Северо-крымский канал (СКК) был построен в 60-70-х гг. прошлого столетия для обеспечения водой засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украины с забором воды из специально построенного в нижнем течении Днепра Каховского водохранилища, заполненного в 1955-58 гг. Ширина канала в его начале 150 м., глубина – 7 м., среднегодовой сток около 380 куб.м./сек., из которого 60-80 м.куб./сек. уходило на орошение Херсонщины, а 300-320 м.куб./сек. направлялось на Крымский полуостров. До 80% днепровской воды, поступавшей в Крым, использовалось для потребностей сельского хозяйства, из которых 60% шло на выращивание риса, который любит тепло и влагу, а остальная вода направлялась для хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сел полуострова. До 2014 г. СКК обеспечивал Крым на 82-85% от общего забора воды.

В апреле 2014 г. подача воды из Днепра в Крым была прекращена, что резко обострило ситуацию с водоснабжением полуострова.

Напомню, что еще после засухи 1833 г. впервые встал вопрос о переброске Днепровской воды в Крым. Из-за дороговизны проекта к его реализации приступили только в 1916 г., но революция и гражданская война так и не дали возможность его осуществить. К этому проекту вернулись после Второй мировой войны. Тогда партийное руководство СССР понимало, что без включения Крыма в состав Украины, с территорией которой (Приднепровье) он был исторически связан еще со времен аланов и скифов, а значит более 2,5 тысяч лет, кардинальное развитие полуострова невозможно. Поэтому вопрос строительства Каховского водохранилища, предназначенного для накопления воды Днепра для потребностей Крыма, объединили с правовой передачей полуострова в состав Украины. Проектно-изыскательные работы по строительству СКК провел киевский «Укргипроводхоз». Строительство начали в 1961 г., а уже в 1963 г. вода дошла до Красноперекопска, в 1965 г. до Джанкоя, а в 1975 г. до конечной точки – Керчи. Для избежание огромных потерь при транспортировке воды было проведено бетонирование канала, маршрут которого простирался через восточные пределы полуострова. В 1990 г. было запущено Белогорское водохранилище, а в 1997 г. проведена реконструкция Раздольненского и Сакского каналов, которые соединили СКК уже с западным Крымом.

После введения канала в действие урожайность зерновых культур повысилась в четыре раза, были созданы благоприятные условия для развития садоводства и виноградарства. Стало возможным строительство промышленных гигантов, которые требовали огромного количества воды. Они были возведены на севере полуострова на трассе канала – в Армянске и Красноперекопске.

С остановкой водоснабжения через СКК оккупационные российские власти стали массово строить скважины по всей территории полуострова. Подземной воды хватило на несколько лет и сейчас ситуация стала резко ухудшаться. Нужно понимать, что для обеспечения водой населения у Крыма есть собственные ресурсы, а вот что касается промышленных и военных объектов, то воды явно не хватает, даже используя режим строгой экономии. В Кремле заговорили о якобы надвигающейся гуманитарной катастрофе. А на самом деле, Крым просто превратили в огромную военную базу, которая резко увеличила потребление воды. Москва стала обращаться в международные организации, мол Киев не соблюдает международное гуманитарное право, что совсем не так.

Согласно Женевской конвенции, на оккупированной территории агрессор сам своими силами должен обеспечивать все необходимые жизненные потребности населения. А здесь конкретный случай использования водных ресурсов Крыма не по назначению, то есть не для населения, а для огромного количества новых военных баз, которые создают опасность для всего Черноморского региона, и особенно для Украины.

Поэтому восстановление транспортировки днепровской воды на оккупированную территорию, где находится огромное количество российских войск и тяжелого вооружения даже за очень высокую цену было бы необдуманным шагом для национальных интересов.

Вместе с тем, проблему восстановления деятельности СКК Украина могла бы увязать с определенными важными политическими требованиями к РФ.

Первое: немедленное выполнение российской стороной п.10 Минских соглашений – «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп». Это сразу упростило бы выполнение многих решений в рамках Нормандского формата и создало хорошие предпосылки для скорого возвращения временно оккупированной территории на Донбассе.

Второе: возврат Украине Армянска и Красноперекопска. Это небольшая территория на севере полуострова, практически только перешеек, но на ней находится 50% всего промышленного потенциала Крыма. Передача Кремлем Украине Армянска и Яны Капу (Красноперекопска), с одной стороны, станет возвращением части украинских территорий, что несомненный плюс, а с другой стороны будет своеобразной гарантией Киева Москве, что перекрытия водоснабжения полуострова не произойдет, так как в этом районе не построена водная заглушка.

Третье: Киев ни коим образом не отказывается от остальной территории Крыма. Рано или поздно деоккупация полуострова под внимательным международным контролем должна произойти согласно принципам и нормам международного права и обязательствам стран-гарантов территориального суверенитета нашего государства в соответствии с Будапештским меморандумом.

Принятие таких условий для Москвы было бы непростым решением, вместе с тем можно говорить, что и Киев требует взамен днепровской воды конкретные вещи, но далеко не все. Может быть, Кремль на такое предложение и не пойдет, но это для Москвы возможность решения вопроса водообеспечения полуострова, а для Киева серьезный жест в направлении политического решения по Донбассу и избегания инсинуаций РФ по Крыму, ибо не исключается возможность прямой российской агрессии на юг Украины под прикрытием пробивания коридора до Днепра, якобы «для спасения населения полуострова от жажды в результате недостаточного потребления воды».

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram

Популярные статьи сейчас

Стефанчук раскрыл судьбу закона об отмене перевода часов в Украине

В Украину ворвется тепло до +20, но есть нюанс: Диденко рассказала о погоде в начале ноября

Адвокат объяснил, что нужно иметь для пересечения границы с отсрочкой от мобилизации

7 гривен за киловатт и 20 за куб газа: Попенко предупредил о резком росте коммунальных тарифов

Показать еще