К этому времени Кремлю удавалось просто отмахнуться от всех обвинений в коррумпированности, которая расцвела во времена президентства Владимира Путина.
Однако падение цен на нефть, которое уже второй год не прекращается, вносит напряжение в политику и делает решение российского президента рискованными. И сейчас теперь перед ним встал выбор: отступить во внешних конфликтах и взяться за либерализацию истощенной экономики России, или же стать еще более жестоким тираном и начать преследовать всех несогласных граждан в стране.
Об этом на страницах Bloomberg пишет обозреватель Леонид Бершидский.
Он напоминает о публикации Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального отчета о коррупционной деятельности сыновей и окружения Генпрокурора РФ Юрия Чайки. По мнению обозревателя, это дело станет сигналом, какой путь дальнейшего развития выберет Путин. «В беззаботные части нефтяного процветания России, когда за баррель нефти «Брент» давали более 100 долларов, хватило бы каких-то несерьезных отговорок Пескова или неуклюжих намеков Медведева на то, что Навальный просто пытается стать более популярным политиком. Даже тогда россияне знали, что власть страшно коррумпирована, но их это не волновало, ведь стандарты жизни улучшались. К тому же никто не мог дать гарантию, что оппоненты власти не будут коррумпированными», — говорится в статье. Однако теперь, когда цена на нефть, а вместе с ней и рубль падают, такой рецепт больше не спасет Кремль. К этому времени Путин пытался укрепить свой рейтинг с помощью военных авантюр в Украине, Сирии и пропаганды. И это сработало.
«Но Путин не может быть уверен, что антизападная риторика, которая изображает Россию в окружении врагов, будет так же эффективно действовать на россиян и тогда, когда стоимость барреля упадет до 35 долларов или даже ниже. В Минфине РФ считают худшим сценарий, по которому нефть стоит 40 долларов. А в центробанке говорят, что если цена будет держаться на уровне 35 долларов, то экономика сократится на 3%, а вдобавок появится дефицит бюджета в размере 5% от ВВП. При этом финансовые резервы закончатся к концу года. С начала этой недели баррель нефти марки «Брент» стоит 37 долларов», — напоминает Бершидский.
Нефть в ближайшее время вряд ли будет дорожать. Поэтому Путин предстал перед нелегким выбором, что делать дальше, чтобы остаться при власти. Он боится, что политические оппоненты могут воспользоваться моментом и поколебать его. Возможно именно поэтому появились новые обвинения против Михаила Ходорковского. Таким образом российский президент хочет гарантировать, что бывший миллиардер не вернется в Россию.
В это же время, Путин не знает, что делать дальше. С одной стороны он может постепенно отступить в Украине, добиться снятия санкций и начать работать над улучшением экономического климата в России. Но он вряд ли это сделает, поскольку придется отказаться от основы своего режима: послушных силовых структур, которым в его интересах руководят такие люди, как Генпрокурор Юрий Чайка. Они получают влияние благодаря лояльности к Кремлю, но при этом прославились жадностью и жестокостью.
С другой стороны, Путин может отказаться от последних принципов демократии и начать преследовать всех граждан России, которые критикуют власть. И именно второй вариант, по мнению Бершидского, наиболее реалистичный учитывая то, как режим ведет себя до этого времени. «Сценарий с либерализацией означал бы увольнение Чайки.
Если же прокурор не сумеет оправдаться за все обвинения, но останется на своей должности, это будет означать, что Путин выбрал диктаторский сценарий и в следующем году начнет еще сильнее закручивать гайки. Или же он попытается выпутаться из ситуации ничего при этом не меняя. Но это маловероятно, учитывая, что цена на нефть расти не будет», — говорится в статье.
Источник: ZN.ua