В Украине необходимо отдать дело борьбы с коррупцией в руки фактически внешнего, постороннего органа — по образцу центральноамериканской страны Гватемала.
Об этом заявил бывший сотрудник Агентства США по международному развитию Джош Коген, аналитик и комментатор в одной из своих статей об Украине в издании Foreign Policy, передает Радио Свобода.
«Проблема в Гватемале заключалась в следующем: страна прошла через изнурительную гражданскую войну, которая длилась почти 30 лет. После завершения гражданской войны в этой стране действовали самые криминальные группировки. Ситуация была неподконтрольной правительству, правоохранительная система была бессильна. После почти десяти лет попыток побороть это явление в Гватемале поняли, что не могут с этим справиться, и обратились к ООН за помощью. Тогда появилась идея создания Международной комиссии против безнаказанности в Гватемале», — напомнил историю вопроса эксперт.
Залогом эффективности этого органа было то, что он был политически, организационно и финансово независимым от правительства страны.
«Правительство не могло давить на эту комиссию, которая практически была независимой, но одновременно работала в рамках судебной и институциональной системы Гватемале. Это была гибридная система, которая не была навязана Гватемале, а была фактически приглашена самой страной. Она имела иммунитет от давления со стороны правительства, безопасности органов или олигархов страны», — продолжает Джош Коген.
По его мнению, влияние внешних органов может помочь в борьбе с коррупцией, но страна не может полностью полагаться на внешнюю поддержку — нужно желание самой страны реформировать себя.
«Если Украина и украинские политики не хотят победить коррупцию, то любые внешние приглашения не принесут результата», — считает аналитик.
Джош Коген убежден, что «старая гвардия» в украинской власти, в частности люди в Генпрокуратуре, во многих смыслах являются самыми мощными союзниками Путина.
«Вспомним, что после Оранжевой революции: нехватка, отсутствие реформ, споры между президентом и премьер-министром по сути привели к поражению революции. Ситуация усугубляется и мы получили президентство Януковича, — напоминает аналитик. — Поэтому я убежден: если ничего не делать, не бороться с коррупцией, Путин может просто сложить руки и ждать, пока Украина не вернется в зону влияния России».
Тех объемов помощи, которую Украине сейчас пообещали международные доноры, а речь идет почти о 25 миллиардах долларов от МВФ, ЕС и США, может быть вполне достаточно. Главная проблема заключается в том, готово ли украинское правительство пойти на реальные реформы, отмечает Джош Коген.
«Они реально много сделали, не хочу это преуменьшать, они создали антикоррупционные организации. Но как мы увидели на примере (Айварас) Абромавичуса, до сих пор существует значительный пласт проблем в сфере коррупции, с которыми просто не борются. Нельзя забрасывать эту проблему деньгами. Если правительство будет отстраняться от решения проблем — ситуация не изменится», — констатировал эксперт.