Отношение России к государственному устройству Украины всегда строилось на прагматичных личных интересах.
Об этом в статье «Принцип унитарности или унитарность из принципа» для интернет-издания Новости Украины – From-UA пишет Виктор Дяченко.
По словам автора материала, интересы РФ в отношении государственного устройства Украины не всегда понятны украинским политикам и обывателям.
«Например, существует распространенное мнение о том, что Россия хочет вернуть, присоединить обратно к себе всю Украину. На самом деле, это не так. Возможно, от самой территории Украины она бы и не отказалась, но что делать с её населением – не истребить же его, как амаликитян? Поэтому уже в 1991 году россияне поняли, что часть украинцев – особенно жители западных регионов – не захотят «воссоединяться» и даже будут этому активно сопротивляться. Поэтому, как бы ни было им обидно за «уход» Украины (так же, как украинцам обидно за «ушедшие» Крым и Донбасс), но они были вынуждены смириться с этим фактом. И научиться жить без Украины – так же, как и без Прибалтики, Грузии, Азербайджана, Средней Азии», — пишет журналист.
Тем не менее, добавляет Дяченко, понимая, что вернуть Украину целиком невозможно, россияне не теряли надежду «забрать взад» хотя бы несколько её частей.
«В первую очередь, интерес России вызывал Крым – важный стратегический плацдарм, главная военно-морская база ЧФ, и населенный в подавляющем большинстве пророссийскими жителями. Его хотели заполучить в любом случае – и они его получили.
Интерес России также вызывали Харьков, Донбасс, Одесса и вообще весь Юго-Восток. Причем такой раздел Украины пополам был бы лишь средним вариантом. А вот максимальным – отсоединение от Украины западных регионов, после чего она бы становилась максимально пророссийской, готовой хоть на новый союз, хоть на включение в состав РФ. Правда, галичане переиграли этот план, массово перебравшись в Киев и быстро превратив столицу в «проукраинский» форпост», — пишет автор статьи.
То, что произошло в марте 2014-го, отмечает Дяченко, говорило о том, что стратегия Путина в отношении Украины изменилась, и он более не рассматривает её в варианте дружественной и стабильной соседки России.
«Аннексия Крыма не только ссорила Украину с Россией, но и отбирала у неё два миллиона пророссийских избирателей. А значит, Кремль больше не рассчитывал, что к власти в Украине придет еще один пророссийский президент, и перешел к плану «Б», который, возможно, был давно подготовлен. Что это за план, конечно, можно пока только гадать, но он явно предусматривает какой-то раздел Украины: либо от неё отделят Донбасс, либо Галицию, а может быть, разрубят пополам, как библейского младенца», — пишет автор статьи.