Теперь, когда так много сказано в первой части и фишки расставлены на доске, а не подвешены в липком и сладком тумане самообмана, можно сказать главное.
О гипотезе. Российские войска на украинских границах не являются силами вторжения (с этой версией не шибко клеится, что много кого убаюкивает). Вероятно, у них пока совершенно другая задача — сделать невозможным продвижение украинских войск вглубь страны(или стран)-агрессора(агрессоров) в ответ на удар по Украине. В то время как сам удар по Украине может быть нанесен с применением ракет и авиации. Я упоминал такой сценарий в июньской статье. Теперь же его можно рассматривать как наиболее вероятный.
Эта версия, в отличие от часто звучащих в эфире, не проседает. Для обороны нужно не так много войск как для наступления и, тем более, для оккупации большой страны. И, в условиях полного превосходства в воздухе, существующих войск вполне для этой задачи достаточно. На российском направлении сил хватит уже сейчас. Осталось только понадежнее закрыть белорусское направление. У Беларуси армия небольшая, граница длинная, и все силы на Юг не перебросишь.
Упомяну в этой связи эфир с Русланом Левиевым … от 13 января с.г. на канале «Эхо Москвы».
В интервью утверждалось, что исследование соцсетей (около 30 видео с начала января), сопоставление этой информации с данными Российской железной дороги о вагонах, информация от очевидцев с мест показали — с Дальнего Востока России транспортируется в западном направлении техника крупных воинских соединений, включая танковую бригаду. Стратегических учений официально не наблюдается. А войска уже далеко от мест базирования, уже покинули территорию собственного военного округа. Что, мягко говоря, нетипично.
Казахстан как вероятное направление транспортировки был отброшен, потому что решение о выводе контингента ОДКБ уже озвучили. А эшелоны продолжали двигаться на Запад. Левиев сделал предположение, что речь идет о Беларуси, где на февраль намечены российско-белорусские учения. Но реально российские войска начнут прибывать еще раньше.
Верны эти предположения или нет сказать не берусь. Но звучит вполне правдоподобно.
Также стало очевидным, что Россия не увязла в Казахстане. По крайней мере, сейчас. Но, вероятно, и на перспективу. Т.е. самые боеспособные войска туда уже не пойдут. А десантные части, с тем же рвением и в том же темпе, могут легко быть переброшены к украинской границе.
УП цитирует американский Forbes со ссылкой на слова подполковника армии США Алекса Вершинина. Мол российской армии не хватит грузовиков для быстрой транспортировки техники в случае полномасштабного вторжения в Украину. Например, «чтобы пополнить установки для одного залпа, придется забрать половину возможности одной бригады материально-технического обеспечения в поставке амуниции». Нюанс в том, что они и не собираются быстро вторгаться.
И, вероятно, не рассчитывают длительно и сверхинтенсивно использовать наземные силы при ударе, в отличие от воздуха. А воздух гораздо более мобилен. К тому же, любые действия и приготовления при таком варианте хуже видны Украине (секретарь Совбеза Данилов говорил о «четком понимании» на некритичную для воздуха глубину в 400 километров).
Здесь есть еще нюансы. Но важные. Сжимающие пространство принятия ответственных решений до часов. Дестабилизация, на которую, по мнению союзников, делает ставку Россия, вполне может начаться уже 17-го января — когда в страну вернется Порошенко. Экс-президент уже выступил с встречным обвинением в госизмене в адрес действующего Президента Украины. И, судя по тональности, это обвинение затачивалось в первую очередь под ветеранов войны и армию.
Даже если бы не было фактора мощного роста цен из-за проблем (просчетов в Украине с закупками, выстроенной «зеленеющим» ЕС и хитроумной Россией конъюнктуры) с углем и газом, уже сам такой процесс мог бы вывести ситуацию в стране из равновесия. Но фактор цен в и ранее нищей, но теперь еще и обескровленной пандемией стране существует.
Этого недостаточно для российского или гипотетического российско-белорусского вторжения (заявление о нестоянии в стороне от конфликта уже звучало, я предупреждал об этом в июне), потому что сопротивления украинских сил не отменяет. А значит будут потери. Но возникают идеальные условия для полномасштабного «дистанционного» удара по значимым военно-промышленным объектам, арсеналам, возможно, по отдельным украинским подразделениям, способного усилить хаос и кризис в стране на порядки. Удара под предлогом любого спровоцированного серьезного боестолкновения на линии соприкосновения с ОРДЛО или на границе.
В ISW зафиксировали высокий уровень дезертирства оккупантов
До 15300 гривен: украинцам объяснили, можно ли собирать в лесу дрова и когда за это штрафуют
Зеленский: Россия сейчас так же безумна, как и 24 февраля 2022 года
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
Приходится учитывать, что российский ВПК уже очень опередил стагнировавший десятилетиями и недофинансировавшийся украинский. И Россия настолько мало зависит от каких-либо украинских поставок, что особой необходимости приберегать промышленные объекты «на будущее» (на вариант последующей гипотетической оккупации) у нее не будет.
Россию и в целом вполне устроил бы тот же статус Украины, какой, по сути, отвели ей западные страны — аграрного придатка. Потому что когда все профлифты для талантливых людей опять ведут к тебе, это усиливает метрополию и ослабляет периферию. Именно так было в годы СССР.
So. После «дистанционного» удара наверняка последуют попытки украинских войск открыть ответный огонь. И ведущие огонь силы и средства, а также штабы и др. объекты станут следующими целями для ударов. По тем, кто «напал» на российские воинские соединения. Таким образом, Россия может попытаться достичь практически полного уничтожения военно-промышленного потенциала Украины и большей части, если не всех тяжелых вооружений ВСУ.
Очевидно, что этот сценарий плох для Украины. Причем, очень во многих отношениях. Перечислить все просто нереально. Приведу несколько моментов, скорее как примеров. Чтобы мы не были легкомысленны.
1. В условиях внутреннего напряжения сложно спрогнозировать что станет делать очень большое количество вооруженных людей. В т.ч. в какие игры или процессы их могут втянуть политики с разных сторон или даже элементарный развал управления, контроля, снабжения и т. п. Да, элементарные голод и холод.
2. Это психологический шок для населения. Который может быть усугублен социальным в случае ударов по инфраструктуре, якобы для предотвращения переброски войск или снабжения военных объектов электроэнергией, продовольствием и т. п. Придумать оправдание в условиях войны можно всегда.
3. В условиях войны, повторюсь, к «оправданным» целям ударов может быть отнесено что-угодно. Т.е. Россия станет определять по каким предприятиям и какого бизнеса наносить удары, а по каким — нет. Понятно, что крупный украинских бизнес оказывается чувствителен к воздействию, которое на него может быть осуществлено в любой момент. И это рычаг гораздо жестче допуска или недопуска на российский рынок и т.п.
4. Для хаотизированной страны, оставшейся без ВПК (вспомним историю с «неподъемным» патронным заводом или с так и не построенными защищенными арсеналами — Украина просто не поднимет восстановления уничтоженного ВПК никогда) и тяжелых вооружений будет существовать огромный риск вторжения в любой момент. И этому вторжению, при таком перевесе в тяжелых вооружениях и в воздухе, мало что можно будет эффективно противопоставить — как показывает упоминавшийся в июньской публикации опыт наступления турецких войск на курдские районы.
5. При такой ситуации Россия может вернуть из политического небытия «легитимного» Януковича или выдумать какое-то правительство национального спасения. А дальше корпуса ОРДЛО, пополненные «отпускниками», при интенсивной поддержке с воздуха (т.е. формально России как бы «там нет» и ее вторжения «нет») и полном перевесе в тяжелых вооружениях могут решать задачи совершенно другого масштаба. Пробивания коридора в Крым, создания Новороссии и даже продвижения на крупные города — не только Мариуполь, но также Харьков, Днепр или Киев. Потому что достаточно организованного и масштабного сопротивления они встречать уже не будут.
6. Даже если этого не случится, разоруженная Украина станет еще менее интересной западным партнерам. И шансы ее на вступление в НАТО упадут в ноль. И шансы на вступление в Евросоюз упадут в ноль. Потому что в ЕС не принимают руины, а ни один серьезный инвестор в рисковую Украину уже не зайдет.
И вот этот сценарий принудительно «разоруженной» Украины, увы, может устроить очень многих за ее пределами.
Россию понятно чем. Она получает возможность практически в любой момент сыграть практически любую партию в критически ослабленной и хаотизированной Украине. Но главное, санкции за такой удар Запад может наложить гораздо меньшие чем за полномасштабное сухопутное вторжение с неизбежными большими человеческими жертвами и гигантскими потоками беженцев.
Штаты получают возможность наложить на Россию санкции. Но удобные для них самих. Повысится значимость НАТО, трансатлантические узы вновь окрепнут. Европейцы присмиреют и подобреют. Можно будет никому в мире не объяснять, почему США надо обяазетльно плотно присутствовать в Европе. С членством Украины в НАТО уже тоже никакой мороки. Плюс рост доходов разных сырьевых секторов экономики. Плюс повод подзалить в ВПК. Может быть, однажды, вместе с ЕС поучаствовать в каком-то восстановлении украинской экономики. Земля то и полезные ископаемые как активы останутся. И стоить они будут практически ничего. Т.е. за одно новое почти ничего Украина расплатится всем оставшимся.
ЕС получит ту же гибкость в наложении неприятных ему самому санкций, обещанное усиление группировки войск США в Европе. Россию чуть подизолируют в особо удобных для Европы местах. Шансы на восстановление СССР на восточной границе станут еще призрачнее. Произойдет дальнейшая декарбонизация Украины, если читатель понимает, о чем я. Не случится огромной волны беженцев. Но точно не пересохнет речка отфильтрованных гастарбайтеров. В общем, все довольно чинно, тихо, терпимо.
Все получат немного большую долю на рынке вооружений. Т.к. Украина с него исчезнет целиком и окончательно. Может быть, получат возможность по чуть-чуть продать вооружений самой Украине — ну, там может в обмен на оставшуюся пшеницу. СССР же так закупал. Даже ценой голода. И т.п.
Так вот, чтобы этого не случилось.
1. Украина должна постоянно концентрировать внимание западных партнеров на том, что не только вторжение в Украину неприемлемо. Любое применение силы против Украины должно привести к введению однозначных, неступенчатых, сразу же жестких санкций. Хотя акцентируй, не акцентируй, результат не от Украины зависит.
2. Нужно осознать степень неиллюзорности и опасности такого сценария. Сценария превращения Украины в нищее, лишенное малейших перспектив и влияния на собственную судьбу ничто. В территорию вечного хаоса, нищеты, бессмыслецы и прочего страдания.
И потому перестать играть в игры и войны престолов внутри страны, раскалывающие страну. Это зависит от Украины, от украинцев. От политиков и граждан, которые станут противодействия попыткам раскола и авантюрного расшатывания ситуации. Нет, ребята, если кто-то думает, что он запасется поп-корном и понаблюдает за этим сериалом со стороны... Все может оказаться «не поп-корн».
3. Единственный проактивный ход, какой пока видится. Уважаемый читатель может предложить другие. Сейчас важны любые, но быстрые и проактивные варианты. Нужно осознать, что наша государственность — инструмент охраны интересов украинской нации, а не игрушка. Охраны жизней, здоровья, благополучия миллионов людей. Не абстрактных идей, не лозунгов, не интересов крикливых политиков.
Как один из выходов из ситуации (будет, отчасти, перекликаться с решением, предложенным Александром Чалым), нужно рассматривать вариант, когда Украина дает гарантии невступления в НАТО в течение 10-15-20 лет в обмен на решение другой сверхопасной проблемы - ОРДЛО в приемлемом для Украины варианте и на подписание нового, жестко и юридически обязующего документа о гарантиях территориальной целостности Украины. С привлечением США, России, Китая, Германии, Великобритании, Франции. Возможно также Турции.
При любом будущем геополитическом раскладе, договор должен Украину защищать. Реально, недвусмысленно.
Да, с отнесением вопроса Крыма на будущее. Потому что сейчас ни вступить в НАТО Украина не сможет — там есть кому заблокировать даже поставки не самых серьезных вооружений Украине, не то, что вступление. И сейчас никакого Крыма Украина вернуть не может. Мы не можем делать украинскую государственность заложником вопроса, решение которого полностью зависит от другого игрока. Это нелепо.