Украинская тепловая генерация и угольная отрасль оказались на грани полномасштабной катастрофы. Шахтеры и энергетики, которые находятся в производственной и технологической связке, крайне недовольны политикой, которую в отрасли реализовывает Минэнергоугля.
Угольщиков лишили госдотаций, которые удешевляли добычу «черного золота», но при этом цена за тонну угля осталась на старом, докризисном уровне. «Сейчас средняя себестоимость добычи тонны угля на госшахтах — свыше 2 тыс. грн. А цена реализации — 1100 грн и ниже, и нет господдержки! Поэтому шахты работают не просто в убыток, а доводятся до уничтожения. А министерство ничего конкретного для стабилизации ситуации не предлагает», — пояснил «Сегодня» глава Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец.
ГДЕ ВЫХОД. Энергетики готовы пойти навстречу шахтерам. Чтобы поддержать отечественную угольную отрасль, они предложили покупать у горняков уголь по прямым договорам по рыночной цене — 1500 грн/тонна. По словам генерального директора ДТЭК Максима Тимченко, министерству и регулятору стоит ориентироваться в определении цены на уголь и тарифов для тепловой генерации — на их себестоимость, и на импортную альтернативу. Чтобы тепловики-энергетики, за счет которых страна без потерь прошла отопительный сезон, позволили себе покупать уголь по рыночной цене, государство должно установить прозрачные и адекватные тарифы на тепловую генерацию.
Но регулятор в лице Нацкомиссии регулирования электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ) делает все с точностью до наоборот. В 2015 году для ТЭС установили тарифы, которые даже не покрывают затраты на производство электроэнергии. «Во втором квартале средняя обоснованная цена на электроэнергию должна составить 1 грн 12 копеек за кВт-ч. А сегодняшняя цена — 82 копейки, да и по этой теплоэнергетикам платят всего 80%», — говорит Тимченко. Долги энергорынка перед ТЭСами только за последний месяц выросли на 1 млрд гривен. Для закупки угля для текущей работы и запасов к следующему отопительному сезону у тепловиков фактически не остается средств.
ЧУЖОЕ ЛУЧШЕ? Одновременно Украина, впервые за годы независимости, начала импортировать российскую электроэнергию. Министр энергетики говорит, что это для создания конкуренции украинским производителям электричества. Участники рынка с таким подходом не согласны, ведь украинский уголь и украинская электроэнергия дешевле, чем любая импортная альтернатива. А искусственная конкуренция увеличивает и без того высокую зависимость от РФ по поставкам энергоресурсов.
ТАРИФЫ НЕ ПОВЫШАТЬ. Генеральный директор ДТЭК уверен, что повышение цен на уголь и тарифа для теплоэлектростанций не приведет к росту цен на электроэнергию для населения. «Правительство приняло решение о поэтапном повышении тарифов для населения. Первый этап пройден, и я считаю, что необходимости поднимать тарифы для населения нет. Сегодня достаточно финансового ресурса на энергорынке, чтобы рассчитаться с украинскими энергетиками и шахтерами, а не платить деньги, полученные от повышения тарифов для населения, за импортный уголь и импортную электроэнергию», — сказал он.
В Минэнергоугля с тарифом 1,2 грн за кВт-ч, а соответственно — и с ценой угля в 1500 грн, не согласны. Министр энергетики Владимир Демчишин говорит о себестоимости добычи украинского угля на прошлогоднем уровне в 800 грн, но забывает сказать о полном отсутствии госдотаций угольной отрасли, которые в прошлом достигали 14 млрд гривен, говорят эксперты.
Шахтеры, если их требования в Минэнергоугля не услышат, 2 апреля приняли решение о созыве на середину апреля объединенного съезда, НПГУ вместе с ПРУП. «Мы проведем съезд шахтеров, их услышит вся Украина и руководство нашего государства» — сообщил глава Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов. Он заявил, что на съезд профсоюзы пригласят руководителей страны: Президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка.