В результате резкого сокращения протребительского импорта упадёт спрос на валюту => что резко осложнит текущую задачу ЦБ РФ по противодействию росту реального курса рубля (торговый баланс и так в огромном плюсе) => ввиду т.н. «невозможной троицы» (в открытой экономике среднесрочно и долгосрочно ЦБ не может одновременно контролировать и номинальный валютный курс, и инфляцию) реальный курс рубля неизбежно вырастет, либо за счёт роста номинального курса, либо за счёт роста инфляции => что резко удешевит импортные товары в РФ относительно местных и удорожает товары российского несырьевого экспорта за рубежом => что в итоге снизит долю несырьевого экспорта РФ, увеличит «зависимость от трубы»; и восстановит спрос на импортные товары внутри РФ (снижение цен на них компенсирует рост патриотизма).
А учитывая, что настроения населения — штука изменчивая, скорее всего первоначальный патриотический порыв отказаться от импортных товаров скоро сойдёт на нет. Народ увидит, что импортные товары подешевели, и задумается: «А зачем я должен покупать российский ламинат и сантехнику, когда немецкий welliger и немецкая же Viega куда качественнее, да и стоят почти столько же?» В итоге, после первоначального взрыва спроса на российские товары и падения спроса на импорт, мы увидим обратную картину: рационализм начнёт побеждать патриотизм, спрос так же быстро перейдёт обратно от российских товаров к подешевевшему импорту. Что «подстрелит на взлёте» впавших в первоначальную эйфорию российских производителей: они наберут кредитов, начнут резко расширять производство, а тут такой облом.
Итого. Увы, благие намерения с помощью патриотизма победить рационализм потребителей и снизить потребительский импорт в пользу российских товаров — приведут лишь к острому приступу «голландской болезни» и обратному эффекту.
07-06-2010 17-09