На днях Генеральный штаб опубликовал отчет о ходе военной кампании лета 2014 года.
Документ вышел незадолго до годовщины российского военного вторжения в Украину. Оно началось в ночь на 25 августа и привело к возникновению иловайского котла, в который угодили порядка 1000 бойцов ВСУ и добровольческих батальонов. Генштаб признал, что в планировании операций не учитывалась возможность российского вторжения. А впервые упоминание об Иловайске появилось год назад — 19 августа. Тогда еще никто не знал, какие события нас ждут впереди.
«МЫ В ИЛОВАЙСКЕ». Именно такими словами утром 19 августа 2014 года командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко начал свое сообщение о штурме Иловайска в Донецкой области. «Ударные части батальона «Донбасс», сметая блокпосты террористов, вошли в город с нескольких направлений и до 19:00 (18 августа. — Авт.) взяли под контроль восточную часть. Судя по отчаянному драпу из города сторонников «русского мира», делать охваты и рейды мы уже научились», — написал в Facebook Семенченко. В тот же день комбат был ранен и эвакуирован с поля боя.
Взятие Иловайска обеспечивало полную блокаду занятого боевиками Донецка. Как пояснил командующий войсками оперативного командования «Юг» генерал-лейтенант Руслан Хомчак, в районе Иловайска действовали 14 подразделений ВСУ и шесть подразделений МВД (добровольческие батальоны «Донбасс», «Днепр», «Свитязь», «Миротворец», «Херсон» и «Ивано-Франковск») общей численностью до 1000 человек. 18 августа украинские бойцы почти выбили боевиков из Иловайска. Но операция остановилась, потому что добровольцы не располагали тяжелым штурмовым вооружением.
А через несколько дней все круто поменялось. В отчете Генштаба указывается, что в ночь на 25 августа Россия ввела на территорию Украины восемь батальонно-тактических групп численностью до 4000 человек. «Численный перевес оказался на стороне противника», — признали в Генштабе. Возникла угроза окружения сил АТО к югу от Луганска, вероятность прорыва в район Дебальцево; произошло окружение под Иловайском, а также появилась возможность взятия в кольцо Мариуполя.
ОКРУЖИТЬ И УНИЧТОЖИТЬ. Вторжение нарушило планы украинского командования по быстрому разгрому сепаратистов. «В июне 2014 года мы пришли к выводу, что у нас есть достаточно сил для того, чтобы прогнать боевиков. Была разработана операция по перекрытию государственной границы», — рассказал источник, работавший в то время в Минобороны. Захватив контроль над границей, военные хотели перекрыть боевикам поставки из России, расчленить подконтрольную им территорию, окружить боевиков, вынудить их сложить оружие, а в случае сопротивления — уничтожить. Численность группировки АТО составляла около 40 тыс. человек. «Соотношение сил АТО к боевикам было приблизительно 1 к 1», — уточняется в отчете Генштаба.
Мнение военных о так называемых ополченцах было не очень высоким. «Нас спрашивают, почему после освобождения Славянска мы не освободили другие города, занятые боевиками. Например, ту же Горловку. Да, мы понимали, с кем имеем дело. Нам не хотелось потерять из-за них даже сотню человек. А некоторые партии хотелось выигрывать всухую, как, например, в Дзержинске. Этот город был освобожден небольшой группой спецназа при огромном превосходстве сил противника», — пояснил источник в Минобороны.
Основные потери ВСУ действительно понесли не от боевиков, а от российской артиллерии, которая с территории РФ обстреливала двигающиеся вдоль границы украинские бригады. Самым страшным примером таких обстрелов стала ракетная атака под Зеленопольем 11 июля 2014 года, из-за чего, только по официальным данным Минобороны, погибли 19 украинских бойцов и 93 получили ранения. Действия российских войск привели к созданию южного котла, куда попали пограничники, а также подразделения 24-й, 51-й, 72-й и 79-й бригад ВСУ. В отчете Генштаба история с южным котлом описывается как операция по выводу подразделений из-под «постоянного огня артиллерии РФ на участке границы Дмитровка — Довжанское — Краснопартизанск — Изварино».
И все же, согласно отчету Генштаба, к середине августа ситуация позволяла надеяться на «завершение антитеррористической операции к середине сентября». Чтобы уберечь войска от российских обстрелов, штаб АТО решил создать пояс изоляции боевиков западнее границы, на недосягаемом для российской артиллерии рубеже: Лутугино — Ребриково — Ровеньки — Дьяково — Дмитровка — Степановка — Саур-Могила. Последний пункт представлял собой важную высоту, взятую 3 августа, военнослужащими 51-й бригады и армейским спецназом.
РОССИЙСКИЙ СЛЕД. По мнению источника в Минобороны, решение о вторжении было принято российской стороной в 10-х числах августа, когда стало ясно, что боевики терпят поражение. Офицер оперативного командования «Север», полковник Юрий Блишун утверждает, что первые данные о регулярных российских войсках были получены еще 7 августа. По словам Блишуна, в этот день в Луганской области был подбит БТР, в котором были найдены аппаратура спутниковой связи, которая используется только в армии РФ, а также личные вещи и документы, говорившие о присутствии российских военнослужащих.
В Генштабе говорят о «поэтапном вторжении» армии РФ, которое предваряла «мощная информационно-психологическая обработка». «Целые колл-центры рассылали бойцам, командирам, родственникам и даже генералам в Киев sms панического содержания якобы от бойцов на передовой. Это была беспрецедентная акция индивидуального воздействия. Конечно, в такой ситуации среди солдат возникали настроения «все пропало, нас сливают», и они оставляли позиции», — пояснил собеседник в Минобороны.
Дальнейшие неудачи Генштаб поясняет именно паникой среди бойцов и «психологической неготовностью выполнять поставленные задачи». В отчете, например, говорится, что некоторые подразделения под вражеским огнем самовольно покинули позиции в районе Саур-Могилы, причем отход «превратился в бегство»: «Так возникли прорехи во внешнем кольце блокирования». А перед самым вторжением ушел с позиций в районе Кутейниково еще один батальон, оголив правый фланг украинских войск. «Не встречая сопротивления, российские войска через Амвросиевку и Кутейниково продвинулись к Иловайску», — поясняется в отчете. Так возник иловайский котел. Командование разработало план по деблокированию окруженной группировки, но не успело его реализовать.
"Гра проти своїх": у Раді різко відреагували на ідею розформування ТЦК
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
А враг продолжал сеять панику. «Каким-то образом поступающая информация о ситуации на фронте опережала реальные события. Россияне хотели раскачать ситуацию в Киеве, чтобы нарушить управление войсками, вывести боевиков на границы Донецкой и Луганской областей, а также пробить сухопутный коридор в Крым», — поясняют в Минобороны. Тем не менее выводы Генштаба о психологической неготовности войск опровергаются отдельными героическими эпизодами. Когда вторжение уже началось, боевая группа, в которой находился начальник бронетанковой службы вооружения оперативного командования «Юг» полковник Евгений Сидоренко, подбила российский танк Т-72 Б3. На этом танке полковник прикрывал действия 2-й противотанковой батареи 51-й мехбригады под командованием Константина Коваля. Располагая всего двумя противотанковыми орудиями «Рапира», артиллеристы остановили продвижение колонны из 16 единиц российской бронетехники, идущих из Кутейниково в Иловайск. Тогда было подбито три машины. «Иловайск заставил нас поверить в свои силы и показал, что у нас есть армия, способная побеждать. Грамотно организованная оборона позволила нам удержать все направления, через которые российские войска пытались пробиться к нам в тыл, расчленить нашу группировку и разбить ее поодиночке», — заявил Евгений Сидоренко.
РАССТРЕЛ КОЛОННЫ. По мнению Генштаба, сопротивление украинской армии заставило российскую сторону, скрывавшую присутствие своих войск на территории Украины, использовать «дипломатические пути для прекращения огня». Окруженным под Иловайском украинским частям 29 августа были предложены условия выхода из кольца. Но вопреки достигнутым договоренностям, по словам Руслана Хомчака, в шести километрах южнее Иловайска колонна была встречена шквальным огнем.
Это был заключительный акт иловайской трагедии, во время которого погибло больше всего людей. Как сообщил главный военный прокурор Анатолий Матиос, всего погибло 366 бойцов: «429 человек ранены, 128 попали в плен, а 158 до сих пор считаются пропавшими без вести».
Расстрел под Иловайском не стал эпилогом летней кампании 2014 года. До подписания 5 сентября соглашений о прекращении огня подразделения 95-й и 79-й бригад провели в районе Мариуполя удачную рейдовую операцию, предотвратив окружение этого города.
После 5 сентября 2014 года на Донбассе началась позиционная война. Кампания лета 2014 года вместо разгрома боевиков привела к неудаче. Причину назвал сам Генштаб: «Руководство штаба АТО не ожидало, что Российская Федерация совершит акт вторжения регулярных вооруженных сил на территорию Украины в нарушение международных гуманитарных норм и без объявления войны».
Тем временем, Фесенко спрогнозировал, кого накажут за Иловайск. А в Кремле хотят представить трагедию в Иловайске как ошибку военного командования Украины.
Муженко рассказал о контактах с российскими военными во время событий в Иловайске. Также ранее сообщалось, что вину за Иловайск Генштаб возложил на бойцов.
Источник: Сегодня