На днях принял участие в онлайн-встрече украинской части Украинско-Тунисского делового совета. Организатором встречи была Торгово-промышленная палата Украины (ТПП). Помимо представителей украинского бизнеса и всех неравнодушных, там был и посол Украины в Тунисе Владимир Хоманец, представлявший сторону МИД.
Главная тема делового совета — развитие отношений между Украиной и Тунисом в торгово-экономической, промышленной и бизнес-сферах. Мне как человеку, занимающемуся Ближним Востоком и внешней политикой Украины, стало интересно, как же развивается это направление. Учитывая, что Украина политически не слишком сильна во взаимоотношениях с Ближним Востоком и Северной Африкой, торговля и экономика являются одним из немногих эффективных способов как заявить о себе, так и сформировать репутацию, конвертируя имиджевые ресурсы в развитие бизнес-связей и укрепление инвестиционной повестки.
Перед встречей я залез на официальные сайты посмотреть, в каком состоянии находятся наши отношения с Тунисом. По итогам 2020 года, двусторонний товарооборот Туниса и Украины составил $ 427,7 млн., из которых $ 414,8 млн — это экспорт Украины в Тунис. Другими словами, Тунис у нас покупает больше, чем мы у него. Больше 80% экспорта в Тунис — это зерно, ещё 12,9% - чёрные металлы. В принципе, это всё. Безусловно, мне было интересно, какую политику Украина ведёт на этом направлении и что у нас хотят развивать, какую повестку предлагать и как подключать национальный бизнес.
В общем, не буду вас томить, и сразу расскажу, как прошло мероприятие. Всего, встреча длилась чуть больше часа. 75% времени потратили на общие ритуальные расшаркивания о том, как хорошо, что мы все собрались, какая прекрасная страна Тунис и какие сказочные у нас перспективы на этом направлении (без уточнения подробностей, если что).
Остальное время было посвящено, собственно, теме заседания. Конкретики и подробностей было крайне мало. Никто не озвучивал никаких цифр, ни про то, какую выгоду Украина может получить от развития той или иной отрасли, ни про ёмкость тунисского рынка в отдельных сферах, ни про тренды развития этого самого рынка, ни про какие-либо крупные двусторонние проекты (если таковые вообще имеются), ни даже про то, какие конкретно аспекты они предлагают развивать с Тунисом, ни про особенности работы на тунисском рынке, ни про запросы тунисцев в отношении Украины.
Затем организаторы 15 минут пытались ответить на один мой концептуальный вопрос «Зачем Тунису Украина и что мы им предлагаем?». По моему мнению, у них не получилось. Представители ТПП Украины долго рассказывали, как важно развивать отношения с Тунисом ради развития отношений и немного посетовали на отсутствие поддержки государства. Наш посол тоже не смог ответить на вопрос, зачем Тунису Украина и что мы им конкретно хотим предложить. На мой вопрос определить хотя бы ТОП-3 стратегических направлений, которые, по их мнению, Украина должна развивать с Тунисом, спикеры вспомнили туризм и экспорт некой «технологической продукции». Правда не уточнили, что это за продукция.
После этого мероприятие свернули, сославшись на недостаток времени, но перед этим проведя весьма странное голосование за нового главу украинской части Украинско-Тунисского делового совета (путём голосования физическим поднятием рук всех участников зум-конференции (???). Кстати, главой стал один из спикеров на заседании — владелец крупной зерновой корпорации «Рамбурс» Алексей Гаврилов.
Другие участники конференции — представители бизнеса, которые задавали в чате свои вопросы (кстати, правильные и логичные), к сожалению не удостоились внимания организаторов. А жаль. Ведь люди задавали действительно важные вопросы. К примеру, как оформляются товары в Тунисе, как можно зарегистрировать там компанию или есть ли возможность ре-экспорта. Но, видимо, мероприятие было организовано не для этого, а для того, чтобы сказать что-то рандомно-общее и провести вот это никому не понятное голосование. Был там один, как я подозреваю, этнический тунисец, который всё это время держал поднятой руку (в зуме), чтобы задать вопрос, но ему слова не дали.
И всё. Встреча закончилась. Я напомню: это было «установче засідання української частини Українсько-туніської ділової ради».
А теперь рефлексирую. По моему глубокому убеждению, данное мероприятие не имело ничего общего с внешней политикой, торгово-экономической повесткой или развитием внешних связей. Эта встреча была больше похожа на какой-то унылый круглый стол, на котором спикеры ждут своей очереди сымпровизировать монолог с умным лицом довольно поверхностного ритуального характера, и поставить галочку.
Я до сих пор не понимаю, зачем организовывать подобные встречи и тратить своё время, если они ничем не отличаются от банальных разговоров на кухне или в каком-то дешёвом ток-шоу. Люди, участвующие в таких мероприятиях, хотят получить конкретную информацию (в том числе и я, мне было интересно узнать об этой теме больше), а в итоге большую часть времени слушают какие-то общие фразы про то, как мы «догоняем и перегоняем». Тут одно из двух: либо организаторам подобных встреч просто плевать на свою работу, либо они тупо не готовятся, действуя по принципу «якось воно буде».
Согласно разосланному зарегистрировавшимся участникам письму, основная цель Украинско-Тунисского делового совета — это «сприяння розвитку українсько-туніських ділових і торговельно-економічних зв’язків, диверсифікації структури і збільшенню обсягів товарообігу між двома країнами, пошук та втілення оптимальних моделей і форм ділового співробітництва; налагодження двосторонньої виробничо-технічної та інноваційно-інвестиційної кооперації, створення сприятливих умов для спільної взаємовигідної виробничої, торговельної, транспортної, будівельної, фінансово-кредитної, страхової, науково-дослідної та інших видів діяльності; сприяння створенню спільних підприємств у різних галузях економіки, інвестиційних фондів, торгових компаній, відкриттю філій і представництв діючих суб'єктів, а також всебічному розвитку усіх видів підприємництва, не заборонених законодавством України і Тунісу; підтримка різних форм двостороннього ділового, освітнього, наукового, культурного і туристичного обміну між Україною та Тунісом».
Ничего из этого на встрече УКРАИНСКОЙ ЧАСТИ (то есть, участников, которые будут вести переговоры с тунисской стороной) не обсуждали, и никакой конкретики никто не услышал. Один из аргументов в пользу сотрудничества с Тунисом звучал приблизительно вот так: «Я бував у Тунісі, і одразу зрозумів, що не може Україна дозволити собі ігнорувати цю країну». Очень мило и трогательно, но непонятно, при чём тут интересы украинского бизнеса и Украины как государства?
В Раде поддержали ужесточение контроля за работой ТЦК: что изменится
Достаточно номера телефона: украинцев предупредили о новой мошеннической схеме с выплатами
"Нова пошта" обратилась к клиентам из-за запрещенных посылок за границу: важные правила
Украинцы могут получить 40 тысяч гривен: кому и когда выплатят помощь
Подобные встречи по идее должны служить двум целям: информирование бизнеса по интересующим их вопросам и формирование позиции украинской стороны (при поддержке МИД, посольства и ТПП) накануне переговоров с иностранными партнёрами. А по итогу получаются бесполезные для темы ритуальные пост-советские монологи. Я так и не понял, какая у нас повестка с Тунисом, почему мы для них должны быть интересными (помимо зерна), какие направления стоит развивать и на что обращать внимание. Ставя себя на место представителей бизнеса, я бы не пришёл на следующее подобное мероприятие, и либо пытался бы пробиться на рынок самостоятельно, либо нанял бы частных консультантов.
Когда посол не может ответить, в чём смысл украинско-тунисских отношений, когда представитель ТПП разговаривает максимально размытыми фразами и когда организаторы делового совета не понимают, в чём смысл существования самого совета, возникают серьёзные сомнения в способности государства проводить политику и формировать свою повестку. А это чревато дальнейшим рассинхроном между государством и бизнесом.
И серьёзно: даже если бы представители ТПП или посольства прямо ответили «Да, у нас с Тунисом сейчас развивается только экспорт зерна, и да, это сейчас единственная сфера, которая наиболее выгодна Украине, и больше у нас ничего нет», мне этого было бы достаточно. Это был бы честный и правильный ответ. В конце концов, Украина не должна придумывать себе функционал там, где это сейчас невозможно или не очень нужно, да ещё и под таким демонстративным пафосом.
У меня по результатам встречи возникло несколько вопросов:
-
В чём смысл существования Делового совета?
-
Почему организаторы не могут нормально провести даже зум-встречу для своих?
-
Почему к подобным мероприятиям никто не готовится?
-
Выделяются ли бюджетные деньги на эти встречи, и если да, то сколько это стоит?
И не поймите меня неправильно. Я не пытаюсь придраться к каким-то мелочам, лишь бы покритиковать. Это далеко не первое неудачное мероприятие, которые в Украине любят организовывать просто «для галочки», и я уверен, что у многих был опыт участия в таких встречах.
Я решил обратить внимание на эту тему, потому что такие мероприятия РЕАЛЬНО вредят украинским интересам и украинской дипломатии. Даже если у нас к этому и могли привыкнуть, у иностранцев совершенно другой взгляд на эту тему, у них нет вот этого «ну, ты же понимаешь, что они ничего не решают, это просто для вида». Для них подобные встречи отражают отношение государства и по ним они могут оценивать перспективы сотрудничества.
Именно из таких небольших мероприятий формируется внешняя коммуникация Украины, её имидж и репутация. Чем больше подобных пустых и бесполезных разговоров, тем меньше с Украиной будут хотеть вести дела или разговаривать в деловом русле. Тем более, когда это касается арабов. Как только они понимают, что разговор несерьёзный и сводится к ритуально-формальному расшаркиванию (а они в это умеют играть очень хорошо), то они теряют интерес и тоже перестают общаться серьёзно, предпочитая подыграть другой стороне, лишь бы оставить хорошие впечатления.
Можно написать крутейшую стратегию развития отношений с целым регионом или отдельной страной. Но если на уровне вот таких небольших встреч, являющихся частью публичной дипломатии, систематически происходят факапы и демонстрируется полное пренебрежение к самому процессу, то никакая стратегия никогда не будет успешной, и всегда разобьётся о скалы унылых монологов, нафталинного пафоса и пост-советского дилетантизма. Я считаю, что если представители Украины неспособны организовывать встречу, вырабатывать позицию или формулировать свои цели, то лучше пусть они этого НЕ делают.
Рекоммендация к прочтению: "Чи існує в Україні зовнішня політика?".
Описанная встреча очень хорошо показывает, почему у нас проблемы в коммуникациях с внешним миром. Безответственность, глупость и оторванность от контекста приводят либо к неправильной постановке целей и задач, либо к неспособности даже сформулировать их.
А из-за этого Украина теряет возможности формирования двусторонней повестки с партнёрами. В свою очередь, отсутствие такой повестки маргинализует Украину и оставляется её на периферии международных отношений. Другие страны предпочтут вести серьёзные дела с теми государствами, которые могут говорить о конкретных вещах и вести деловой разговор. Очень часто, результатом становится зацикленность двусторонних отношений на каком-то 1-2 аспектах, где «получилось», а диверсификация сотрудничества не получается.
Поэтому и для Туниса Украина остаётся исключительно одним из источников импорта зерна, для Польши источником трудовых ресурсов, для США платформой противодействия России, а для Венгрии — инструментом разыгрывания националистической карты в отношении Закарпатья.
Подписывайтесь на страницу Илии Кусы в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram.