В прошлом году в начале лета Россия призвала в свои горячие объятия жителей Донбасса. Защитник и спаситель всего русского — Путин — уверял беженцев, что предоставит крепкое плечо поддержки. Действительно ли он его предоставил?
Ожидания украинцев
Тех, кто поверил в обещания, нашлось немало. Одурманенные идеей «русского мира», беженцы с востока Украины отправились осваивать Москву и Санкт-Петербург.
Не так давно жители шахтерских городков на востоке Украины, а теперь — жители российской столицы, грезили безоблачным будущим, раскрашенным в цвета российского флага.
Но не тут-то было. Для переселенцев акция знакомства с европейской частью России завершилась в начале осени. 13 сентября 2014 года российское правительство запретило украинским беженцам больше трех дней находиться в 11-ти субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Реальность Путина
Путин решил расширить географию украинских переселенцев, познакомить их с самыми отдаленными уголками страны и с настоящей «русской зимой». С 1 августа 2014 года беженцы из Украины становятся участниками госпрограммы переселения соотечественников. С 2006 года программа помогает вернуться к истокам «русским», которые после распада СССР оказались за пределами России.
Часто беженцев даже не предупреждали, куда везли. Их сажали на поезд или в самолет и только после приезда они узнавали название своей новой «малой» Родины. Бывает, переселенцам, которые только сошли с трапа, радостно сообщают: квоты на прием беженцев закончились. В лучшем случае, им покупают билет в один конец в другой регион. Некоторые скитаются месяцами.
Регионы-участники программы переселения увеличили квоты на прием беженцев. Звучит хорошо, но движущая сила этого решения — не желание помочь беглецам из Украины, а банальный распил средств. Регионы получают из государственного бюджета деньги на содержание беженцев, поэтому увеличение количества переселенцев на бумаге пропорционально увеличивает количество денег, которые оседают в карманах чиновников, а беженцы так и остаются беженцами.
В реабилитационном центре поселка Светлое у беженцев из Донбасса нет одежды, еды и элементарных средств личной гигиены. Директор центра запретила местным жителям приносить что-либо переселенцам, мол, чтобы инфекции не распространяли. Местные тайно передают им самое необходимое. До поздней осени и дети, и беременные ходили в шлепанцах на босу ногу.
Программа переселения соотечественников гарантирует беженцу в течение года питание и жилье за бюджетные средства. На самом деле, размещать «дорогих» переселенцев негде. Необходимое для отчетности количество «пригретых» украинцев обеспечивает уменьшение продолжительности их пребывания в приютах. Иными словами, чтобы запустить новую партию переселенцев, старую выгоняют на улицу без документов, работы и жилья.
Если кто-то из переселенцев отказывается участвовать в поездке между регионами, в ход идут шантаж и угрозы. Для улучшения качества жизни беженцев российское правительство установило для них выплаты.
По миграционной программе, переселенцам, кроме так называемых «подъемных» 10 тысяч рублей, обещали ежемесячную денежную помощь, пока они не найдут работу. На деле, денежная помощь, видимо, есть, но получает ее кто-тодругой. Пособие и «подъемные» к адресатам не доходят, испаряются.
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Получается: у беженцев есть средства на еду, но не на оплату коммунальных услуг. Оно и понятно, ведь, ежедневно один переселенец использует коммунальные услуги на 800 рублей. Беженцы не могут претендовать на пенсионные начисления — все социальные выплаты предусмотрены только тем, кто уже получил вид на жительство.
Российское гражданство
Что касается оформления документов для легального пребывания в России — переселенцам также давали много обещаний. Для беженцев из Украины упрощенная схема получения гражданства России заработала с начала августа 2014 года.
Все документы переселенец оформляет за свой счет. Суммы примерно такие: 3,5 тысячи рублей — обязательная медкомиссия, 7 тысяч — изготовление разрешения на временное пребывание, 1 тысяча — госпошлина. Для многих переселенцев эти суммы неподъемные.
Кроме того, с беженцев пытаются «скачать» последние деньги. Например, в Хабаровске перевод документов с украинского языка на русский делают по завышенным ценам. Перевод 2-х паспортов и свидетельства о рождении ребенка переселенцам из Украины обходится в почти 10 тысяч рублей. В отделе переводов дальневосточной торгово-промышленной палаты ответственно заявляют — беженцев обманывают.