие цены на газ для их производителей и цены на топливо, то ему это сделать вполне по силам. Конечно, в определенных рамках, ограниченных неприятием большинством населения повести «Армия, мова, вира», но тем не менее.
Сейчас его политтехнологи уже пытаются позиционировать его как единственного лидера оппозиции, который отстаивает интересы всех граждан, которые либо изначально не восприняли Зеленского, либо успели в нем разочароваться. В первую очередь – в западных областях Украины, где Зеленский также победил везде, за исключением Львовской области.
Во-вторых, сама власть действовала крайне нерешительно в эти столь важные для нее дни. Потому как уже очевидно, что власть сделала основную ставку на арест Порошенко для того, чтобы отвлечь внимание населения от стремительно разворачивающегося экономического кризиса ввиду невозможности подавляющим количеством производителей сохранять рентабельность своей продукции при нынешних ценах на газ в Украине.
И стремительная девальвация гривны по отношению к доллару - это тоже маркер. Ведь во время затяжных праздников люди в основном сдают свои валютные запасы для того, чтобы хорошо отметить праздники и банкиры этим всегда умело пользовались, искусственно занижая курс доллара в период новогодних праздников.
В сети активно фигурировала информация о том, что ДБР сразу хотели взять Порошенко под стражу по прилету и доставить его в суд. Но, якобы пока пограничники спорили с «дэбээровцами», кто должен его задерживать и доставлять в суд тот и ретировался.
Изменения в установлении инвалидности: чей статус будут проверять
В Украину ворвется тепло до +20, но есть нюанс: Диденко рассказала о погоде в начале ноября
Паспорт и ID-карта больше не действительны: что теперь делать украинцам
Нефть резко подешевела после заявления Нетаньяху
В-третьих, косвенным подтверждением того, что в Офисе президента не было четкого плана действий и все решалось «с кондачка», является решение Печерского суда о переносе слушания на 19 января. Это при том, что Печерский суд давно обрел ореол своей тенденциозности и зависимости от действующей власти. Именно в нем выносили приговоры о тюремном заключении Тимошенко и Луценко, да и при Порошенко также наиболее резонансные дела с политической окраской рассматривались именно в нем.
То есть даже судьи, которые возможно находятся под контролем Банковой, все-таки не решились выносить постановление о содержании Порошенко в СИЗО. Что указывает на то, что им либо его не спустили сверху, или аргументы обвинения слишком слабы, как и власть в целом. А риски, в случае, если она скоро поменяется - слишком высоки. А возможно и все факторы вместе взятые.
В принципе, исходя из тех анализов профессиональных юристов и адвокатов, с которыми я успел ознакомиться, доказательная база ГБР и СБУ действительно вызывает слишком много вопросов и дело может рассыпаться в суде. Даже в Печерском, учитывая медийный резонанс и слабость режима Зеленского. Судя по всему, понимает это и Порошенко. В его команде внимательно наблюдают за судебными процессами против вероятного партнера Порошенко по торговле углем с ОРДЛО и просроченному дизелю для украинской армии из нефтепродуктопровода, который достался Медведчуку во времена его президентства. И пока до обвинительных приговоров слишком далеко, а доказательная база также весьма слаба.
К тому же, в отличие от Медведчука, сторонники Порошенко отличаются своей активностью, пассионарностью и готовы выходить на массовые протесты, даже в случае, если Порошенко отправили бы в СИЗО. Не говоря уже о тюремном приговоре. Есть для этого и необходимые финансовые ресурсы в виде тонн официально задекларированного кэша, специально приготовленного для такого случая.
К тому же к подобному сценарию крайне скептически относятся на Западе, что уже было озвучено послом Великобритании накануне заседания суда. В условиях, когда американские и европейские СМИ едва не каждый день пишут о том, что вот-вот Путин нападет, и что якобы уже начали вывозить семьи российских дипломатов с территории Украины, что обычно делают после того, как решение о вторжении уже принято, подобная внутриполитическая борьба явно не уместна. И уже не раз ставала причиной поражения Украины в борьбе за свою государственность перед внешними угрозами. Последний раз этот урок мы проходили чуть более 100 лет назад. Чем все закончилось для Петлюры, Скоропадского и «УНР», напоминать не буду.
Ну и «вишенкой на торте» стало решение Печерского суда вынести еще более мягкое решение Порошенко по мере пресечения, чем его возможному подельнику по торговле углем с временно оккупированными территориями Медведчуку. Печерский суд Киева решил не арестовывать пятого президента Украины Петра Порошенко, а отпустил его под личное обязательство по первому требованию явиться в суд или на допрос. И это не смотря на то, что бывшего президента обвиняют в государственной измене!
Нельзя однозначно утверждать, был ли случайным совпадением срочный прилет госсекретаря США Блинкена в Киев именно в час «Ч» для Порошенко, о котором стало известно всего лишь за день до визита из анонимных источников, но вполне вероятно и на судей это оказало определенное воздействие перед принятием решения.
Подобное решение свидетельствует о том, что даже судьи печально известного Печерского суда понимают, что легитимность Зеленского находится сегодня на самом низком уровне, начиная с 2019 года. Напомню, что у юристов было очень много замечаний и претензий к легитимности решения Зеленского объявить внеочередные парламентские выборы летом 2019 года. Но, тем не менее, Конституционный одобрил его после ошеломительной победы Зеленского во втором туре президентских выборов и высочайшего уровня поддержки Зеленского в обществе. Теперь же судьи Печерского суда, не желая повторить судьбу своего бывшего коллеги Родиона Киреева, который выносил вердикты Тимошенко и Луценко, решили перестраховаться.
Символично, что праздновать первую победу в сражении, но не войне, Порошенко поехал в ресторан «Царское село», который находится рядом с Киево-Печерской Лаврой – цитадели «русского мира» по мнению наиболее радикально настроенных сторонников Порошенко. Очень «скрепно» и символично, кстати. Наглядно демонстрирующее двуличие пятого Порошенко, который считает подобный шаг возможным, а также свою излишнюю самоуверенность перед своими избирателями. Как говорится: «Божья роса!».
Так что, подводя итоги возвращения Порошенко в Украину и решения Печерского суда по мере пресечения можно уверенно утверждать, что в медийном и политическом плане он пока однозначно выиграл. А по имиджу Зеленского будет нанесен очередной удар как по «хромой утке». Логика политических джунглей, которыми по-прежнему является Украина после 144 реформ Порошенко, включая судебную, гласит: «Если ты решил объявлять войну сильному оппоненту, то должен быть решительным в своих действиях и идти до конца. Иначе сожрут уже тебя».
А начинать войну против всех сразу, когда у твоих границ продолжается концентрация российских войск, а все западные СМИ едва ли не каждый день пишут о том, что завтра Путин точно нападет – это как минимум глупо. А в реальности – лишь повышает уязвимость общества перед угрозой возможного вторжения, раскол в котором в результате политического противостояния лишь возрастает. Я уже не говорю о том, что соблазн для Кремля ввязаться в новую авантюру и «откусить» новый кусок территорий на фоне нерешительности Запада, который до сих пор не может договориться между собой о возможных санкциях в случае вторжения России в Украину, лишь увеличивается.
Когда противник бряцает оружием и объявляет о проведении все новых учений у твоих границ с имитацией вторжения, а более сильные игроки за твоей спиной продолжают повышать ставки в переговорах, все политические «чвары» должны отходить на второй план и власти необходимо объединять общество в единый кулак. Чтобы у агрессора не было никаких сомнений в том, что в случае вторжения он столкнется с ожесточенным и подготовленным сопротивлением.