Вдохновитель «шоковой терапии» для польской экономики Лешек Бальцерович считает, что украинские власти должны не откладывая начать комплексные реформы.
Об этом он рассказал в интервью ZN.UA.
«Во-первых, нужно, чтобы была team, то есть группа реформаторов. Команда. Один человек ничего не сделает. Так было в Польше в 1989 году», — сказал он.
При этом, по его словам, важно наличие политического мандата, который дал бы возможность внедрения наработок в жизнь.
Бальцерович отметил, что выборы в Украине создадут необходимые предпосылки для успеха, но сперва необходимо остановить агрессию России.
«Потому что в условиях агрессии (а ничем иным я это не называю) реформировать страну невозможно. И остановка агрессии — это вопрос не только Украины, но и Запада, который должен стратегически делать эту агрессию для Путина все более и более дорогой», — пояснил он.
«Если речь идет о направлении (реформ – ред.), то сомнений в выборе нет — сокращение роли политики, то есть государства, и предоставление людям, сотрудничающим в рамках рынка и гражданского общества, как можно большего числа экономических свобод. Естественно, все это происходит в правовом государстве. Для всех стран ЕС была большая задача — сократить роль политического государства, но повысить роль правового, то есть, сделать действительно независимыми от политиков администрации, суды и прокуратуру. Мне кажется, что Украина нуждается именно в таких комплексных реформах, которые могли бы преобразить государство во всех направлениях», — сказал польский экономист.
«Нужно только создать команду, выдать политический мандат и начинать быстро двигаться вперед. Программа должна быть комплексной. В этой программе должен быть обязательный элемент, который необходимо показать людям, — в их жизни будет все меньше ощущаться присутствия государства», — сказал Бальцерович.
Главное, по его словам, — чтобы программа касалась всех отраслей экономики.
«Хорошая программа — это не листок со списком отдельных отраслевых программ, а большой единый комплекс. Когда мы начали реформы, для меня это было самым важным принципом: вся экономика, а не сто отдельных программ. И равные принципы игры для всех. Свободные цены для всех. Демонополизация всех отраслей. Открытие внешнего мира для всех. Правовое государство для всех. Иначе вам не повезет», — резюмировал он.