Структура украинский экономики за 26 лет так и не сделала шага в сторону новой экономики, наоборот, республика, имевшая в 1991 году самый высокий промышленный потенциал в СССР, превратилась в сырьевую республику, где экспорт формирует 50% экономики с долей сырья в экспорте до 80%.

С чего мы начинали?

Экспорт товаров из Украины в 1992 г.

Источник: http://atlas.cid.harvard.edu

Давайте посмотрим, какие товары составляли подавляющую часть украинского экспорта в 1992 году.

Во-первых, это нефть и продукты ее переработки, правда не высокомаржинальное топливо для автомобилей, а мазут, смазочные масла и т.д. Совокупно они занимали до 30% в общей структуре экспорта.

И это не удивительно. В 1990-1991 гг. объем добычи нефти в Украине составлял 5 млн. т в год. Для сравнения в 2017 г. внутри страны было добыто 1,4 млн. т. На старте независимости в Украине работало шесть нефтеперерабатывающих заводов и один газоперерабатывающий общей проектной мощностью 50 млн. т в год. Сегодня из семи заводов работают только два: Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Часть предприятий закрылась еще в 2005-2007 гг., проиграв конкуренцию зарубежным переработчикам и по цене, и по качеству выпускаемого топлива.

Во-вторых, это продукция горно-металлургического комплекса, главным образом железорудное сырье и черные металлы – тоже почти треть украинского экспорта.

В-третьих, минеральные удобрения.  Здесь ситуация схожая с сектором нефтепереработки. Украинские предприятия оказались неконкурентными. Причины — отсутствие инвестиций в модернизацию и высокая стоимость природного газа – основного сырья для производства азотных удобрений. За 26 лет независимости заводы неоднократно останавливались и перезапускались, постепенно сокращали свое присутствие на внешних рынках, борьба за которые росла вместе с появлением новых глобальных игроков.

В-четвертых, электроэнергия. Это еще одна продукция, которая к 2018 году практически исчезла с карты украинского экспорта. Причина – высокий износ генерирующих мощностей, зарегулированность отрасли, неэффективная тарифная политика. Дальше только хуже. Без инвестиций в модернизацию и строительство новых атомных блоков, через 10-15 лет Украина столкнется с дефицитом электроэнергии внутри страны. К 2035 году производство электроэнергии украинскими станциями может сократиться почти в 2 раза. Только представьте, Украина, страна, которая занимает 3-е место в Европе по установленной мощности АЭС, будет зависеть от импорта электроэнергии.

 

Теперь давайте посмотрим на структуру товарного экспорта из Украины в 2016 году.

Источник: http://atlas.cid.harvard.edu

Популярні новини зараз

Укргідрометцентр попередив про перший мокрий сніг у деяких областях України

Стефанчук розкрив долю закону про скасування переведення годинників в Україні

В Україну увірветься тепло до +20, але є нюанс: Діденко розповіла про погоду на початку листопада

7 гривень за кіловат та 20 за куб газу: Попенко попередив про різке зростання комунальних тарифів

Показати ще

Почти треть – это подсолнечное масло, кукуруза, пшеница, соя, ячмень, шрот и рапс.

Доля всей с/х продукции в украинском экспорте только за последние 15 лет выросла в 4 раза и в 2016 г. составила 35%. Весь сектор АПК, включая готовые продовольственные товары, превысил 40%.

При этом украинские экспортеры поставляют на внешние рынки не готовую продукцию, на которой можно получить высокую добавленную стоимость на переработке, упаковке, этикетке и т.д., а товары с низкой степенью переработки и сырье. Мы экспортируем преимущественно зерно, а не муку и макароны, соевые бобы, а не соевое масло и молоко.

Таким образом, пока большинство стран делают ставку на развитие новых высокотехнологичных секторов экономики, Украина превращается в аграрную страну.

 

Источник: World bank

Второй по объему сегмент украинского экспорта — ГМК. На оба эти сектора — АПК и ГМК — приходится 70-80% всего экспорта товаров из Украины.

 

Почему Украина проиграла конкуренцию на мировом рынке.

С момента обретения независимости и до сегодня Украина не имела четкой Экспортной стратегии, которая бы являлась частью общей Экономической стратегии развития страны. Приходящие к власти политики и менеджеры не имели долгосрочного плана и пытались получить быстрые победы. В итоге стратегически Украина проиграла практически всем своим соседям, потеряв основные маржинальные рынки.

У нас так и не появилось видения места Украины на глобальной карте через 5-10-15 лет. Не были обозначены приоритетные рынки и сегменты, где бы Украина целенаправленно старалась завоевать лидерство. Это касается и выбора товарных групп, и стран/регионов присутствия украинских экспортеров.

Отсутствие стратегической цели и стратегического плана привели к тому, что мы имеем сейчас. Украина сохраняет коннотацию сырьевого придатка мировой экономики.

 

Что будет с Украиной в эпоху четвертой промышленной революции.

Эра традиционной индустрии прошла. Попытки Украины создать Стратегию промышленной политики в цифровой век ущербны. Старые рычаги управления не дают ожидаемого эффекта.

Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции. Ресурсоемкость производств стремительно падает, а поставщики сырья оказываются в весьма уязвимом положении и рискуют столкнуться с замедлением экономического роста.

В глобальной экономике можно конкурировать, только выпуская инновационную и высокотехнологичную продукцию. Например, капитализация таких компаний, как Google, Apple в несколько раз превышает ВВП Украины.

Чтобы «выжить» в эпоху Индустрии 4.0, вся Украина должна стать по сути единой специальной экономической или технологической территорией. Необходимо предоставлять специальные условия для R&D центров, создавать венчурные фонды и предприятия для промышленного освоения инновационных продуктов с дальнейшей коммерциализацией, содействовать открытию в Украине исследовательских центров иностранных компаний – лидеров в мировой HI-Tech индустрии

«Старые» производства и традиционные для Украины отрасли никуда не исчезнут, а новые секторы нужно создавать. В противном случае само существование Украины на глобальной карте мира через 10-15 лет будет под вопросом.

Источник: Украинский институт будущего