В России в ближайшее время может открыться официальное представительство Сирийского Курдистана.
Об этом пишет Коммерсант.
В настоящий момент стороны занимаются урегулированием формальностей. Знакомый с ситуацией представитель курдской стороны рассказал «Ъ», что реализовать этот замысел раньше не удавалось «из-за некоторых технических проблем», при этом, заверил он, «никаких препятствий с российской стороны не было».
По данным «Ъ», дальнейшие шаги в этом направлении могут обсуждаться завтра в российском МИДе, где у прибывших в Москву руководителей партии «Демократический союз» (ПДС) — одной из ведущих политических сил Сирийского Курдистана — запланированы консультации. С курдской стороны в них примет участие сопредседатель ПДС Асия Абдулла. Источники «Ъ» в МИД РФ пока не подтвердили информацию об открытии офиса Сирийского Курдистана в России.
Этот шаг вызвал бы жесткую реакцию руководства Турции, где Рабочая партия Курдистана (РПК) официально объявлена террористической организацией. «Как турок, я выступаю против любого укрепления взаимодействия между Россией и курдами»,— заявил «Ъ» турецкий дипломатический источник, дав понять: Анкара, с которой Москву и без того разделяют жесткие противоречия по сирийскому вопросу, выступит категорически против самой идеи открытия офиса автономии на территории РФ.
Посол Турции в РФ Умит Ярдым на прошлой неделе объявил, что в Анкаре озабочены возможностью сотрудничества «между отдельными государствами и сирийскими курдами». «Мы обсуждаем этот вопрос не только с Россией,— заявил господин Ярдым.— Если поддержка будет оказываться курдам в том числе и со стороны США, Турция без промедления отреагирует».
ПДС никогда не позиционировала себя крылом РПК, однако власти Турции во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом неоднократно обвиняли ее в приверженности идеям воюющих на территории Турции курдских террористов. Новая волна террористической активности РПК, накрывшая Турцию этим летом, и запуск Анкарой против нее полномасштабной военной кампании лишь усугубили положение курдов в Сирии и Ираке.
Руководители курдской автономии же обвиняли Анкару в открытом содействии воюющим в Сирии исламским радикалам. Этим они объясняли нежелание турецких властей выступать в поддержку вооруженных сил автономии в период наиболее ожесточенных боев с террористической группировкой ИГ (запрещена в РФ), а также отрядов, воюющих в Сирии под знаменами «Аль-Каиды». Так было во время многомесячной осады ИГ курдского города Кобани, расположенного в непосредственной близости от сирийско-турецкой границы.
Посол РФ в Турции Андрей Карлов ранее напомнил, что «ни Россия, ни Совбез ООН не считают ни РПК, ни ПДС террористическими организациями». При этом Москва считает сирийских курдов представителями сирийской оппозиции, с которыми власти РФ намерены вести диалог в рамках усилий по урегулированию ситуации в этой части Сирии. «С РПК у нас (РФ.— «Ъ») контактов нет. Что же касается контактов с ПДС — нас даже Запад просит, чтобы мы поддерживали связи с сирийской оппозицией»,— заявил Андрей Карлов агентству «РИА Новости». Российский дипломат опроверг информацию турецких СМИ о том, что его якобы специально приглашали в МИД Турции для дачи разъяснений по вопросу о поставках Россией сирийским курдам вооружений.
В этих условиях перспективы участия сирийских курдов в планах России по созданию широкого антитеррористического фронта в борьбе с ИГ остаются неясными. Еще до начала российской операции в Сирии в Москве объявили, что в борьбе с воюющими в этой стране исламскими радикалами «только ударов с воздуха недостаточно». Власти РФ объявили о необходимости «формировать коалицию единомышленников, в том числе из тех, кто на земле с оружием в руках противостоит террористической угрозе», включая сирийскую, иракскую армию и курдов.
Уполномоченный представитель ПДС в России Али Мухаммед Абд Салам вчера заявил «Ъ», что российская сторона пока не обсуждала с сирийскими курдами перспективы их присоединения к антитеррористической коалиции. «Мы поддерживаем любые действия России по борьбе с ИГ, но было бы лучше, чтобы они были нацелены еще и на подразделения «Аль-Каиды» — «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат ан-Нусру»: для нас они представляют одинаковую угрозу». Впрочем, официальные лица РФ ранее неоднократно заверяли, что российская авиация в Сирии бьет не только по позициям ИГ, а борется со всеми представителями «террористического интернационала».