Элвин Сарджент, скончавшийся вчера в возрасте 92 лет – пример подлинного профессионала в том смысле, который бытует в условном сценарном цеху, объединяющем кинодраматургов всего мира, независимо от страны.
Об этом пишет lenta.ua
Здесь есть такая поговорка: «Любитель – это тот, кто делает то, что ему нравится. Профессионал – тот, кто делает то, что нужно».
Возможно, конечно, что Сардженту нравилось писать в 2004-2012-м годах и сценарии трех фильмов о «Человеке-пауке». Ведь сочинять в возрасте 80 лет захватывающие истории для зрителей-подростков это тоже вызов для профессионала. Да и быть востребованным в этом возрасте в Голливуде с его сумасшедшей конкуренцией, где молодежь наступает на пятки – это тоже показатель. Но, скорее всего, Сарджент просто делал в эти годы то, что нужно.
Что ему точно нравилось, так это работать сценаристом в тот короткий период с конца 60-х до конца 70-х годов, когда в Голливуде вдруг начали снимать независимое кино – «Беспечного ездока», «Пролетая над гнездом кукушки», «Крестного отца», который вовсе не планировался как блокбастер, и т.д. Именно тогда он получил два своих «Оскара» как сценарист за фильмы «Джулия» и «Обыкновенные люди», и был номинирован на него за «Бумажную луну». А сценарный «Оскар», в отличие от некоторых других кинопризов, это не предмет для закулисных торгов, но честная цеховая награда.
Дело в том, что Сарджент как сценарист (до этого он недолгое время работал актером, что, кстати, начинающему драматургу очень полезно – на своей шкуре почувствовать, что такое играть по плохому сценарию) дебютировал в художественном кино уже в зрелом возрасте, почти в 40 лет. И поэтому не пытался, как его более молодые коллеги, показать себя гением. Лучшие его сценарии 70-х годов написаны на основе чужих романов и пьес, но они предельно профессионально адаптированы именно для кино.
Попробуйте, например, уложить в двухчасовой фильм целый роман. А Сарджент это делал неоднократно, превратив, например, «Эдди Прей» Джо Дэвида Брауна в роад-муви «Бумажная луна». Да еще выписал роль десятилетней главной героини так точно и блестяще, что сыгравшая ее Татум О’Нил (см. заставочное фото) стала самой юной в истории обладательницей «Оскара» — ведь ей было, что играть.
А это очень важно в профессии драматурга – понимать, что сценарий должен быть написан так, чтобы актеру было, за что «зацепиться», создавая внешний рисунок роли, а не только изображать задумчивость на крупном плане. Впрочем, Сарджент понимал в своей профессии всё. Важная деталь – ленты, в которых он получал «Оскара» за лучший сценарий, получали, как «Обыкновенные люди», еще и статуэтку за лучший фильм, или были, как «Джулия», номинированы на нее. А всё потому, что хороший сценарий (естественно, при хорошем режиссере) — это половина фильма.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» вYoutube, страницу «Хвилі» в Facebook