Эскалацию последних дней можно объяснить попыткой укрепить и расширить контроль над «своими» территориями до объявления перемирия.
Об этом пишет Анна Зафесова в газете La Stampa.
«Эскалация ситуации в эти последние дни на востоке Украины заставляет забыть о перемирии, достигнутом в сентябре 2014 года в Минске, а также о днях тишины в декабре. Им на смену пришли ракетные обстрелы и боестолкновения. Правительство Киева вновь заявляет о присутствии на границе десятков тысяч российских солдат и танков, а командующий силами НАТО в Европе Филипп Бридлав говорит, что уровень боевых действий «достиг, если не превысил, боевую активность, предшествовавшую перемирию», — пишет Зафесова.
«Бои возобновились вдоль всей линии фронта, Донецк и прилегающие к нему города и поселки обстреливаются из минометов, каждый день приходят сообщения о гибели мирных граждан. Новая волна насилия характеризуется такими новыми ужасными эпизодами, как удары по общественному транспорту: в Донецке на троллейбусной остановке погибли 9 человек, — напоминает журналиста. — По заявлениям повстанцев из ДНР, эти акции осуществляют группы украинцев, просочившиеся на территорию. Киев говорит в рейдах «русских террористов», совершающих убийства, чтобы обвинить украинцев».
Война вернулась, продолжает Зафесова. Пал аэропорт Донецка, который на протяжении 240 дней защищали украинские военные и добровольцы, прозванные противниками «киборгами». По словам Порошенко, это тяжелый удар, вместе с тем украинские солдаты обвиняют командование в неспособности гарантировать им необходимую поддержку, говорится в статье.
Как ни парадоксально, в прошедшие дни на дипломатическом фронте были одержаны некоторые успехи. После того, как был сорван саммит в «нормандском формате» между Путиным, Олландом, Порошенко и Меркель, запланированный на 15 января в Астане, в среду министры иностранных дел четырех стран встретились в Берлине: глава немецкого МИД Штайнмайер сказал, что «терпение всех подходит к концу», министр Лавров, как кажется, был доволен, чуть меньше был доволен украинец Климкин. Днем раньше Киев подписал с сепаратистами соглашение по двум пунктам из минского протокола, составленного в ноябре: прекращение огня и отвод от линии фронта тяжелой артиллерии. Остается третий пункт о демаркации территории. В этом контексте падение Донецкого аэропорта в какой-то степени, видимо, способствовало решению проблемы, пишет автор.
«Премьер ДНР Александр Захарченко заявил вчера, что «процесс отделения от Украины необратим». Но Москва не только прекратила подталкивать своих сторонников в Донецке и Луганске следовать примеру Крыма, но и сняла с повестки дня вопрос о федерализации Украины, отмечает Зафесова. Начиная с октября прошлого года российское руководство дает понять, что Донбасс — все еще территория Киева. За дипломатической игрой стоит экономика. Москва и Киев надеются на коллапс противной стороны: Украина — на грани дефолта, Россия переживает кризис с падающим рублем и снижающимися ценами на нефть. Иными словами, ни одна из двух сторон не может позволить себе войну.
В Киеве ходят слухи о том, что уже готовы документы об объявлении войны России, но это лишь приведет к прекращению военных поставок Киеву и прекращению финансирования со стороны МВФ, говорится в статье. Москва рискует спровоцировать ужесточение западных санкций, что приведет к краху экономики и политическому недовольству населения. Цена повторения Крыма непосильна, и Кремль уже готов вернуть мятежные регионы Киеву, считает Зафесова.