«Если у кого-то из местных жителей еще сохранялась вера в перемирие — так называемый Минской протокол, подписанный 5 сентября, — то в последнюю неделю им пришлось с иллюзиями расстаться. И украинские войска, и пророссийские сепаратисты занялись мобилизацией личного состава и оружия для очередного раунда ожесточенных боев», — пишет корреспондент журнала Time Саймон Шустер.
Советник мариупольской городской администрации Василий Арбузов сказал журналисту об ополченцах: «Днем и ночью они бомбят нас с двух направлений. Так что да, большинство готовится к тому, что в любой момент, с минуты на минуту может начаться вторжение». В понедельник президент Украины Петр Порошенко сообщил, что Мариуполь подготовлен к обороне, в частности оборудовано три линии фортификации, город обеспечен современным оружием. Шустер, тем не менее, сомневается, что эти меры окажутся достаточными.
«Мы едва продержались», — сказал о предыдущей, августовской атаке Сергей Тарута, в то время исполнявший обязанности губернатора Донецкой области. Как пишет автор статьи, в сентябре Тарута рассказывал ему, как в местных кузнечных цехах он смог достать огромные стальные листы, из которых на окраинах города соорудили «систему защищенных от бомбежек бункеров». Российские войска «пытались расчистить себе путь интенсивными артиллерийскими обстрелами, но бункеры устояли». Украинские бойцы, рассказал Тарута, «выпрыгивали из стальных ящиков и стреляли по подходящим колоннам русских из гранатометов». Так продолжалось несколько дней, и в конце концов атака прекратилась.
К срыву перемирия, продолжает Шустер, привело «решение повстанцев провести в воскресенье выборы на отколовшихся территориях вдоль российской границы». «В ответ на повстанческое голосование» Порошенко решил отозвать закон об особом статусе мятежных территорий — «ключевую уступку, на которую он пошел в сентябре ради подписания соглашения о прекращении огня», говорится в статье. «Вместо этого должен быть принят новый закон, которым сепаратистские территории будут четко отграничены и отрезаны от всех видов снабжения со стороны центрального правительства в Киеве».
«Если это попытка измором вынудить повстанческое руководство к подчинению, то она вряд ли сработает, — полагает Шустер. — Россия дала понять, что до тех пор, пока ополченцы противостоят киевскому правительству, она готова поддерживать их дешевым топливом и другими поставками. Когда мирный договор будет разорван, у них возникнет соблазн расширить подконтрольные территории. В результате на новых переговорах, когда бы они ни начались, Порошенко будет вынужден уступать им все больше и больше земли».
В заключение Шустер приводит высказывания Олега Царева, который по результатам воскресных выборов был назначен «спикером» парламента повстанцев. В письме по электронной почте он заявил: «Я убежден, что мы должны замкнуть круг. Гражданская война началась в Одессе, в Одессе она должна и закончиться». По мнению корреспондента Time, это означает, что повстанцы намерены захватить «почти весь юг Украины», в результате чего Россия получит сухопутный коридор в Крым. В то же время в последовавшем за перепиской телефонном разговоре Царев постарался смягчить свое первое заявление: «Мы в ближайшее время не планируем идти маршем на Одессу… Но, если украинцы на нас нападут, пусть знают, что мы будем не просто защищаться — мы пойдем в контратаку».