Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила признать незаконным решение Политбюро о передаче Крыма Украине в 1954 году.

Это вряд ли укрепит юридические позиции России, ранее признававшей Крым украинским, пишут Ведомости.

«Мы не приемлем заявлений о якобы аннексии Крыма и начали подготовку законопроекта, которым передача Крыма Украине [в 1954 г.] признается незаконной», — заявила Матвиенко во время традиционной предновогодней встречи в Кремле Владимира Путина с депутатами парламента

Член международного комитета Совета Федерации Игорь Морозов говорит, что решение Политбюро ЦК КПСС и Верховного Совета СССР о передаче Крыма от РСФСР Украинской ССР было принято без референдума, который предусматривала Конституция СССР. «Вся формальная последовательность действий была нарушена, и теперь нужно вернуться к этому времени, привести ситуацию в соответствие с международным правом и восстановить историческую справедливость», — говорит парламентарий.

Член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев считает, что для принятия закона есть все юридические основания, поскольку при передаче Крыма были нарушены действовавшая в то время Конституция и другие нормативные акты СССР. Решение было продиктовано интересами политической конъюнктуры тогдашних лидеров СССР, говорит Лихачев. В случае принятия закона международные судебные инстанции не смогут не принимать его во внимание, считает сенатор.

О незаконности передачи Крыма Украине говорили и Нарышкин, и Матвиенко, знает еще один собеседник «Ведомостей». «Президент на эти заявления никак не отреагировал», — отмечает он.

Андрей Сушенцов считает, что Россия таким образом рассчитывает добавить себе аргументов по крымскому вопросу с точки зрения международного права. «Это позволит использовать этот закон и в международном арбитраже, в случае если из-за санкций, наложенных вследствие присоединения Крыма, российские компании захотят судиться», — говорит Сушенцов. Он заметил, что иллюзий о будущей принадлежности полуострова Запад не испытывает, в конечном счете считая этот вопрос российско-украинским.