Миротворческие миссии, по своему определению, посылаются для разведения противоборствующих сторон или оказания помощи в завершении вооруженных конфликтов. Однако в истории миротворческих операций бывали случаи нападения на "голубых касок" и даже взятие их в заложники. Такая ситуация произошла в Боснии и Герцеговине (БиГ) в конце мая 1995 г., ровно 26 лет назад, когда сотни миротворцев, включая украинских, оказались в заложниках Армии боснийских сербов, которую возглавляли осужденные в будущем Междинародным криминальным судом в Гааге за военные преступления Р.
Караджич и генерал Р.Младич. Этому предшествовали следующие события.

С эскалацией вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992 году в октябре месяце Совет Безопасности (СБ) ООН принял Резолюцию 781, которой запрещал полеты самолетов над территорией БиГ, где шли ожесточенные бои. С целью реализации этой резолюции, НАТО начало военную операцию "Мониторинг неба". За полгода было задокументировано около 500 нарушений полетов в зоне конфликта. В связи с этим в апреле 1993 г. СБ ООН принял Резолюцию 816, которой разрешал НАТО оказывать непосредственную воздушную поддержку миротворческому контингенту ООН в Боснии и Герцеговине, а также нападать на наземные цели при соответствующем обращении командования миротворцев. Для осуществления такой воздушной операции, НАТО использовал самолеты 12 стран-членов пакта. Это было первый раз в истории, когда альянс был задействован как военная сила.

28 февраля 1994 года в небе над Баня-Лукой после бомбардировки фабрики вооружений в Травнике сербской авиацией, американские F-16 атаковали группу самолетов-нарушителей и уничтожили пять из восьми летательных аппаратов. Потом, возле Горажде (БиГ) авиация НАТО бомбардировала позиции боснийских сербов в связи с обращением за помощью миротворцев ООН, которые здесь базировались и были атакованы боевиками. Это вызвало острую реакцию политического и военного руководства боснийских сербов, которые своеобразно решили защитить свои объекты от возможных бомбардировок авиации альянса. Они захватили в заложники 377 миротворцев ООН, из которых больше сорока были украинцы, и разместили их как живой щит на военных объектах. Это вызвало глубокое раздражение у НАТО, но использование авиации на некоторое время прекратилось.

В это время начались интенсивные переговоры о возможности освобождения заложников-миротворцев. МИД Украины пытался решить вопрос через представительство в Нью-Йорке, но безуспешно. Потом пошло поручение украинскому Посольству в Загребе, которое покрывало Боснию и Герцеговину, но тоже без результатов. Из Хорватии невозможно было повлиять на поведение боснийских сербов. В связи с отсутствием прогресса в решении вопроса освобождения украинских миротворцев в дело вмешался Глава государства. Он поручил Министерствам иностранных дел и обороны срочно решить вопрос и доложить о его выполнении. Тогда обращение пошло в наше представительство в Белграде, где у Украины было Генеральное консульство (еще не было принято решение об открытии в СР Югославии украинского Посольства).

Тогда я в Белграде работал консулом и мы взялись за дело. Вначале представители МИД СР Югославии (СРЮ) уверяли нас, что у них нет никакого влияния на боснийских сербов, которые находятся в соседнем государстве. Однако мы продолжали переговорный процес. Мы напомнили о славянском происхождении сербов, которые пришли на Балканы как раз с современной украинской территории. Вспомнили и об украинском национальном меньшинстве, которое компактно проживает как раз на территориях, которые контролировали боснийские сербы, а значит, местные украинцы-мужчины были мобилизированы в армию Республики Сербской. Мы также подчеркнули, что захваченные украинские "голубые каски" в своем большинстве православные люди, и как-то не по-христиански брать в заложники единоверцев. В общем, начался диалог. Тогда сербская сторона сделала нам предложение: она помогает освободить украинских миротворцев, а в Белград для переговоров приезжают министры обороны и иностранных дел Украины. СР Югославия была в то время под санкциями и международные визиты в страну стали редкостью.

Мы срочно докладываем в Киев, считая предложение сербских коллег разумным. Два украинских министерства сразу соглашаются на проведение визита – ведь надо срочно освободить наших миротворцев и выполнить поручение Президента. Генконсульство Украины, в свою очередь, оперативно информирует страну аккредитации. В связи с этим, руководство СР Югославии поручает главе службы безопасности Сербии Й.Станишичу срочно отправится в БиГ и договориться об освобождении украинских миротворцев. Буквально за пару дней он собрал всех захваченных "голубых касок" из Украины и привез в Нови Сад, куда мы лично поехали для встречи с нашими миротворцами. Таким образом, благодаря оперативным действиям Генконсульства украинцы оказались в первой группе освобожденных заложников из международной миссии. К сожалению, несмотря на наши настойчивые рекомендации, визиты министров иностранных дел и обороны в Белград так и не состоялись, что, конечно же, сказалось на нашем двустороннем сотрудничестве. В Киеве произнесли сакраментальную фразу: «обстановка поменялась». Но если вы изучали диалектику, то точно знаете, что ситуация всегда постоянно меняется, ибо это и есть ее характерная черта.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram