Вчерашние официальные обвинения ЕС против монополии «Газпрома» на энергетическом рынке равносильны прямом вызова режима Владимира Путина.
Об этом на страницах New York Times пишет обозреватель Джеймс Кэнтер.
Он напоминает, что еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер уверяет, что в решении выдвинуть обвинения против российской компании нет политики. И речь идет лишь о правилах ведения бизнеса. «Но это дело обязательно станет экзаменом по геополитической воли, если учесть напряжение между Россией и Западом из-за причастности Кремля к конфликту в Украине», — говорится в статье.
Автор считает, что «Газпром» в своем заявлении в ответ попросил перенести спор с ЕС в политическую плоскость. И этим самым компания дала понять, что «на нее не распространяется антимонопольное законодательство ЕС, поскольку ее контрольный пакет принадлежит правительству России». «Из заявления «Газпрома» фактически следует, что он является частью российского правительства», — говорится в статье. Эксперты же считают, что ЕС против российской энергетической компании имеет значительное преимущество. Поскольку санкции против Ирана отменят, и Брюссель может воспользоваться иранскими энергоносителями, чтобы сократить роль России на своем энергетическом рынке. Теоретически «Газпром» могут заставить заплатить 10 миллиардов евро штрафа. Но еще большим ударом по российской компании станет возможность усиления конкуренции в Европе. «Газпром» может отказаться от подписания контрактов с клиентами в Европе.
Это ударит по ЕС, но также и навредит самой российской компании. Все это составляет угрозу для Кремля и его привычки устраивать энергетический шантаж. «Шаг регулятора ЕС — это прямой вызов экономической и геополитической стратегии Владимира Путина, поскольку потенциально он может ограничить способность России задабривать одни страны льготным ценам и в это же время наказывать других покупателей», — говорится в статье. В это же время, издание Bloomberg в редакционной статье писало, что дело против «Газпрома» не заставит Путина отказаться от газовых шантажів. По мнению издания, страны ЕС сделали мало для того, чтобы противостоять агрессивному поведению Владимира Путина. Европейцы могли бы по крайней мере согласиться на предложение Польше покупать газ по одной цене для всего Евросоюза.
Это бы создало реальные препятствия для Путина и его попыток разделить объединение с помощью газа. В это же время, российская компания предлагал решить претензии ЕС за помощью переговоров. Но Еврокомиссия отказала «Газпрому» в решении претензий на политическом уровне. Характер претензий Еврокомиссии к «Газпрому» касается исключительно законодательства ЕС о конкуренции, в нем нет политики, заявил в четверг на брифинге в Брюсселе официальный представитель ЕК Рикардо Кардозо. В это же время, «Газпром» считает необоснованными претензии Еврокомиссии.
Источник: ZN.ua