Много лет предприятия, входящие в «Укроборонпром» - структуру, созданную в свое время Януковичем и Азаровым, пытаются выйти из-под ее «опеки». Причин тому много, они комплексные, но главная – грандиозная коррупция космических масштабов, которые если и не убивают прибыльные предприятия стратегической отрасли, то всячески сдерживают их развитие. С помощью чиновников структуры гробятся мощнейшие предприятия, откатываются миллионы бюджетных денег и уничтожается обороноспособность страны.
Сегодня ситуация еще больше усугубилась, потому что если раньше «Укроборонпром» выполнял функцию коррупционной кормушки для избранных, то с приходом к управлению концерном горе-реформаторов, которых называют «соросятами», он превратился в инструмент удушения остатков ВПК Украины.
Как известно, после прихода Зеленского к власти в «Укроборонпром» завели «космонавта» Айвараса Абромавичуса, который возглавлял его около года. Когда начался карантин, Айварас начал жаловаться, что ему не хватает денег. Собственно говоря, ради них в Укроборонпром он и шел. Абромавичус протащил в концерн экс-депутата и журналиста Мустафу Найема на пост зама по коммуникациям.
Нет смысла говорить, что у Найема отсутствует опыт работы в данной отрасли, ни представления о ее проблемах. В нашу эпоху кухарок и корабельных сосен подобный социальный лифт уже стал нормой. Впрочем, такое явление мы видим повсеместно, не только в «Укроборонпроме». Самое главное, что «святая простота» Найемов и "фотографов" щедро оплачивается из государственного бюджета. Размер вознаграждения Мустафа долго утаивал, но аппетиты на его «ценную» деятельность уже известны: назначив зарплату под 200 тыс. грн в месяц, Найем оформлял себе премии за 300 тыс. грн! Поэтому, например, в декабре 2019 года получил зарплату в 486,5 тысяч гривен. По этому поводу еще очень громко сокрушался бывший советник Порошенко Юрий Бирюков. Даже видавших и осуществлявших многое порохоботов поразило, что так можно нагло рубить бабло
Но это странное назначение человека с улицы останется непонятным в плане мотивации – зачем тратить такие финансовые ресурсы, если человек не приносит государству доход? Но ответ очевиден и прост: в проведении нужной политики. Собственно говоря, именно для этого «соросят» настойчиво толкают на те или иные стратегические темы.
Сейчас Найем отстаивает необходимость удержания многочисленных предприятий «Укроборонпрома» в своем ведомстве под тем предлогом, что на них нужно провести политику «разгосударствления» (корпоратизации). При этом не рассматривается состояние предприятия, приносит ли оно доходы, может ли развиваться в условиях, в которые его хотят запихнуть. Главное для них – раздробить его, затем дать поглотить инвесторам. Продажа госимущества - альфа и омега политики наших «реформаторов».
Но есть вариант еще похуже – дать иностранцам просто сработать на конкурента, и под видом контракта поставить предприятие в такие условия, что оно обанкротится. Тогда дешево и сердито с рынка исчезает конкурент. Для примера достаточно вспомнить, как в 2017 году Харьковский авиазавод таким способом иностранные аферисты поставили в условия, которые фактически уничтожили предприятие. Напомню, что тогда авиазавод подписал кабальный договор с американской фирмой Oriole Capital Group, который обязывал ХАЗ не иметь никаких отношений с другими компаниями в обмен на инвестиции в 150 млн долларов. В итоге были провалены переговоры с Канадой о модернизации Ан-74, что, возможно, было единственным шансом поднять завод, поскольку он ранее специализировался на производстве этих самолетов. Спустя три года можно сказать, что «проект» оказался аферой, а ХАЗ банкротом. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Не менее интересна ситуация в ГП «Антонов». Предприятие давно находится в кризисе, и за последние годы не произвело ни одного самолета. Ни для кого ни секрет, что ГП «Антонов» выживает за счет авиаперевозчика Antonov Airlines, который имеет парк тяжелых самолетов, включая Ан-225 Мрия, шесть Ан-124 «Руслан» и старенький Ан-22 «Антей», который регулярно тарахтит над Гостомелем. Этот парк тяжелых грузовых самолетов постоянно загружен заказами. Специалисты оценивают ежегодных доход предприятия в сумму 200 млн долларов в год. Однако значительная часть этих денег не доходит до Украины, поскольку есть фирмы-посредники, которые были созданы предыдущим руководством для того, чтобы денежки оседали на чьих-то офшорных счетах. СМИ неоднократно писали об этой схеме, но наши правоохранительные органы год за годом «не видят» проблемы. Неудивительно, что до ГП «Антонов» доходят копейки, из которых 70% уходит на зарплаты сотрудникам. Поэтому компания постоянно задыхается от недостатка средств. Как метко сказал бывший конструктор Антонова Анатолий Вовнянко, сегодня ГП «Антонов» уже не конструкторское бюро, а транспортная компания, при которой ютятся остатки конструкторского бюро. Как мы понимаем, правильная реорганизация «Антонова» и усиление контроля над финансовыми показателями Antonov Airlines (например, обязательство проводить все расчеты через украинский банк, а не компанию в Германии) помогли вернуть Антонову финансовые ресурсы необходимые для разработки и производства самолетов.
Очевидно, что назрели и перезрели радикальные шаги к изменению ситуации в ВПК и других стратегических сегментах машиностроения, где еще теплится жизнь.
После прихода Олега Уруского на пост вице-премьера обозначилась возможность более системной политики государства в отрасли. Уруский предложил создать Министерство стратегической промышленности, которое должно взять под управление остатки машиностроения в Украине. Министерство не без бюрократического скрипа было создано. И в ближайшие месяцы должно перетянуть под свое управление как ряд стратегически важных предприятий, включая «Антонов», так и целые отрасли. Госпредприятия получат свободу выбора в политике корпоратизации и главное – уберется тяжелая и неэффективная опека «Укроборонпрома».
Это вызвало истерику на грантоедских медийных ресурсах. В частности «Громадське радіо» опубликовало мнение «эксперта» Глеба Каневского на эту тему, который возмущался, что «Антонов» может уйти от управления «Укроборонпрома». Странно, что когда Мустафа рубит под полмиллиона гривен в месяц в «Укроборонпроме», который имеет падающие показатели, то Каневский не видит в этом признак абсурда. В понимании грантоедов сам факт их присутствия на государственной должности уже заслуживает такого золотого дождя. Однако, пока этот десант мальчиков и девочек, начитавшихся Шарпа, Фукуямы и Дугласа Норта, нигде не сумел показать хоть какой-либо значимый результат для государства. А вот углубляющийся коллапс государственного управления в результате деятельности «глобального комсомола» налицо.
Для понимания, насколько это огромная проблема и как «эффективное реформирование» концерна под чутким руководством «соросят» воздействовало на «Антонов» во время весеннего карантина, советую почитать это интервью советника главы ГП «Антонов» Александра Галуненко.
Суть телодвижений «Укроборонпрома» очень проста – разделить ГП «Антонов», чтобы отрезать конструкторское бюро от перевозчика. Перевозчик стоит больших денег и является лакомым активом для любого серьезного игрока на мировом рынке. Однако без перевозчика КБ «Антонов» сразу умрёт, и тогда можно будет его продать по дешевке вымышленному инвестору (учитывая коронакризисную конъюнктуру проблематично, чтобы кто-то из серьезных игроков заинтересовался «Антоновым», который давно дышит на ладан из-за бестолковой и часто откровенно вредительской политики менеджемента). Или же никто продавать ничего не будет, а просто разведут руками, как всегда, делают в таких случаях, и скажут: «Ну не получилось! Мы не думали, что так будет». Дальше КБ ждет смерть, а земли предприятия распилят застройщики, которые уже давно положили глаз на огромные площади ГП «Антонов» в черте Киева. Фактически «укрооборонпромовцы-соросята» пытаются повторить на «Антонове» старые схемы, прокрученные с ХАЗом, который уже умер, оставив после себя долги в десятки миллионов долларов.
Пенсионеры рискуют остаться без прав: что грозит пожилым водителям
Минобороны установило новые правила прохождения ВЛК: штраф достигает 25 тысяч
В Украине введут новый "налог": кого коснутся изменения
Как отличить подделку: главные признаки фальшивой 100-долларовой купюры
Глядя на политику, проводимую сегодня «Укроборонпромом» (и не только им, достаточно вспомнить деятельность Набсовета «Укрзалізниці», который упорно не замечал подмахивания УЗ под Пинчука и Ахметова) по отношению к стратегическим предприятиям, было бы здорово исследовать вопрос их контактов и лоббизма интересов иностранных структур. Ведь вопрос о том, кто влияет, в чьих интересах и по чьему заказу ребята типа Найема и других зашкваренных представителей «Укроборонпрома» пытаются распилить и продать иностранным компаниям промышленные гиганты – вопрос национальной безопасности и обороны. Ибо если Украина не начнет хоть какую-то осмысленную политику в отрасли в ближайший год-два, то мы потеряем даже то немногое, что еще имеем.
И в конце интересная инфографика. На ней мы видим топ-экспорт из Европы на мировой рынок в 2018 году.
Мы очень хорошо видим, что большая часть Европы покрыта голубым цветом, который обозначает машиностроение. Например, Германия ежегодно продает остальному миру автомобилей на сумму около 155,7 миллиарда долларов. Франция, где находится Airbus, ежегодно зарабатывает на продаже самолетов 43,8 миллиарда долларов. Весь экспорт Украины в 2018 году составил $47,3 млрд долларов, где доля сельского хозяйства составляла 41% или 18,6 млрд долларов. При этом доля подсолнечного масла, которое выделило Украину на инфографике красивым зеленым цветом, составляет 4,1 млрд долларов. Это и есть цена полуколониально-аграрного статуса Украины.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram.