Через десятилетие после окончания войны между Сербией и Косово, Россия и НАТО продолжают бороться между собой за влияние на Западных Балканах.

Об этом сегодня пишет The Economist, передает ZN.UA.

Армия Черногории крошечная, но ее принятие в Альянс означает, что важная часть побережья Адриатического моря будет под контролем западных союзников. Которский залив, который сегодня принадлежит Черногории, имел большое стратегическое значение для югославских военно-морских сил, а еще раньше – для австро-венгерского флота. Албания и Хорватия присоединились к НАТО в 2009 году. А теперь еще один пробел на карте будет заполнена за счет членства Черногории.

В 2014 году российские туристы составили 30% от иностранцев, которые приехали отдыхать в Черногорию. Частично это было потому, что балканская страна оставалась единственным местом на побережье Средиземноморья, куда можно было попасть без визы. На россиян также приходится большая часть инвестиций в стране, а историческим связям с Москвой около 300 лет. Но ни одно из этих обстоятельств не вынудило правительство Черногории отказаться от введения санкции вместе с ЕС против России, когда она вторглась в Украину. В свою очередь, Босния и Герцеговина, Сербия и Македония не сделали этого.

Присоединение Черногории к НАТО будет означать, что еще четыре балканские страны, которые еще не имеют членства, станут окруженными силами Альянса. Желание Македонии присоединиться заблокировала Греция, которой не нравится название соседней страны. Босния и Герцеговина в тупике из-за политического раздела в соответствии с международными условиями. Косово официально не имеет армии, но с 1999 года его безопасностью занимается НАТО. Сербия пока не хочет присоединяться к военному блоку, помня о том, как его авиация в течение 10 недель бомбила сербскую территорию.

Официально Сербия занимает нейтралитет. Ее войска проводили совместные учения с армией России на протяжении последних двух лет. Хотя если обратить внимание на СМИ страны, то может показаться, будто Сербия одинаково далека как от НАТО, так и от России. По крайней мере, правительство страны хочет, чтобы граждане так думали. Но на самом деле ситуация совсем не такая. Прошлого января Сербия подписала соглашение о сотрудничестве с НАТО. С 2006 года ее войска тренируют американские подразделения Национальной гвардии из Огайо. На самом деле сербская армия чаще принимает участие в учениях НАТО, чем в российских.

Сербский эксперт Даниэль Сунтер считает, что Белград теперь «очень близкий партнер» западного альянса. В экономическом плане Россия остается крупнейшим поставщиком энергоносителей для Сербии, но ЕС – крупнейшим торговым партнером. А планы Кремля проложить через сербскую территорию новую газотранспортную систему провалились. В это же время Россия прилагает усилия, чтобы оставаться заметной на Балканах. Ее пропагандистское информационное агентство «Спутник» открыло телеканал и радиостанцию на сербском языке.

В свою очередь, Черногория в октябре обвинила Россию в организации антиправительственных протестов. Между сербами и черногорцами Москва остается популярной, но очень далекой. Прошло 12 лет, как российские войска участвовали в миротворческой миссии на Балканах. Бечев говорит, что их выведение в регионе восприняли как сигнал о том, что Балканы отдали в сферу влияния Запада. И теперь балканские правительства, хотя и будут маневрировать в поисках лучшей сделки, но всегда будут выбирать Запад.