В Министерстве обороны еще до окончания шестой волны мобилизации заговорили о новых волнах призыва.
«Сегодня» узнала, с какими трудностями столкнулись ВСУ в шестую волну и как рассчитывают провести последующие очереди мобилизации.
ПРОБЛЕМЫ. По словам замминистра обороны Петра Мехеда, план по выполнению шестой волны мобилизации был выполнен лишь на 50%. Как рассказал «Сегодня» начальник Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ Владимир Талалай, в шестую волну военкомы столкнулись с очень серьезной проблемой. «Анализ ситуации будет проведен по завершении мобилизации, но на данный момент мы вынуждены констатировать большое количество граждан, которые имеют проблемы со здоровьем, в результате чего мы вынуждены массово оповещать военнообязанных», — отметил Талалай.
Однако даже агрессивная мобилизационная политика военкоматов (повестки вручали на улицах, в общественном транспорте) не принесла результата. «Люди просто меняют место жительства, не уведомляя об этом военкоматы, уезжают на заработки и нигде не регистрируются, — добавил пресс-офицер Генштаба ВСУ Алексей Мазепа. — Кроме того, в первых двух волнах было больше людей, которые приходили в военкоматы добровольно».
НОВЫЙ ПРИЗЫВ. Петр Мехед говорит, что не исключает проведения новых волн призыва в этом году. «Возможно, будет и седьмая, и восьмая, и девятая волна мобилизации. Но мы сейчас проводим активную работу для того, чтобы увеличить количество военных, готовых подписать контракт», — заявил замминистра обороны Петр Мехед. Напомним, в Минобороны готовят документы для перевода мобилизованных на короткосрочные контракты (контрактники имеют право на бесплатное лечение в медучреждениях Минобороны, могут претендовать на выделение бесплатного жилья и получение высшего образования и пр.).
В свою очередь, Владимир Талалай добавил, что, в зависимости от развития ситуации на Востоке или в случае масштабной агрессии, возможна даже полная мобилизация, когда к ружью приставят всех, кто способен держать его в руках. «Но она будет проведена только по решению президента, которое потом должна утвердить ВР», — сказал нам Талалай.
ЭКСПЕРТЫ. Как отмечают военные эксперты, с момента первого призыва страна стала исчерпывать мобилизационный ресурс. «Не в том смысле, что нет мужчин, которые могут взять в руки оружие и пойти воевать, а в том, что кончились люди, которые понимают, зачем они это делают, — говорит военный эксперт Алексей Арестович. — Все это очень сильно снижает мотивацию, поэтому никакие драконовские методы военкоматов не помогут». По его словам, правительству нужно создавать условия, чтобы те люди, которые служат сейчас, оставались на контракте: «А для этого им нужно повышать зарплату, пенсии, улучшать соцгарантии. У них есть реальный опыт, и заново учить их не нужно».
Правда, формирование контрактной армии может проходить лишь в условиях относительной стабильности ситуации на Донбассе, считает замдиректора Центра исследований армии конверсии и разоружения Антон Михненко. «Если конфликт останется замороженным, то сценарий постепенного перехода на контрактную армию с формированием профессиональной сердцевины ВСУ, которая в нужный момент способна быстро реагировать, самый приемлемый, — считает Михненко. — Второй сценарий: если будет масштабная эскалация, то здесь уже необходима полная мобилизация».