Наступивший год будет изобиловать проблемами, но в центре внимания окажутся развивающиеся страны, в том числе Китай, влияние которого на мировую экономику недооценено.
Об этом заявил главный экономист МВФ Морис Обстфельд в интервью изданию IMF Survey.
Почти во всех развивающихся странах, кроме, например, Индии, в течение 2015 года продолжалось замедление экономического роста на фоне снижения цен на биржевые товары и ужесточения финансовых условий. При этом устойчивый рост мировой экономики оставался труднодостижимым, отметил господин Обстфельд.
Одним из главных факторов, которые будут влиять на глобальную экономику в наступившем году, остается замедление роста в Китае. Страна переходит от инвестиций и производственной деятельности к потреблению и услугам.
По словам Мориса Обстфельда, глобальные вторичные эффекты от снижения темпов роста в Китае, воздействующие через сокращение его импорта и снижение спроса на биржевые товары, были гораздо более значительными, чем ожидали специалисты фонда.
“Сохраняются серьезные проблемы для переориентации, относящиеся к слабости балансов государственных предприятий, финансовым рынкам, а также к общей гибкости и рациональности распределения ресурсов. Темпы роста ниже официальных целевых показателей властей могут вновь испугать мировые финансовые рынки, но вместе с тем давние способы обеспечения выполнения целевых показателей роста могут лишь продлить существование экономических дисбалансов, что чревато последующими проблемами”, – подчеркнул он.
В прошедшем году приток капитала в развивающиеся страны снизился, часть резервов потрачена, суверенные спреды увеличились, национальные валюты ослабли, а в некоторых странах резко снизились темпы роста.
“Снижение курсов валют оказалось чрезвычайно полезным средством для смягчения различных экономических шоков. Однако дальнейшее резкое падение цен на биржевые товары, в том числе на энергоносители, вызовет еще большие проблемы для экспортеров, включая более быстрое снижение курсов валют, которое может привести к возникновению пока еще скрытых факторов уязвимости в балансах или подстегнуть инфляцию”, – заявил эксперт.
Кроме того, опасение экономистов вызывает кризис беженцев, покидающих Ирак и Сирию. Это создает сложности для ЕС не только в плане приема мигрантов и для рынков труда, но еще в большей мере для политических систем.
“Проект совместной охраны периметра ЕС и связанные с ним противоречия относительно свободного перемещения людей внутри Европы заслуживают внимания. Но мы не должны забывать, что такие страны, как Ливан, Иордания и Турция, находятся на переднем крае кризиса беженцев”, – добавил господин Обстфельд.
Кроме проблем беженцев, “перед Европой стоят другие политические и экономические трудности – от Пиренейского полуострова до Греции и Украины”, добавил он.
Еще одной проблемой для мировой экономики в 2016 году станет международная торговля, которая в последние годы испытывала трудности, поскольку рост мировой торговли относительно роста ВВП замедлился. По словам главного экономиста МВФ, остается открытым вопрос о принятии Конгрессом США соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). “Возможно, мы узнаем об этом весной”, – отметил Морис Обстфельд.
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
В этих условиях ФРС планирует еще несколько повышений процентных ставок, сказал эксперт. По его словам, к концу 2015 г. на финансовых рынках преобладали мрачные настроения, рынки подвержены повышенной волатильности, несмотря на продолжающееся смягчение условий Европейским центробанком и Банком Японии.
“Безусловно, Федеральная резервная система США приступила в декабре, как она считает, к циклу постепенных повышений процентных ставок. Будет крайне важно, как ФРС проведет последующие повышения процентных ставок в 2016 году и как она будет взаимодействовать с рынком: в конце 2015 года эта задача, по-видимому, стала выполняться правильным образом”, – полагает экономист МВФ.