Первоначально этот доклад был предназначен для круга дисэкзистентов в Лиссабоне-2020 (до карантина), где доклад не состоялся и соэкзистенция не произошла, и где был опубликован Лиссабонский Манифест Всечеловечества с участием автора и авторскими подготовительными материалами.

Затем доклад был прочитан и обсужден на четырех заседаниях Института Человечества — для узкого круга разномышленников соэкзистентов, Киев-2020 (во время карантина).

Что такое постулат?

Постулат — исходное утверждение, которое не нуждается в предварительных доказательствах (рабочее представление).

В Википедии постулат и аксиома ошибочно отождествляются. Постулат же не аксиома. Поскольку аксиома - это утверждение на основании обобщения опыта и имеет очевидно-опытное или теоремно-доказательное подтверждение. Постулат - это концептуальное утверждение, нуждающееся для своего подтверждения в специально сконструированном эксперименте и в рефлексивном анализе его результатов.

Аксиомы очевидно представимы. Постулат создает когнитивную модель, которая изначально отстроена от наличного вещественного опыта и подлежит проверке в специально построенном на когнитивной модели эксперименте.

Причем экспериментом может также являться апелляция к той или иной особой действительности или конструктивной реальности, где такие эксперименты происходят независимо от теоретика.

Если использовать различения Поппера, аксиомы в конечном счете требуют верификации, а постулаты в конечном счете требуют фальсификации. Отсюда два типа начал – аксиомы и постулаты, то есть эмпирические начала и концептуальные начала.

Постулат начален, в этом смысле он разворачивается в установку, воплощается в принцип, утверждается конвенционально и предполагает допустимость иных постулатов (более сложное представление).

Постулаты как начала стоят особняком, потому как не могут быть изменены непосредственно, но лишь за счет иных начал, стоящих рядом.

Постулаты, которые разворачиваются в установки, это ориентационные постулаты для мышления и затем для социальности. Таковым есть постулат «Знание — сила (власть, возможность)» Френсиса Бэкона. Как мыслительная установка он принадлежит социальности.

Постулаты, которые разворачиваются в принципы, предназначены для построения концепта, концепции, теории. Постулат не обязательно является принципом. Всякий принцип — постулат, но не всякий постулат — принцип.

Постулаты, которые избыточно конвенциональны и не предполагают иных начал, это догматы. В этом смысле догмат всегда противоречив и парадоксален, но неизменен само по себе.

Что такое философский постулат?

Постулаты в философии мало исследованы, поскольку их, как правило, называют иначе — изречениями, афоризмами.

Постулат в философии имеет фундаментально-онтологическое или метафизическое и при этом эвристическое значение. То есть постулируется не любая мысль или идея, а начальная (начало), которая порождает интерес, заставляет мыслить дальше, из которой может разворачиваться много других мыслей и идей.

Философский постулат не просто концентрирует мысль или идею. Философский постулат осуществляет сущностное выражение мысли или идеи так, что изменение постулата, которое происходит через новый постулат, обозначает изменение и/или усложнение сути мысли или идеи. Развитие философского мышления фиксируется в постулатах.

Популярные статьи сейчас

Украинцам не приходит тысяча от Зеленского: какие причины и что делать

Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится

Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии

Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов

Показать еще

Если философия не доведена до постулата, то это значит, что она недоделана, недодумана, недомыслена.

Философский постулат как сущностное выражение идеи это то, что остается в памяти после прочтения философского текста и позволяет дальше разворачивать постулируемую мысль.

Философский постулат это то, что выходит за пределы понимание философов и становится хоть как-то понятно нефилософам.

Философский постулат неаксиоматичен. Постулат создает концептуальную мыслеформу. Собственно поэтому постулат подлежит концептуальной фальсификации.

Относительно философских постулатов неверно ставить вопрос об их функционировании, применении или практическом использовании.

Философские постулаты могут быть такими, могут быть другими. Постулаты в философии необходимо меняются, когда конвенционально меняются представления в содержании постулатов.

Имение дела с постулатами в философии

Экспериментальной проверкой философских постулатов является мышление автора постулата и мышление последующих философов, так или иначе использующих этот постулат.

Каждый философ постулирует то или иное концептуальное содержание. Постулат считается содержательным, то есть имеющим смысл (отношении к философскому целому и другим философским постулатам) и значение (применяется за пределами философии), если он поддержан конвенцией последующих философов.

Конвенциональность постулата определяется количеством последующих мыслителей, которым этот постулат будоражил мышление и у которых он порождал новые идеи.

Философия имеет конвенциональный характер. Это наиболее конвенциональная дисциплина. Конвенциональность в философии настолько существенна, что это единственная дисциплина, где практически поименно изучается философия каждого существенного философа. Само определение существенности означает силу влияния на конвенцию последующих философов.

Сама конвенция в философии неизбежно имеет постулативный характер, то есть выражается путем постулирования.

Конвенции в философии бывают сквозные и окказиональные (в отношении того или иного философа). Наиболее известные различения сквозных конвенций в философии: плюрализм и монизм, экзистенциализм и эссенциализм, идеализм и материализм. Примеры окказиональных конвенций: номинализм и реализм (средневековый спор об универсалиях), метафизика и диалектика (у Гегеля).

Постулат конвенционализируется для того или иного философского представления. В этом смысле философская конвенция постулата является концептуально ограниченной, то есть неполной.

Конвенционализация постулатов в философии делает философское мышление зафиксированным, но зато сами философские постулаты оказываются интерпретативно постигаемыми нефилософами.

Исчерпывается ли философия постулатами?

Вопрос-проблема: исчерпывается ли философия постулатами?

В смысле наличной зафиксированной философии исчерпывающий набор постулатов вполне допустим.

Однако история философии в текстах философов как источник вдохновения, вызовов и сопровождения не всегда наличной живой философии содержит также многие непостулативные связки, объяснения, критику, сомнения, неопределенности, ошибки и явные глупости. Непостулативность как процессуальное философствование для мышления тоже важна.

Постулирование в философии: сильная, слабая и сомнительная постулативность

Сильная постулативность. Парменид постулирует теоретические положения бытия и создает онтологию. Спиноза постулирует теоретические положения субстанции. Лейбниц постулирует теоретические положения теории монадологии. Декарт постулирует теоретическое положение связи мышления и существования как основоположение философии.

Слабая постулатитивность. Ибн Сина (Авиценна, 980-1037) и Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) слабо постулируют эссенциализм (сущность предшествует существованию). Философию бытия строит Фома Аквинский (Аквинат, 1225-1274), который, в отличие от Ибн Сины, не считал бытие акциденцией, но и не отождествлял его с сущностью, как Ибн Рушд и Сигер. Он не употреблял сам термин «существование», отождествляя его с бытием. Экзистенциализм Аквината (существование (бытие) предшествует сущности) тоже слабо постулативен. В этих слабо постулативных различиях за 300 лет оформляются две конвенции — эссенциализм и экзистенциализм.

Сомнительная постулативность. Самый сомнительный философский постулат удалось создать Ницше. Этот постулат манипулятивно содержит напрасную успокоительную надежду, скрывая особую установку на оптимистично-позитивное мышление и перспективную рефлексию как условия, при которых он адекватен. Поэтому известны многие концептуальные опровержения этого постулата.

Фридрих Ницше. «Сумерки идолов. Ecce Homo. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом.» Раздел «Изречения и стрелы». 8-ой афоризм:

«Из военной школы жизни. — Что не убивает меня, то делает меня сильнее.»

Верно и обратное. Что меня не убивает, расходует все мои силы, и делает меня слабее.

Верно и процессуальное. Что меня не убивает тотчас, убивает понемногу и незаметно.

Допустимо и катастрофичное. Что меня не убивает, может покалечить настолько, что лучше пусть бы убило.

Есть еще и саркастичное. Что меня не убивает, заставляет лечиться всю жизнь, и делает моего врача богаче.

Парменид постулирует бытие

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э. — ок. 470 до н. э.) в своих фрагментах стихотворения «О природе» постулирует бытие. Далее постулаты сформулированы на основании сравнительной вики-герменевтики.

Бытие есть, ничто (небытия) нет. Помимо Бытия нет ничего.

Бытие одно, не может быть двух бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — Небытием, которого нет.

Бытие и мышления одно и то же, ибо нельзя мыслить ни о чём.

Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;

Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Бытие вечно и пребывает в одном и том же месте.

Бытие едино, неподвижно, немножественно, однородно (не имеет частей), совершенно, то есть, имеет форму шара.

Протагор постулирует существование вещей

Протагор (ок. 490 или 485 г. до н.э. — 420 или 410 г. до н. э.) — софист, постулирует существования вещей и их непознаваемость.

«...Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют... »

Как пишет автор эссе о Протагоре «Оболганный философ» советский ленинградский (петербургский) композитор Юрий Ханон (Ханин до 1993, настоящее имя Юрий Феликсович Соловьёв-Савоя́ров), «…это основной постулат абсолютного скептицизма, агностицизма (и заодно, субъективного идеализма)…»

Также здесь можно увидеть антропоцентризм, релятивизм, этический принцип, гносеологический принцип.

Протагор в своем представлении пошел гораздо дальше, нежели представление о движении-изменении Гераклита, и нежели рефлексивная аргументация двойственности и противоречивости рефлексивной аргументации у Зенона Элейского, который по мнению Аристотеля изобрел диалектику в своих апориях.

Этот постулат взбудоражил всю последующую древнегреческую философию. Против него восстали с критикой Демокрит, Платон, Аристотель.

Позднее именно этот постулат без всякой ссылки на него стал основанием хайдеггеровской концепции экзистенции и Дазайн в его книге «Бытие и время».

В этом постулате сокрыто несколько постулативных представлений:

  • Существование вещей не есть само по себе, оно определяется соотносительной мерой.
  • Соотносительная мера существования вещей — человек.
  • Человек таже отделяет существование вещей от несуществования вещей.

«…Все вещи таковы, каковыми они кажутся…» — углубленный тезис о сути существующих вещей, происходящей из их кажимости, допустимости, явленности.

Декарт постулирует уверенность мышления относительно существования

Декарт (1596-1650) полагает сомнение, как основоположение всякого философского мышления и науки в противовес вере.

В сомнении Декарт обнаруживает предел — в чем можно не сомневаться.

То есть Декарт обнаруживает неусомневаемый постулат, как отправную точку всякого мышления и всякого существования.

Постулат формулируется им несколько раз в разных своих работах: «Рассуждения о методе» («Discours de la méthode» (1637), на французском), «Размышления о метафилософии» («Méditations métaphysiques» (1641), на латыни), «Начала философии» («Principes de la philosophie» (1644), на латыни).

В работе «Начала философии» Декарт осуществляет наиболее точную формулировку постулата.

…Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima & certissima, quae cuilibet ordine philosophanti occurrat…

…Таким образом, осознавая, я мыслю, значит существую, что является первой и наиболее определенной из всех вещей, для того, чтобы каждая из них соответствовала философии…

Здесь постулат оформлен максимально адекватно: 1) указана рефлексивная позиция осознания, которая четко постулирует нетождество мышления и существования; 2) показывается, что этот постулат не имеет характер умозаключения, это устанавливаемый рефлексией факт — «я мыслю значит существую», а не «я мыслю, следовательно существую»; 3) четко указывается, что решается проблема предела усомневания; 4) четко указывается, что решается проблема в философии.

Постулаты Хайдеггера о бытии и существовании

Хайдеггер (1889-1976) использует для истолкования бытия и сущего именно постулаты. Его главная книга «Бытие и время». Хайдеггер исходит из идей Кьеркегора.

Бытие не есть существование. Бытие не есть пространственное присутствие.

Бытие подлежит истолкованию. И лишь в качестве истолкования бытие становится основным вопросом философии.

Хайдеггер указывает, что постулат Декарта «cogito ergo sum» доставляет философии новую и надежную почву — уверенность в своем мышлении, критикуя его однако за неопределенность способа бытия «мыслящей вещи», res cogitans, точнее бытийного смысла своего «sum». Это постулативная критика.

Суть бытия в его экзистенции. Экзистенция дорефлексивна.

Бытие открывается как дазайн (существование-вот). Dasein — это сущее, обладающее способностью вопрошать о бытии. Дазайн как вот-бытие есть осознающая свое существование позиция, способна указывать в присутствие, в существование-вот.

Смыслом дазайн является временность. Лишь экзистирующий, осознающий свою временность, заброшенность в мир, ограниченность, совместность с другими людьми, человек — способен к экзистенции. Время позволяет экзистировать бытие. Бытие и время сбываются в событии.

Экзистенция Дазайн описывается не в категориях Аристотеля, а в экзистенциалах, разделяющих и уточняющих его (In-der-Welt-sein (бытие-в-мире), In-sein (бытие-в), Mit-sein (бытие-с), Sich-vorweg-sein des Daseins (бытие-вперед-себя), Entwerfen (набрасывание, набросок бытия-к-смерти), Sorge (забота), Geworfenheit (заброшенность), Befindlichkeit (находимость), Furcht (страх), Angst (ужас), Entschlossenheit (решимость), Verstehen (понимание), Rede (речь), Verschwiegenheit (умолкание), Stimmung (настроение).

В более широком контексте бытие может быть истолковано лишь в целом языке. Язык есть дом бытия. Язык есть лишь у Dasein.

Второе направление критики Декарта Хайдеггером — отождествление определенного внутримирного сущего и его бытия с миром (непостулативная критика). По Хайдеггеру все внутримирные феномены постигаются из контекста целого мира и мирности. Раскрытие мира — основательная цель философствования. Целый мир и мирность представляются в «картине мира».

Трансценденция у Хайдеггера имеет инструментальный и установительный характер («Бытие и время»). Трансценденция бытия размыкается в трансцендентальном познании. Экзистенция как человеческое существование имеет трансцендентный характер как «перехлестывающее через себя». Трансценденция нужна для объективации сущего. «Основываясь в горизонтном единстве экстатичной временности, мир трансцендентен». Трансценденция мира экстатично-горизонтно фундирована, временно фундирована. «Время, внутри какого встречает внутри мирное сущее, мы знаем как мировое время. Оно имеет на основе экстатично-горизонтного устройства временности, которой принадлежит, ту же трансценденцию что мир. С разомкнутостью мира мировое время публично...»

Критика постулатов Хайдеггера

Суть бытия в экзистенции, но не только. Суть бытия также в транзистенции. Экзистенция неполная суть бытия.

Хайдеггеровские экзистенциалы должны быть дополнены транзистенциалами.

Кроме Dasein, есть Dortsein, то есть там-бытие, бытие транзитное, текучее, подвижное, транзит бытия в инобытие. Это также и критика Парменидовского представления о неподвижности и немножественности бытия, и в то же время это критика единства бытия и единственности бытия.

Смыслом дазайн является время, однако время не одно. Есть времена, их много, и даже в физическом смысле их много. Бытия и времена сбываются не в событии, а в со-бытии.

Постулат Хайдеггера «Язык — дом бытия» означает, что язык является конвенциональной экзистенциальной средой, позволяющей иметь дело с бытием. Если к нему дописать новый постулат «Многоязычие — путь из бытия в со-бытие, меж-бытие и инобытие», то возникает запрос на конвенциализацию, которая не отрицает предыдущий постулат, но дополняет его как новая эпистема или точнее когнитема в философии.

Раскрытия мира как целого, в контексте которого истолковываются внутримирное сущее, недостаточно. Необходимо более масштабное целое, исходящее из представлений о Многомирности, Междумирности и Внемирности.

«Картина мира» как архаизм истолковывающей неконструктивистской философии, отсылающей нас к представлению о рисовании очевидного, предстоящего, предпоставленного изображения, заключенного в рамку, должна быть преодолена и дополнена конструктивистски. Представление о «картине мира» должно быть дополнено представлением о модели Мира, Многомирности, Междумирности и Внемирности.

В своей книге «Бытие и время» Хайддеггер игнорирует постулаты Парменида о бытии. Более того, он их игнорирует так же в своей книге «Парменид» (54-ый том Полного собрания сочинений Мартина Хайдеггера, изложение лекций, которые были прочитаны Хайдеггером в зимнем семестре 1942/43 гг. в университете Фрайбурга (Брайсгау)). Темой этих лекций стала «богиня Истина» (Алетейя) в знаменитом фрагменте дидактической поэмы Парменида «О природе», из чего Хайдеггер выводит религиозную, не вполне философскую, позицию Парменида, сосредотачиваясь на раскрытии истины бытия.

Также в своей концепции Дазайн Хайдеггер совершенно игнорирует постулат Протагора, хотя он буквально является предоснованием Дазайн.

Постулаты экзистенции

Экзистенция — необъективируемое всеобщее, общечеловеческое ядро человеческого «Я».

Это не сущность человека как нечто определенное, а «открытая возможность».

Человек может объективировать свои способности, звания, умения практически — в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически.

Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, таким образом, не подвластно ему, — его экзистенция.

Экзистенция — не существование, а переживание существования, которое по Хайдеггеру обеспечивает открытие бытия, раскрытие мира и появление представления о целом мирности.

Экзистенция имеет два измерения — индивидуальное переживание (экзистенциальность, экзистенциальный) и совместное переживание (экзистентность, экзистентный). Полиэкзистенция — установка на множество экзистенций, полиэкзистентность — состояние множества экзистенций.

Постулаты транзистенции

Транзистенция есть изменения, преобразования, переходы, выходящее за пределы однопланетности, за пределы одного мира, за пределы одной экзистенции, за пределы имманентности, за пределы актуальности.

Транзистенция позволяет различать моноэкзистентность и полиэкзистентность.

Транзистенция позволяет различать установки на униэкзистентность, ведущую в пределе к моноэкзистентности, и мультиэкзистентность, ведущую в педеле к полиэкзистентности.

Транзистенция есть переходы не внутри экзистенции, а за пределы экзистенции и между экзистенциями.

Суть бытия в его экзистенции для мирности, которая универсальность. Суть бытия также в его транзистенции, где много миров, полиэкзистентность, доступ к трансцендентности и виртуальности.

Транзистценциалы. Однопланетное и космичное. Имманентное и трансцендентное. Универсум и мультиверсум. Мир, Внемирность, Междумирье, Многомирность. Актуальное и виртуальное. Моноэкзистенция, полиэкзистенция (соэкзистенция, дисэкзистенция). Бытие, Со-бытие, Инобытие. Это не исчерпывающий набор транзистенциалов.

Трнзистентная замкнутость это установка на однопланетность, универсализм (одномирность), униэкзистентность (одна экзистенция), имманентность (нетрансцендирование), актуальность (невиртуальность), монобытийность (одно бытие).

Транзистентная открытость это ориентация на полиэкзистенцию через политранзистенцию.

Транзистенция (транзистенциальный) — установка на переход, изменение, преобразование экзистенции. Транзистентность (транзистентный) — сама экзистенциальная динамика.

Политранзистенция — установка на множество путей преобразования экзистенции, политранзистентность — само множественное преобразование экзистенции.

Экзистенты, транзистенты и резистенты

Все огромное разнообразие людей, в частности, людей творческих и мыслящих, подразделяется на эти категории: экзистентнов и транзистентов.

Эти категории малорефлексивны, слабо корректируемы, почти неизменяемы, ибо, как правило, подкреплены ментально и психологически для каждого человека.

Экзистент — переживающий существование, соотносящийся с экзистенцией. Соэкзистенты — существа с общей экзистенцией, дисэкзистенты — существа с разной и непосредственно несоотносимой экзистенцией. Соэкзистент и дисэкзистент как различные позиции появляются из полиэкзистенции. В моноэкзистенции есть лишь экзистенты или моноэкзистенты.

Транзистент в началах и установках своего мышления сопутствует транзистенции. Из позиции политранзистенции различаются однотранзистенты, то есть относящиеся к одной и той же транзистенции, и разнотранзистенты, относящиеся к разным транзистенциям.

Резистент есть позиция экзистента, препятствующая или сопротивляющаяся транзистенции в виде транзистентной замкнутости.

Философская проблема полиэкзистентности

Само предположение полиэкзистенции (установки на умножение экзистенций) порождает в философии целый ряд проблем.

По Хайдеггеру суть бытия в его экзистенции, и полиэкзистентность может означать означает много бытий, что противоречит Пармениду (бытие единственное).

Или мы должны признать много сущностей у бытия. Тогда сущность бытия может быть космичной, трансцендентной или виртуальной, что выводит экзистенцию за пределы однопланетности, имманентности и актуальности и делает плохо достижимой в переживании, отдаляет от человека.

То есть мы должны либо опровергнуть Парменида, утверждавшего, что бытие единственное, либо допустить в критике Хайдеггера несколько сутей у одного бытия, многосущностное бытие, и тем самым отдалить его от человека, разрушив его непосредственно переживаемую экзистенцию.

Полиэкзистенция допускает разобщение человечества на независимые политранзистенции, наличие Сингулярности или Своеобразия, после которого умножается экзистенция и транзистенция.

Это не просто проблемное, это бедственное положение в философии, из которого пока непонятно, как выбираться. Предлагаемые здесь постулаты о полиэкзистенции и политранзистенции позволяют предположить путь решения проблем. Однако без конвенциональной философской дискуссии это будет трудно.

Экзистенциальная проблема транзистентной замкнутости

Так может не умножать количество сущностей (по Оккаму) и не плодить лишних экзистенций?

Тогда мы получаем неизбежное противоречие транзистентной замкнутости в виде экзистенциального страха, сформулированного Переслегиным, — всех много, а всего мало, всего на всех не хватает.

Здесь два выхода — уменьшить количество всех, чтобы всего хватало, или экономить все, чтобы на всех хватало.

Первая (уменьшить количество всех) это мальтузианская позиция, сформулирована Биллом Гейтсом и другими представителями мировой элиты.

Фонд Рокфеллера — создание Мира-Крепости, где LockStep это сценарий доклада Фонда Рокфеллера «Scenarios for the Future of Technology and International Development» от 2010, то есть специальные мероприятия по закрытию мира свободного обращения людей, товаров, услуг, информации и технологий.

Lockdown EU (тюремный протокол, который обычно запрещает людям или информации покинуть территорию в чрезвычайной ситуации) применен ЭС в 2020 во время пандемии коронавируса. Причина пандемии коронавирусного психоза — проецируемый на весь мир сингулярный страх.

Глобализация порождает антиглобализм, усиливает национализм, приводит к «закрытию». «Закрытый мир» — уничтожение онтологического целого и экзистенциальной целостности.

Вторая позиция (экономить все), сформулированная Римским клубом, ограничения ресурсной логики — экологические ограничения роста.

И то, и другое, это провал так называемой мировой элиты, отказавшейся от мышления, прозябающей внутри профессионального кретинического знания.

Транзистентная замкнутость есть следствие неотрефлексированной установки на униэкзистенцию, ведущей к моноэкзистентности.

Транзистентная замкнутость в общем виде — сопротивление Сингулярности (проявление резистенции): архаизация (Россия), прокрастинация (Европа), терминаризм, то есть ограничение конструктивизма с позиции науки (США), тотальный социальный контроль (Китай), обскурантизм с элементами реформации (Исламский мир), стихийные революции (Украина, Исламский мир).

Транзистентная замкнутость в политике

Установка на униэкзистенцию вынуждает унифицировать мир (глобализация) либо ограничивать мир в ресурсном понимании (экология, ресурсная логика), либо ограничивать (уменьшать) Всечеловечество как население мира (мальтузианство).

Экология это попытка сговора, который так и не случился из-за невозможности капитала обуздать свои аппетиты.

Кроме того, мировую элиту подозревают в заговоре относительно плана «Закрытие». Это не заговор, это открытый сговор.

Или точнее, это самосбывающийся путем инспирирования СМИ сценарий через мировые элиты, которые рассматривают себя как агентов плана «Закрытие».

Точно также глупо рассматривать это как козни Дьявола или влияние внешних сил (рептилоидов). То есть глупо думать о глупости внемирового влиянии на весь мир. Внемирная позиция умнее внутримирной хотя бы за счет масштаба.

Мы имеем дело с отказом мировых элит от мышления, с отказом от живой философии. Транзистентная замкнутость в нерефлексивруемых мыслительных установках неизбежно ведет к планам или мероприятиям типа «Закрытие».

Вот так, казалось бы, абстрактные фиософские теории имеют очень важные последствия для всего мира.

Чтобы всего было не мало, нужно преодолеть ограничения ресурсной логики, нужна тразистентная открытость: полиэкзистентность, политранзистентность, виртуальность, многомирье и внемирность, трансцендирование.

Чтобы всех было не много, нужно преодолеть государственно-национальную разобщенность, имманентно-актуальную ограниченность, нужен выход в мышлении на Человечество и Всечеловечество. Чтобы не мыслить в государствах и рынках, нациях и территориях, нужно мыслить Человечеством.

Транзистенциальность экзистенции и ее ойкуменальность

Редукция экзистенции происходит в виде навязанных или добровольно обретенных доминирующих переживаний (сильный страх, фанатическая вера (безудержный оптимизм), ресентимент, распределенный аутизм (самоизоляция-карантин), рабская покорность и т.д.).

При редукции экзистенция не разрушается, пока действует доминирующее сильное переживание. Это доминирующее переживание может также рефлексироваться и оправдываться какой-либо необходимостью.

Разрушение экзистенции происходит в процессе медленного и нерефлексируемого обессмысливания — потеря мышления, потеря веры, обезволивание, снижения интенсивности воображения и творчества, потеря позитивной перспективы (бесперспективность), габитуальная редукция (растворение в повседневности). Разрушение экзистенции не ведет к уничтожению экзистенции. И пока есть существование, есть хотя бы редуцированная экзистенция.

Мультипликация как следствие усложнения экзистенции происходит в ситуации быстрого развития на фоне футурошока, где достижения обмысливаются, рефлексируются, осмысливаются и порождают новые экзистенциальные переживания.

В процессе убыстрения времени и усиления скорости технологического развития за футурошоком наступает футуродезориентация. В футурошоке мы хотя бы понимаем наступающее будущее и поэтому испытываем шок. В футуродезориентации мы уже не понимаем наступающее будущее и неспособны испытывать даже шок.

Экзистенция переживается индивидуально, однако на некотором дорефлекивном и слабо понимаемом уровне формирует совместность. Экзистенция удерживается совместностью настолько сильно, что изменение экзистенции ведет к изменению форм совместности. Внутриэкзистентная совместность (договор) отличается от межэкзистентной совместности (многие договора). Организованная совместность — ойкумена.

Экзистенциальная динамика имеет ойкуменальный характер: экзистенция порождает и удерживает ойкумену, изменение экзистенции ведет к изменению ойкумены (доминантности, редукции и усилению монолитности или обессмысливанию и разрушению, или усложнению, мультипликации и разделению).

Транзистентная замкнутость может блокировать мультипликацию экзистенции и превращать ее в экзистенциальную редукцию, то есть удерживать моноэкзистентность.

Транзистенциальная откытость может разделять экзистенцию на иные экзистенции и ставить вопрос об их сосуществовании, то есть о соэкзистенции.

Соэкзистенция порождается путем межойкуменального договора. Договариваются не экзистенции, а ойкумены. Межойкуменальный договор отличается от внутриойкуменального договора.

Экзистенция и мышление, воля, внимание, воображение

Экзистенция моноэкспансивна, то есть внутри ойкумены она тотально проникает даже сквозь дистанционные средства коммуникации и продолжает удерживать основные индивидуальные переживания и базирующуюся на них совместность, формируя таким образом экзистенциальный барьер, предопределяющий транзистентную замкнутость.

Как минимум, через такие дистанционные средства проникают хайдеггеровские Stimmung (настроение), создавая «квази» Mit-sein (бытие-с), демонстрируя «квази» Sorge (заботу). Это, так сказать, хайдеггеровские дистанционные окошка моноэкзистентности.

Существуют разумные существа, способные преодолевать экзистенциальный барьер, это психорезистенты. Существуют разумные существа, не способные преодолевать экзистенциальный барьер, это психоинфлюенты.

Различие идет по поводу способности к мышлению, к управлению вниманием, к сильной воле, к творческому воображению.

Между ними — разрыв, фундаментальное непонимание, а в кризисное время — экзистенциальный конфликт.

К мышлению (силе воли, управление фокусом внимания) больше всего и чаще всего способны психорезистенты. Психоинфлюенты подвержены случайной потере мышления (внимания, воли…), к сознательному отказу от мышления (…), соглашаются на внешний запрет мышления (…).

Мышление непосредственно экзистенциально. При экзистенциальном опосредовании мышление теряется.

Мышление требует присутственного экзистенциального взаимодействия.

Мышление не живет на дистантной коммуникации, но только — на живой и непосредственной коммуникации.

Мышление не живет в социальных сетях, не живет в коммуникации через средства конференц-связи.

Мышление порождается экзистенциальным соприсутствием мыслящих в транзистенциальных установках полимодельности.

Уже известные факторы разрушения (утраты, отказа, запрета) мышления: отказ от чтения книг в пользу телевидения и интернет, доминирование масс-медиа в коммуникации, разрушение элитарных микрогрупп, практикующих мышление, массовое очное поточное образование, фрагментация и отказ от восприятия целого (картины мира) в связи с технологизацией жизни.

К этим факторам разрушения мышления добавляется дистанционное обучение и дистанционная работа, массово возникающие в процессе карантина-2020.

Постулаты о зыбкости транзистентной замкнутости

Наука, империя, глобальность униэкзистенциальны. Универсализм моноэкзистентен.

Полиэкзистенция внутри моноэкзистентности рассматривается исключительно как индивидуально-личностное разнообразие.

Общественное сознание стремится к моноэкзистентности как сплоченности перед неопределенностью.

Имперская установка накладывает ограничение — политранзистентность одноэкзистентна, то есть от экзистентной замкнутости нынешнего мира (наличие империи-государства) мы-де должны перейти к транзистентной замкнутости (из мира знаний, нарративов и государств — ни шагу).

Это порождает экзистентный тоталитаризм, который является основанием и неизбежно приводит к «закрытому обществу» в социальности.

Транзистентная замкнутость противоречит свободе воли, приводит к инфляции смысла и рано или поздно преодолевается.

Полиэкзистенция убивает империю разделенной политранзистенцией, то есть не просто разрывает ее на территориальные куски, а подрывает сам принцип организации империи.

Единство и целостность не одно и то же. Целостность одноплатентна, имманентна, актуальна, универсальна, моноэкзистентна. Единство допустимо космично, трансцендентно, виртуально, мультиверсально, полиэкзистентно.

Постулаты о неизбежности полиэкзистенции

Экзистенция это скорее про порядок. Транзистенция это скорее про силы, умножающие экзистенцию транзистентными изменениями.

Полиэкзистенциальность неизбежна, это видно по сегодняшним изменениям экзистенциального уровня.

Виртуальность (дополненная реальность), искин (роботы), космические колонизации (суборбитальная, астероидная, пустотная, планетная), внемирность (квантовая, теории струн, темная энергия — темная материя, человечественно-тансцендентная, ченелинг) уже вводят иные экзистенции.

Транзистентная открытость

Полиэкзистенция политранзистентна. То есть каждая экзистенция может иметь собственную независимую транзистенцию.

Транзистентная открытость противопоставлена хайдеггеровскому Erschlossenheit, которое в английский переведено как World Disclousure, то есть Раскрытый Мир.

Хайдеггеровский Раскрытый Мир (Erschlossenheit) транзистентно замкнут.

World Disclousure — содержание целого, когда вещи становятся понятными и значимыми для людей, благодаря тому, что они являются частью онтологического мира, то есть предварительно интерпретируемого и целостно структурированного фона значений.

Транзистентная открытость означает множество путей открытости: выход за пределы одной планеты, за пределы одного мира, за пределы одной экзистенции, за пределы имманентности, за пределы актуальности — в космичность, в многомирье, в полиэкзистенцию, в трансценденцию, в виртуальность.

Целое транзистентной открытости многозначно — мирностное: Многомирье, Междумирность и Внемирность; экзистентное — полиэкзистентно; трасцендентное — Человечество, Бог; реальное — актуально-виртуальное; бытийное — со-бытие, меж-бытие, инобытие.

Полиэкзистентность и политранзистентность ненарративны. Мир в принципе не описывается сюжетом. Если мы знаем, как возник мир, как он закончится, что в нем происходило и произойдет, мы все еще ничего не знаем о мире. Более того, есть иные Миры, Междумирность и Внемирность, и этот дискурс изначально ненарративен.

Полиэкзистентность и политранзистентность слабо представимы в языке, приблизительно выразимы они лишь в семиозисах.

Постулаты об ойкумене договоров

Договор порождает ойкумену, которая может быть лишь моноэкзистенциальной.

Однако договор допускает сосуществование раздельных транзистенций, то есть устремлений за пределы экзистенции (ойкуменальная транзистенциальная открытость).

Оформление внутриойкуменальных транзистенций в экзистенции приводит к умножению ойкумен (внутриойкуменальна динамика).

Сотранзистенция возможна через совместность разноэкзистетности. Сотранзистенция динамична через межойкуменальный договор.

То есть, между ними невозможен единый однотранзистентный переход, и переходы внутри них нетранзистируемы одноэкзистентно.

Таким образом экзистенция политранзистируется полиойкуменально, однако тяготеет к моноэкзистентности. Полиэкзистентность — через множество моноэкзистенций.

Полиэкзистенция политранзистентна полиойкуменально в динамичной экзистенции.

Постулаты об ойкуменах империй и договоров

Ойкумена империй: полиэкзистенция однотранзистентна. Быстрый однотранзитентный рывок в транзисингулярно вырожденную ойкумену. Различие через договорное общество (республика) и общество, подчиненное экзистенциальному единству (империя), — либо индифферентно и неантагонистично, либо конфликтно.

Ойкумена договоров разрывает транзистентную замкнутость ойкумены империй. Ойкумена империй задает темп транзистенции. Ойкумена договоров задает перспективу и питает инновациями и иновациями транзистенцию.

Империи преходящи, динамичный договор вечен.

Экзистенциальные преобразования и скачки транзистенции

Экзистенция динамична в транзистенции.

Динамика изменения-преобразования экзистенции имеет различные типы — восходящие, плато, нисходящие; циклические, линейные, ветвящиеся.

Экзистенциальные преобразования могут также происходит путем скачков.

В конце ХХ века возникло представление о «технологической сингулярности», которое изначально в содержательном плане имело отношение к технологическим изменениям.

Однако подлинно значение Сингулярности в том, что она экзистенциальна и онтологична.

То есть Сингулярность означает изменение совместной экзистенции человечества, то есть переживания существования Всечеловечества, и онтологический характер, то есть фундаментальные изменения бытийности человечества (Всечеловечества).

Сингулярный транзистент — позиция с установкой на приближении Сингулярности.

Сингулярный резистент — позиция с установкой на торможение наступления Сингулярности (в этом смысле психорезистентность это способность сопротивляться мейнстриму и СМИ, то есть психорезистенты преимущественно транзистенты, а резистенты преимущественно психоинфлюенты). Лозунги сингулярных резистентов – «Сингулярности не будет» или «Сингулярность не при нашей жизни».

Постулаты о бытийности

Параменид постулирует бытие.

Хайдеггер экзистирует бытие, то есть обеспечивает инвентуализацию (событийное открытие) и дисклоуризацию (целостное раскрытие) бытия. Хадеггер открывает моноэкзистентное бытие в транзистентной замкнутости — однопланетности, одномирности, имманентности и актуальности. По Хайдеггеру трансцендентность это и есть размыкание, раскрытие бытия в экзистенции. В этом смысле Хайдеггер имманентирует трансцендентность в экзистенции.

Сегодня пришло время транзистировать и полиэкзистировать бытие.

Из внутримирности и мирности перейти в Многомирье, Междумирность, Внемирность.

Мир экзистентно замкнутый обречен на Сингулярность. Хайдеггеровское представление привело к экзистенциальному напряжению (сковыванию) мира и соответственно породило представление о стихийной Сингулярности.

Мир транзистентно замкнутый обречен на вырождение и сопротивление Сингулярности (сингулярную резистенцию). Транзистентная замкнутость это согласие на дление моноэкзистентности, которое возникло не непосредственно из хайдеггеровского представления, но было инспирировано им.

Мир экзистентно разомкнутый транзистирует через набор Транзисингулярностей космичности, многомирности, трансцендентности и виртуальности.

Со-бытие (соэкзистирование разных бытий), меж-бытие (дисэкзистирование разных бытий) и инобытие (создание неэкзистируемого непосредственно бытия).

Правоверные философоведы, особенно хайдеггерианцы, здесь приходят в ужас из-за разрушения их привычных парменидовских представлений. Однако, черт с ними, с убогими мышлением. Бог с философами, стремящимися мышлением в полибытийность.

Постулаты о трансцендентном Человечестве и Боге

Полиэкзистентность политранзистентна через трансценденцию.

Бог трансцендентен, полиэкзистентен, политранзистентен.

Человечество трансцендентно с усилиями, полиэкзистенциально в мышлении, проблемным образом политранзистентно.

Человечество и Бог дисэкзистентны, дистранзистентны.

Моноэкзистентный риск, полиэкзистентный риск, монотразистентный риск, политранзистентный риск, трансцендентный риск — условия инобытийствования Человечества.

Трансценденция достигается мышлением, медитацией, беседой сущностей о сути.

Трансценденция не исчерпывается религией. Богопоиск — не религия. Прорыв к человечеству и создание Всечеловечества — нетривиально.

Трансценденция также аллотопична: мыслить немыслимое, спросить неспрошенное, почувствовать неощутимое, вообразить невообразимое.

Трансценденция также аллокенична — в имении дела с пустотой.

Постулаты о со-бытии

Со-бытие в моноэкзистенции вырождено из-за постепенного обессмысливания.

Со-бытие в полиэкзистенции перспективно.

Со-бытие есть риск для каждой экзистенции (безразличное сосуществование, мирное сосуществование, конкуренция, конфликт и война на уничтожение, договор, соэкзистенция).

Со-бытие политранзистентно перспективно и возможный конфликт имеет полиэкзистентный характер.

Со-бытие может порождать транзистенциальное созвучие о соэкзистенции.

Постулаты о меж-бытии и виртуальности

Подвергается сомнению понимание бытия у Парменида, то есть то, что бытие одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо.

Если бытие не субстантивно, как у Парменида, и раскрывается лишь в экзистенции, как у Хайдеггера, то раскрытие не есть единственный допустимый процесс для всех и всегда. Раскрытие (Erschlossenheit) многообразно, полиэкзистентно.

Транзистирование бытия означает, что бытие не одно, подвижно, может иметь разные экзистенции (не части, но что-то вроде того), различные сущности себя (поэтому неедино), проблемно вечно, проблемно невозникшее и проблемно негибельно (недоказуемо), проблемно благо (антропный принцип и его проблемность).

Бытие по сущности допустимо есть актуальное и виртуальное. Это не просто разные бытия, это дисэкзистируемые бытия. Соэкзистенция разных бытий сильно затруднена.

Онтологический статус виртуальности непарменидовский.

Виртуальность есть конструктивистская свобода.

Виртуальность антропогенна, но не атропна, то есть виртуальное бытие создаваемо человеком, в отличие от всех иных содержаний бытия, где человеческое отсутствует или не обязательно (однопланетное и космичное, имманентное и трансцендентное, одномирное и многомирное), но виртуальность не ориентированна на наличное человеческое содержание.

Если виртуальное допустимо, оно реализуемо.

Виртуальное размежевывается с актуальным, но не теряет связи с ним.

Актуальное бытие и виртуальные бытие нетождественны. А значит межбытие — осмысленно.

Виртуальное и актуальное есть пара, допускающая актуально-виртуальное моделирование.

Меж-бытие есть спутанность: хорды, связующие разные экзистенции, и циклосы в замкнутых моноэкзистенциях.

Постулаты об инобытии

Инобытие здесь означает допустимость иного бытия, непосредственно неэкзистируемого.

Это более радикальное понимание, нежели у Платона-Гегеля, где внутри одного и того же бытия рассматривалось связное бытие сущности — одно в другом, через другое, для другого (например, инобытие одного предмета есть его субъективное бытие в знании или в другом предмете, инобытие идеи — ее воплощение в материи, в природе).

Инобытие экзистенциально осмысленно, но монотранзистентно вырождено (мы не достигаем его внутри собственного бытия, только из установки на иное).

Межбытие (например, виртуальность и актуальность) есть человеческое предприятие, позволяющее человечеству дисэкзистировать актуальное и виртуальное бытия.

Инобытие (например, бытие искусственного интеллекта) есть зачеловеческое (внечеловеческое) предприятие. Бытие искусственнго интеллекта является инобытием для человека, и, наоборот, человеческое бытие является инобытием для искусственного интеллекта.

Инобытие подлинно политранзистентно.

Политранзистенция убивает одноэкзистентный мир и подвергает сомнению мирность.

Проблемные полиэкзистентные ойкумены. То есть, например, сосуществование человечества и искусственного интеллекта проблемно.

Политранзистентные преобразования в межойкуменальности требуют экзистенциальных и транзистенциальных усилий.

Постулаты об экзистенции интеллектуалов

Полиэкзистентность и политранзистентность — нечто иное, нежели ситуация постмодернизма, и это меняет исследование и знание.

Исследование и мышление, а не знание и понимание.

Мышление ойкуменально, полиэкзистенциально, соэкзистенциально, но не моноэкзистентно.

Исследование направлено на иное и усомневание наличного, порождает имя и предмет, а не использует некий объявленный. Метод тоже является побочным продуктом исследования. Если к исследованию подойти с уже готовым предметом и методом, то это будет не исследование, а обследование.

Исследование цели не имеет, и результаты вполне могут быть не только случайным или побочным продуктом, но и вообще не быть. Исследование такой же риск, как и предпринимательство.

Исследование порождает разовое знание, которое используется и тут же устаревает. Для каждого иного практического действия нужно иное знание.

Знание как единица образования должно уступить место исследованию. Единицей образования и основой образовательного дискурса должно стать исследование — исследовательская программа, исследовательский проект, исследовательская стратегия. Процесс образования это обмен персонализированными исследовательскими единицами.

Из дистантного образования вообще ушел Учитель. Там появляется новый актор, относительно которого нужно новое понятие «Distant Mentor» — «DisMentor». То есть в дистантном образовании нет Учителя, там есть Дисментор. Учитель и подлинное образование (создание образа Мира, Бога, себя и других как общества и Человечества) сохраняется лишь в непосредственном соэкзистентном присутствии Учителя и Ученика.

Наиболее перспективные и подвижные экзистенции те, где есть живое мышление, творческое воображение, управление фокусом внимания, сила воли.

Стремительный рост значения смысла для разворачивания исследований. Смыслоконструкторы супервостребованы.

Стремительный рост значения софистических исследований. Философия есть оформление скрытой софистики.

Стремительный рост значения межэкзистенциальных странников — транзистентов. Опасность сопротивления резистентов.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram