Эксперты называют техническим дефолтом анонсированное министром финансов Натальей Яресько возможное введение моратория на выплату внешних долгов частным кредиторам.
Как сказал в интервью DW доктор экономических наук Алексей Плотников, такой дефолт существенно отличается от национального дефолта по всем внешним обязательствам, который вызывает разрушение целой внешнеэкономической системы страны. В свою очередь, технический дефолт, как отметил экономист, не влечет за собой никаких драматических последствий ни для банковской системы, ни для рядовых украинцев и их сбережений и банковских кредитов.
По словам Плотникова, из-за зловещего названия «дефолт» мораторий на выплату долгов частным кредиторам может оказать временный психологический эффект на население. Из-за этого возможно снижение курса гривны до 24 гривен за доллар, но не более. Никакого влияния на выполнение государством своих социальных обязательств перед населением технический дефолт произвести не может. «Выплаты частным кредиторам не затрагивают ни госбюджет, ни расходы бюджетной сферы. Технический дефолт никак не повлияет на текущее экономическое положение населения», — пояснил Плотников.
Серьезные последствия технического дефолта возможны только для правительства. В таком случае Украина в течение длительного времени не сможет занимать деньги у частных кредиторов, сказал в интервью украинской прессе экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Однако он напомнил, что из-за слишком высоких процентных ставок Киев и так не занимает у частного капитала с 2013 года. «МВФ обещает продолжить кредитование Украины, не отказывается от сотрудничества Всемирный банк… На самом деле Украина может получить от технического дефолта положительный эффект — не придется тратить валюту на платежи по внешнему долгу», — сказал Жолудь.
«Абсолютно спокойно» относятся к переговорам правительства с клубом частных кредиторов и вероятности технического дефолта и в Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА). Директор этой организации Анна Деревянко в интервью DW сказала, что ЕБА заинтересована, чтобы эти переговоры как можно скорее завершились компромиссом с обеих сторон до сентября-октября, чтобы уже тогда было понятно, как будет выглядеть ситуация с украинским внешним долгом. «Мы понимаем, что пока это не может оказать никакого влияния на банковскую и валютную систему Украины», — сказала Деревянко.
По ее словам, европейские инвесторы и украинские компании-члены ЕБА не паникуют, а наоборот, «желают успеха министру финансов на переговорах». Никто из инвесторов не озабочен судьбой своих инвестиций. «Честно говоря, больше вопросов вызывает украинская судебная система и верховенство права в Украине, чем заявления чиновников о возможном дефолте», — сказала Деревянко.