Представитель гонконгской компании уверяет, что они готовы начать производство электрокаров в Украине, если парламент даст льготы экомобилям.

«Я вообще не знаю про существование электромобилей. Речь может идти про один, два, три автомобиля (в Украине. — Ред.). И мы будем сейчас обсуждать один, два или три автомобиля?» Так народный депутат Татьяна Черновол прокомментировала в марте вопрос, почему Верховная Рада не должна рассматривать законопроект о снижении пошлины на импорт электромобилей.

С депутатом не согласен Арсений Абдураимов, представляющий в Украине интересы гонконгского производителя электрокаров BioAuto. Не согласен настолько, что ведет переговоры об открытии в Украине площадки по производству электромобилей. Кто из них прав и достаточно ли отменить пошлины, чтобы в Украину пришли производители электрокаров?

Черновол считает, что пошлины — это не приоритет. По ее мнению, для того чтобы электротранспорт в Украине начал развиваться, необходимо выполнить несколько условий. «Первое — нужно привести в порядок электросети. Второе — нужно заинтересовать бизнес, который бы построил сеть электрозаправок, мог бы производить замену аккумуляторов и т.п. Это очень большой объем работ. Это не решится отменой какой-то пошлины на ввоз одного или двух электромобилей. У нас их не будут покупать, потому что у нас нет возможности их обслуживать», — поясняет нардеп.
Говорить об Украине как о сложившемся массовом рынке электромобилей как минимум преждевременно. Здесь Черновол права. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в 2014 году официально в Украине было продано всего 39 новых электромобилей (против пяти штук в 2013 году). При этом после скачка стоимости топлива темпы электромобилизации населения ускорились. Уже за два месяца 2015 года их поставки в Украину превысили прошлогодние показатели. В целом за последние 4 года в Украине продано около 200 электрокаров.

Украинцы сегодня не рассматривают всерьез покупку электромобиля. Проблема в его высокой цене и неразвитости зарядной инфраструктуры. «В Украине нет ничего для развития электротехнологий. Налоговые льготы при покупке электромобиля? Нет. Компенсация части стоимости машины? Нет. Льготы для инвесторов? Отменены ввозные пошлины? Инвестиции в НИОКР? Содействие в развитии производства электрокаров? Этого ничего нет», — говорит менеджер по развитию бизнеса в Украине консалтинговой компании Civitta Кирилл Криволап.

Тем не менее утверждать, что в Украине совсем нет инфраструктуры электрозаправок, неверно. В прошлом году только сеть заправок Окко установила 34 устройства для зарядки электромобилей. Две станции для зарядки электромобилей открыло представительство Mitsubishi Motors. Всего за последний год в Киеве установлены более 50 зарядных станций для электрокаров.

Но камнем преткновения остается вопрос снижения розничной цены, который импортеры пока решить не могут. Сегодня покупатель электромобиля в Украине платит такие же налоги, как и при покупке традиционного авто с двигателем внутреннего сгорания, что существенно удорожает электромобили, которые сами по себе изначально дороже бензиновых аналогов.

В перечень налогов входит: таможенная пошлина (8-10%), акцизный сбор (109 евро за машину), 5-процентный импортный сбор и НДС. В результате таможенная составляющая в цене электрокара составляет около 35%. Конечная стоимость японского электромобиля Nissan Leaf в Украине — 34 000 евро против 23 000 евро в Германии.

«Зеленые» преференции

В Верховной Раде сейчас лежат на рассмотрении несколько законопроектов, либерализирующих налоговое законодательство для электромобилей. Законопроекты от 02.02.2015 №1912/1913 предлагают временно, до 1 января 2020 года, освободить импорт электрокаров от НДС, ввозной пошлины и акциза. Еще один законопроект, от 13.02.2015 №2132, предлагает на постоянной основе отменить НДС и акциз на импорт электрокаров, оставив пошлину. Он также предусматривает освобождение от уплаты НДС таксомоторных служб, использующих электромобили. Это позволит стимулировать крупные таксомоторные службы массово покупать электрокары. Так они смогут выигрывать в конкуренции у служб, использующих традиционные авто.

По словам замдиректора по продажам компании Торговый дом — НИКО Сергея Байдачного, отменяя налоги для электрокаров, государство практически ничего не теряет, поскольку с текущими показателями импорта электромобилей поступления в бюджет от этого вида транспорта практически нулевые. Если хотя бы один из этих законопроектов будет принят, у дилеров появится возможность снизить цену на электрокар до 30-35%, уверен Байдачный, а это уже возможность для массовой электромобилизации населения.

К примеру, если взять электромобиль с условной стоимостью $30 000, при ввозе в Украину пошлина на него составит $3 900, акциз — $120, НДС — $6 800. После таможенного оформления автомобиль будет стоить $40 824. Если пошлина, акциз и НДС будут отменены, электромобиль при оформлении в Украине не подорожает. Если остается пошлина и отменяется только НДС и акциз, электромобиль будет стоить $32 400.

Арсений Абдураимов, который намерен открыть производство электрокаров в Украине, уверяет, что использовать электромобиль у нас в стране в 11 раз выгоднее, чем традиционное авто.

Популярні новини зараз

ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Показати ще

Народный электрокар

Абдураимов убежден, что Украина на пороге бума электромобилей и производство окажется выгодным бизнесом. Он представляет интересы гонконгской компании Bio Automotive Co. Эта марка присутствует на украинском рынке с 2011 года и пока не может похвастаться хорошими результатами продаж. Машины продаются поштучно, до 20 в год, хотя цены чуть ли не самые доступные в этом сегменте — в среднем около $15 000.
Абдураимов рассказывает, что компания уже приступила к переговорам о запуске производства в Украине. Для нее это возможность застолбить место на развивающемся рынке и получить плацдарм для выхода на европейский. «Речь идет о создании национального украинского электромобиля уже в 2016-2017 годах. На начальном этапе — крупноузловая сборка с постепенным переходом на полномасштабное производство со 100%-м использованием украинских деталей (в течение 4-5 лет)», — уверяет Абдураимов. По его словам, Украина привлекательна в первую очередь с точки зрения наличия дешевой квалифицированной рабочей силы и потенциально большого рынка сбыта.

Производственную линию планируется установить на мощностях одного из украинских автозаводов, с которыми сейчас ведутся переговоры. Инвестиция в установку производственной линии составит около $1,5-2 млн. «Вопрос в готовности рынка потреблять такой продукт, так как эти электромобили должны успешно продаваться. Единственное, что сдерживает, — неготовность рынка и отсутствие преференций. Как только они появятся в том или ином виде — будет взрыв спроса. Бегуны уже стоят на старте и ждут, когда правительство произведет первый выстрел», — говорит Абдураимов.

Локализация производства позволит снизить стоимость электрокара BioAuto в среднем на $5000. Одновременно компания занимается сертификацией своих продуктов в Европе.

По оценке Кирилла Криволапа, запускать производство в Украине рентабельно при ежегодных объемах продаж не менее 2 000 машин. «Перспектива экспорта в Европу абсолютно реальна. У BioAuto уже есть опыт поставок в Испанию, Францию под местные прайвет лейбл. Сборка в Украине существенно удешевит продукт. В Украине тоже можно машин 500 продавать в первый год. Правда, в ЕС условия для таких заводов в разы лучше, плюс есть гранты ЕС под развитие «зеленых» технологий, когда компенсируется до 70% стоимости завода. Решение принимать инвестору, на какой уровень риска он согласен. Кроме того, вопросы таможни, границы, доступ к финансам — все в разы лучше. Удел Украины на данном этапе — сборка комплектующих, айти, может, производство каких-то узлов», — рассказывает Криволап.

Будущее наступило
По словам Криволапа, развитие «зеленых» технологий — это ярко выраженный тренд последнего десятилетия. На мировом рынке есть множество компаний, готовых увеличивать инвестиции в электромобильность. «Например, компания Foxconn — крупнейший производитель Apple iPhone в мире. Инвестирует $811 млн в строительство завода по выпуску электромобилей в Китае. Сама корпорация Apple уже анонсировала разработку электромобиля».

BYD, лидер отрасли электромобилей в Китае, инвестирует более $2 млрд в фабрики по производству батарей и электромобилей. Уоррен Баффетт выбрал компанию в качестве объекта инвестирования.

Nissan инвестировал около $5 млрд в производство и глобальное продвижение Leaf. Индия за период 2012-2020 инвестирует $4 млрд в развитие отрасли производства гибридов и электромобилей. Благодаря мерам по стимулированию развития «зеленых» технологий в Китае продажи электромобилей выросли с 600 единиц в январе до 27 000 в декабре 2014-го.

По словам Абдураимова, производство электромобилей, электробусов и зарядного оборудования в состоянии обеспечить рост ВВП Украины ежегодно не менее чем на 2% на протяжении не менее чем двадцати лет. «Законодательные изменения должны идти в ногу с привлечением инвестиций. При этом инвестиции всегда подталкивают законодательные изменения. У нас уже есть одна программа, связанная с Европейским инвестиционным банком, который начинает работать в этом направлении с Мининфраструктуры. Речь идет о комплексе решений по развитию электромобильной инфраструктуры, услуг электротакси, электроавтобусов и т.д. Мы в начале пути, чтобы привлечь деньги в развитие этой отрасли, поскольку считаем ее одной из самых перспективных, которая может поднять экономику Украину», — говорит он.

Источник: Лига