Бежавшие в 17 веке от никоновской реформы староверы, обосновавшись в глухих лесах, возродили искусство старообрядческой рукописной книги. Не имея возможности печатать, они создавали рукописи, следую образцам старых мастеров1. Богато украшали их орнаментом и, прежде всего, цветами, пришедшими в русскую книгу из европейского барокко2.
Они писали не для продажи. С помощью книг им удавалось сохранять знания и держаться "правильной" веры. По легенде, один из мастеров-иконописцев стал расписывать деревянную посуду, да так искусно, что она горела на солнце, точно золотая. Слухи о мастере дошли до столицы. Царь велел найти умельца и доставить его ко двору. Но посланным на поиски стражникам не удалось исполнить царский указ. По одной версии, мастер заперся в избе и сжег себя заживо3. По другой, навсегда ушел в чащу, перед этим передав свои умения простому люду.
Так родилась Хохлома.
Искусство хохломской росписи перешло на точеное дерево посуды с иконописных досок и рукописных страниц староверов. Причем каждому из ее элементов присущ свой, особый смысл. Золотые цветы символизируют знания и просветление. Виноградная лоза - веру в Бога. Колосья и ягоды - плодородие. Свое значение имеет даже цвет. Черный - щедрая земля, посылающая богатый урожай. Красный - тепло и огонь, оберегающий от зла. Золотой - символ изобилия4.
За век до этого, в западно-украинском Самборе (Галичина), жил церковный маляр-иконописец Феодосий (Федуско), которому приписывают авторство миниатюр Пересопницкого Евангелия5.
Напомню, Пересопницкое Евангелие - выдающийся памятник украинской культуры, на котором присягали народу все президенты Украины6.
Кто бы мог подумать, что связь украинского ренессансного искусства со средневековой парадигмой7 сыграет столь роковую роль для целой нации.
Нет, дело не в священном тексте. И не в миниатюрах. Дело в персонаже, кладущем не только на Конституцию (что, согласитесь, уже давно стало традицией), но и на Евангелие. Персонаже, который, сам того не ведая, возрождает феномен средневековых маргиналий.
Во многих рукописях, созданных в разных странах Европы в эпоху позднего Средневековья, сакральные тексты - Псалтыри и Часословы - окружены откровенно непристойными и издевательскими сценками, нарисованными на полях. Обезьяна корчит рожи святым. Монахи испражняются, показывая друг другу голые зады. У епископа голова шакала. Мужчина собирает свои фекалии в корзину. Эрегированные фаллосы путешествуют по страницам. Дамы выставляют свои вагины... Это и есть маргиналии – самостоятельные, никак не связанные с текстом, рисунки по краям средневековых книг8.
Новейшая история Украины, в этом смысле, - книга позднего Средневековья НАОБОРОТ.
Не поля, но основной текст ее посвящен бестиарию и разврату. Это - бесконечный парад уродов. Парадоксальный образец государственной порнографии. Щедро иллюстрированная летопись непроходимой подлости, садомазохизма, жадности, цинизма, позора и предательства, глядя на которую ужаснулись бы Босх, Данте и Дали.
И только кое-где, в стороне от этой Гоморры: депутатских, чиновничьих сфинктеров, всепожирающих вульв и летающих пенисов президентов, - на полях - встречаются эпизоды подлинного героизма обыкновенных людей. Примеры потрясающей сознательности, мужества и жертвенности, благодаря которым все еще жива Украина.
Состоялась ли Украина как государство?
В ISW зафиксировали высокий уровень дезертирства оккупантов
В Украине назвали условие для открытия аэропортов: 45-50 дней
В Киеве усилят меры безопасности и выставят дополнительные блокпосты
Водителей штрафуют за номерные знаки: кто может попасть почти на 1200 гривен
Статистика - жестокая вещь. За эти тридцать лет мы растеряли научно-технический, производственный, кадровый потенциал, которым обладали на момент выхода из Союза. Страшно сказать: за все время независимости наша экономика так и не достигла показателей 1991 года9. Вдумайтесь! Сегодня Украина - самое бедное государство в Европе, после Молдовы10. С колоссальной убылью населения, чудовищной смертностью и без реальных границ. Мы потеряли Крым, утратили часть Донбасса. Почти ежедневно на Востоке страны гибнут наши военные - молодые, здоровые, полные сил мужчины и женщины. Хуже того. Украина - не просто самая бедная, но и самая «несчастная» европейская страна, если принимать во внимание пресловутый «индекс счастья»11.
Почему так происходит?
Причин - множество.
Здесь и украинская ментальность, для которой благоустроенный хутор - модель идеального мира, а все, что за его пределами, если оно не принадлежит родственникам или кумовьям, – «най горить» («пускай горит»). Государство – принципиально иной уровень мышления и отношений. Европе понадобилось усвоить протестантизм, чтобы выработать в сознании людей уважение к общему труду и общественному благу12. Украинский космос таких слов не знает. Он по-прежнему варится в своей родовой стихии, где общая кровь или крещение детей (кумовство) замыкают национальные горизонты.
Украинец, облеченный государственной властью, – страшный человек. Прежде всего из-за своей внутренней убогой картины мира, в которой отхожее место начинается сразу за забором собственного коттеджа. Он щедро гадит там, откуда пришел, и на тех, кто привел его к власти. Домашний иконостас украинского чиновника составлен из родных лиц вперемешку со старинными портретами американских президентов, многих из которых он давно знает по именам.
Здесь и общая восточнославянская неспособность к эффективному государственному управлению. Не зря наши предки звали к себе варягов. Не получаются у нас демократии западного образца. Анархия, самодержавие, деспотия, олигархия – легко. Даже джамахирию местного разлива можем изобразить. А демократия – ну, никак.
Здесь и постоянная «помощь» и «забота» «старшего брата», который все эти тридцать лет не может расстаться с имперской мечтой снова задушить Украину в своих объятиях. Ведь не даром два министра обороны суверенной и независимой Украины (Саламатин, Лебедев) были гражданами России (!!!).
Здесь и отсутствие гражданского общества, готового отстаивать свои интересы перед властью, как следствие все той же архетипической обособленности - хуторянства и местечковости.
Украинский индивидуализм — величайший дар, который веками не давал превратить нас в стадо, и величайшее проклятие, из-за которого мы до сих пор не можем стать полноценным гражданским обществом.
Здесь и злая – в духе «за что боролись, на то и напоролись» – оборотная сторона либерализации визового режима с Европой. Теперь "безвиз" вымывает из страны самых инициативных и квалифицированных граждан, создавая кадровый голод – во-первых, забирая активный протестный электорат с улиц – во-вторых, и насыщая потом и кровью заработанной на чужбине валютой ущербную отечественную экономику - в-третьих. Причем о притоке валюты в страну, как о своих успехах, кричат как раз те украинские чиновники, которые делают все, чтобы ее окончательно угробить.
Не на тех книгах следовало присягать украинским президентам.
Первому, Кравчуку, подошло бы что-то легкое, из беллетристики, ведь и сам он - великий мастер художественного свиста. Кучме – Остромирово Евангелие13 вместо Пересопницкого. То самое, которое украл однажды водопроводчик, и оригинал которого сегодня хранится в Москве. Ющенко – библия пчеловода. Януковичу – русский детектив в стиле «Возвращение Сиплого». Порошенко – «Пряничный домик» или «Шоколадная фабрика». Зеленскому – комикс.
Состоялась ли Украина?
Да, состоялась.
Мы – единственный из восточнославянских народов бывшего СССР, который меняет президентов, как перчатки. Мы не выходим на Болотную с миной интеллигентского скепсиса на лицах, заранее принимая обреченность собственной малочисленности. Не дарим ОМОНу цветы. Не снимаем кроссовки перед тем, как встать на лавках/лапках перед властью. Когда в 2014 милиция избила наших детей, мы стали жечь покрышки и швырять булыжники в «Беркут». А когда по нам открыли огонь, мы гибли, но оставались на баррикадах и, в меру сил, огрызались свинцом в ответ.
И мы действительно «можем повторить», если снова возникнет такая необходимость. Без колебаний.
Не украинское государство остановило продвижение российско-сепаратистских войск на Востоке Украины. Это сделали десятки тысяч добровольцев, обыкновенных людей, для которых Украина, как и для оставшихся в окопах солдат, никогда не была пустым звуком.
Государство сдало Крым, позволило головорезам Гиркина беспрепятственно войти в Донецк и подписало позорные минские соглашения. Но у него так и не вышло развалить страну.
Мы и сегодня воюем на три фронта – против внешнего врага, против собственной власти, против своих внутренних комплексов. Нам приходится тщательно подбирать слова, избегая метафор. Ведь, казалось бы, что плохого в выражении «государственное строительство»?. Оказалось – все. Стройка – это прорабы, откаты и воровство материалов. Государство в Украине строить нельзя. Его можно только выращивать, как живое существо. Выращивать из самих себя.
Увы, все или почти все, чего удается достичь украинцам сегодня, делается не благодаря "родному" государству, политикам, чиновникам, а вопреки всем им. Нас обдирают тарифами на перепроданный российский газ - а мы утепляемся и топим дровами. Нас швыряют под колеса COVID-19 открытым саботажем и наплевательством – а мы выживаем. Душат налогами, бюрократией и фискальными проверками - а мы выкручиваемся.
Мы долго терпим. Очень долго запрягаем. Но стартуем так мощно и стремительно, что гоголевская птица-тройка скромно накрывается копытами в придорожной пыли.
Поэтому День независимости Украины – это не государственный праздник. Это личный праздник сознательного украинца. Того самого, неизвестного, среднестатистического гражданина с большим сердцем и непроданной совестью, благодаря которому вообще существует Украина.
В переводе с финского "хохлома" (kahlaamo) означает "брод, переправа"14. Финнам виднее. Страна, в которой они живут, снова признана самой счастливой в мире15.
Хохлома как явление, как феномен бытия – это не о России, Украине или Белоруссии. Это о людях, которые ушли во внутреннюю иммиграцию, чтобы сохранить свою веру. Веру в свое предназначение, в свою страну, в самих себя.
Их повседневная жизнь сегодня – все тот же народный промысел (Промысл Божий?). Посреди тотального государственного разгильдяйства, цинизма и коррупции, они каким-то чудом умудряются быть обязательными, собранными и успешными.
Они могли бы писать иконы, книги, но вынуждены использовать свой дар, повторяя знаменитый цветочно-виноградный орнамент в собственной жизни.
Достаток в семье (золотой), тепло очага (красный), плодородие родной, свободной земли (черный).
ИСТОЧНИКИ
1 Подтуркина Е.А. Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII-XX вв. - http://cheloveknauka.com/hudozhestvennoe-oformlenie-staroobryadcheskoy-rukopisnoy-knigi-guslitskogo-pisma-xviii-xx-vv.
2 Каширина.В.В. Особенности орнаментов старообрядческих книг.-https://starove.ru/news/issledovanie-ornament-staroobryadcheskih-rukopisej-knigopisnye-shkoly/
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0
4 Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. - http://rod.nextohm.com/page-90/page-91/
5 Лев Скоп. Майстер мініатюр Пересопницького Євангелія – Федуско, маляр із Самбора. - https://www.slideshare.net/bohemka/ss-9082611
7 Гринда Б. Скоп Л. Майстер мініатюр Пересопницького Євангелія Федуско, майстер зі Самбора.
― Дрогобич: Коло, 2011. - https://lnam.edu.ua/files/Academy/nauka/visnyk/pdf_visnyk/22/44.pdf
8 Маргиналии.Ничего святого // Зотов С., Харман Д., Майзульс М. Страдающее Средневековье. - М:Аст, 2019. - С. 32-68.
9 Булеев И. П. Некоторые аспекты выхода из кризиса экономики Украины. -https://www.problecon.com/export_pdf/problems-of-economy-2016-1_0-pages-75_83.pdf
10 https://worldpopulationreview.com/country-rankings/poorest-countries-in-europe
11 https://countryeconomy.com/demography/world-happiness-index/ukraine
12 Хлопкова А.Протестантская этика в становлении рыночной экономики. -https://core.ac.uk/download/pdf/38642211.pdf
14 https://ru.glosbe.com/fi/ru/kahlaamo
15 https://www.bbc.com/news/world-europe-56457295