Жуткая история «кровавой няни» — лишь верхушка айсберга, считает российский социолог и публицист Игорь Эйдман. От насилия, чиновничьего беспредела и рабских условий труда страдают и гастарбайтеры, и россияне.
Комментарий социолога специально для Deutsche Welle.
Чудовищная история «кровавой няни» буквально взорвала Рунет. Популярные блогеры-националисты постят в связи с этой трагедией обращение некоей «Коалиции за визовый режим», запугивающее обывателей «волной этнической преступности». Действительно, миграционные отношения в России сильно криминализированы. Однако это — улица с двусторонним движением. Жертвами насильственных преступлений нередко становятся и гастарбайтеры. Незадолго до убийства российской девочки в стране погибли по крайне мере два ребенка из семей мигрантов.
Вообще, сообщения о трагических происшествиях с участием гастарбайтеров напоминают сводки военных потерь. Двенадцать сотрудников нелегального швейного цеха в Москве, преимущественно из Киргизии, погибли, предположительно, в результате поджога, в Санкт-Петербурге полицейские отобрали у матери-таджички пятимесячного ребенка, который вскоре умер. В Москве ищут маньяка, нападающего с ножом на мигрантов в метро, на его счету уже один убитый и двое раненых.
Зверское убийство маленькой россиянки няней из Узбекистана стало продолжением этой цепи трагедий. Оно, как и гибель детей гастарбайтеров, — результат отсутствия в стране цивилизованных правовых отношений: иначе психически больного человека никогда не допустили бы до работы с детьми.
Современная работорговля
Проблема миграции в России, наверное, не менее остра, чем в Европе, но имеет абсолютно другую природу. Мигранты в российских городах лишены элементарных трудовых и социальных прав. Европу захлестнул поток беженцев, которых ей приходится принимать на свое полное иждивение. В России же речь идет не о приеме беженцев или даже гастарбайтеров, а, по сути, о современном варианте ввоза рабов, бесправной рабочей силы.
Эта «работорговля» — важный источник коррупционных доходов московских чиновников. В прессе неоднократно появлялась информация о том, что они платят мигрантам, работающим в ЖКХ, намного меньше положенного, а разницу кладут себе в карман; селят гастарбайтеров по десять человек в одном подвале, списывая из бюджета средства как за нормальное жилье. Некоторые недобросовестные предприниматели тоже используют полурабский труд приезжих для получения сверхприбылей. Зафиксировано множество случаев, когда хозяева ограничивали свободу своих работников-мигрантов, заставляя их трудиться по 12 часов в день практически за еду и кров над головой.
Этот произвол в отношении мигрантов, и даже гибель гастарбайтеров и их детей общество предпочитает не замечать. Однако на сей раз трагедия произошла в семье россиян, и это одна из причин того, что она, несмотря на замалчивание телеканалами, так взбудоражила общество.
Нелегально, зато дешево
Наше общество поражено ксенофобией. Две трети россиян считает, что необходимо ограничить проживание тех или иных наций в России. И это при том, что за последнее время произошло некоторое снижение степени неприятия мигрантов — по мнению социологов, «раздражение россиян сдвинулось в сторону политического противостояния с Западом и Украиной». Если накал внешнеполитической борьбы ослабнет, раздражение это вновь обратится, прежде всего, против приезжих.
Однако недолюбливающие чужаков россияне сами в какой-то степени поставлены в положение мигрантов в собственной стране. Россия — это, прежде, всего классовое, полицейское государство, где не только таджикский дворник, но и простой русский гражданин совершенно бесправен. А, например, кадыровский полицейский чин, несмотря на свое «неместное» происхождение, может творить в Москве произвол.
Не менее плачевно и положение россиян-потребителей. Задавленные материальными проблемами, они идут на рынок полулегальных услуг гастарбайтеров. Там нет никаких гарантий качества, зато дешево. Но и в официальной «белой» экономике права потребителей никого особо не интересуют: нареканий полно, а судиться с недобросовестными рекрутинговыми агентствами практически бесперспективно. Так и попадают «особо опасные» помощники в дома москвичей.
В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Рабский труд для всех
Почти одновременно с историей «кровавой няни» россияне узнали еще об одной трагедии — гибели шахтеров на шахте «Северная». Известный политик Олег Шеин предположил, что причина этой катастрофы в том, что «под угрозой увольнения шахтеров заставляли закапывать датчики определения уровня метана». Эта история лишний раз показала, что положение работающих по найму россиян немногим лучше, чем мигрантов.
В стране, где работники и потребители лишены элементарных прав, защищающих их безопасность, нет никаких гарантий, что трагедии, подобные произошедшим в последнее время, не повторятся. И мигранты, равно как и исламисты, и даже инопланетяне здесь совершенно ни при чем.
Читайте и смотрите также, что происходит в Воркуте после взрыва на шахте «Северная».