Такие данные приводит на сайте «Справедливой Россия» депутат Госдумы из фракции эсеров Оксана Дмитриева, передает КМ

По ее мнению, «объективных причин для такого роста нет, а субъективной является политика ценообразования на сверхмонополизированных рынках». В этой связи она напоминает, что «сфера жилищных услуг – это рынок, в котором покупатель не может сократить объем потребления и повлиять на рост цен: ни на услуги канализации, ни на обогрев помещений в зимнее время… Дополнительно к этому мы наблюдаем навязывание объемов потребления. И если на горячую и холодную воду можно поставить счетчик, то на отопление, обслуживание лифтов, уборку придворовых территорий – нет. Монополисты пользуются этими фактами, повышая цены на услуги, опираясь лишь на собственные представления о том, сколько они хотят заработать».

Вот и в этом году, едва он начался, российские естественные монополии в присущей им «ненавязчивой» манере «поздравили» граждан очередным скачком тарифов на свои услуги. Ожидается, что в этом году их уровень вырастет в среднем на 13-20%. Очевидно, что именно это обстоятельство станет одним из главных локомотивов инфляции в экономике РФ.

Только за первые 11 дней этого года потребительские цены уже выросли на 0,8%. Правда, правительственные чиновники предпочитают списывать наметившуюся неприятную тенденцию (учитывая приближение очередного электорального цикла) на неподконтрольные федеральным властям «силы небесные». Речь идет о прошлогодней засухе, последствия которой якобы до сих сказываются на российском продовольственном рынке, что, по их мнению, является главным фактором, который раскручивает инфляционную спираль.

Так или иначе, следует признать, что отнюдь не стихийные экологические неурядицы прошлого года, а именно рукотворный 20-процентный спурт, который собираются устроить российские монополисты (в первую очередь работающие в сфере транспортных перевозок и ЖКХ), в наибольшей степени ударит по нашим кошелькам в 2011 году. Как считает Оксана Дмитриева, единственным способом поумерить аппетиты отечественных естественных монополий является их национализация (в настоящее время значительная их часть акционирована).

«Очень часто на это мое предложение, – заявила Оксана Дмитриева в интервью KM.RU, – возражают тем, что естественные монополии, дескать, и так находятся под государственным регулированием – в том смысле, что цены на их услуги устанавливает государство, а значит, их национализация якобы ничего не решает. На самом деле в этом есть элемент лукавства: ведь контроль через установление предельного уровня тарифов является очень косвенным. При этом отсутствует жесткий контроль над издержками, аутсорсингом (привлечение фирм-подрядчиков со стороны. – Прим. KM.RU), рентабельностью. Таким образом, по большому счету, идет раздувание издержек сверх всяких объективных значений. Достаточно посмотреть на электроэнергетику. Производство электроэнергии сейчас находится на уровне конца советского периода, при этом мы видим рост численности штата примерно в два раза.

Сегодня естественные монополии – это акционерные общества. Как только у нас возникают коммунальные трагедии, подобные той, что произошла на днях в Санкт-Петербурге, власти сразу говорят: мы за это не отвечаем, поскольку это – акционерные общества (даже если государству принадлежит контрольный пакет акций). При этом, как известно, зарплаты в АО, как правило, в разы превышают зарплаты госчиновников, а вознаграждения членов советов директоров иногда сравнимы со всем фондом оплаты труда на предприятии. Плюс к этому здесь нет таких обременений, как в отношении госслужащих. Отсюда заключаются зависимые сделки, сделки с аффилированными лицами и т. д.

Еще один любимый аргумент моих оппонентов, который особенно часто используют наши либералы, касается эффективности, которая якобы снизится в случае национализации естественных монополий. На самом деле то, что происходит с эффективностью, мы видим на примере акционирования РАО «ЕЭС». Эффективность – это производительность труда. Последняя измеряется, когда речь идет о производстве однородного натурального продукта. В данном случае это – электроэнергия. И мы видим, что из себя представляет «эффективный менеджмент по Чубайсу». Допустим, в 2004 году было зафиксировано 86% производства электроэнергии от уровня 1990 года при численности занятых в этой сфере, равной 160%. Таким образом, производительность труда в отрасли составляет где-то 57% от конца советского периода.

Что касается роста заработной платы, то если в конце советского периода заработная плата работников электроэнергетики превышала среднюю по стране на 20%, то сейчас – на 60%. В итоге мы видим падение производительности труда при росте издержек. Вот такой у нас сейчас «эффективный менеджмент»…

Я уже не говорю о бесконечных авариях, износе сетей и отсутствии частных инвестиций. Несмотря на акционерную форму предприятий, все инвестиции – все равно государственные, которые при этом не оформляются должным образом как доля государства. В этом смысле очень показательны результаты проверки по Саяно-Шушенской ГЭС. То же самое можно проследить по всем региональным монополистам».

14-01-2011 17-23