Уже в сентябре может быть предоставлен План действий по членству в НАТО.

Об этом «Ъ» сообщили источники в штаб-квартире альянса и Госдепартаменте США. По словам собеседников «Ъ», окончательное решение этого вопроса будет зависеть от исхода кризиса на Украине.

Если Крым войдет в состав России по итогам референдума 16 марта, то в ходе намеченного на сентябрь саммита НАТО в Великобритании Грузии может быть предоставлен План действий по членству в альянсе (ПДЧ). Об этом «Ъ» рассказал источник в штаб-квартире НАТО и подтвердил собеседник в Госдепе США. Речь идет о перечне условий в политической, военной, экономической и правовой сферах, после выполнения которых страна принимается в альянс. Сейчас участниками ПДЧ являются Македония, Черногория и Босния.

Перспектива членства в НАТО открылась для Грузии в ходе саммита альянса в Бухаресте в апреле 2008 года. Возражения Германии и Франции тогда не позволили предоставить Тбилиси ПДЧ, но Грузии было твердо обещано, что она сможет присоединиться к альянсу в будущем. После же вооруженного конфликта августа 2008 года и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии этот вопрос исчез с повестки дня — последний саммит альянса 2012 года в Чикаго лишь расплывчато подтвердил, что двери НАТО для Тбилиси открыты.

Какую резолюцию по Украине принял грузинский парламент
В марте после бурных дебатов парламент Грузии принял резолюцию, осуждающую действия России на Украине. Впрочем, из документа были исключены наиболее резкие оценки
«Действия России на Украине привели к возобновлению дискуссии о необходимости более решительной политики альянса в Восточной Европе,— заявил «Ъ» источник в штаб-квартире НАТО.— О том, что заявка Тбилиси на получение статуса кандидата должна быть удовлетворена, заговорили даже представители государств, еще недавно призывавшие не форсировать этот вопрос». По словам же собеседника «Ъ» в Госдепе, премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили, недавно посетившему Вашингтон, представители Белого дома пообещали, что США поддержат желание Тбилиси интегрироваться в НАТО.

Сам господин Гарибашвили, выступая с речью в вашингтонском «Атлантическом совете», дал ясно понять, что смена власти в Грузии не повлияла на ее евроатлантические устремления. Особую ставку, по его словам, Тбилиси делает на Вашингтон. «Мы считаем США несомненным лидером этого альянса, и вообще лидером всего свободного мира,— сказал он.— С тех пор как Грузия обрела независимость, США оказывали поддержку нашей территориальной целостности, безопасности и демократии». Теперь же, по словам Гарибашвили, Тбилиси рассчитывает, что «США станут воротами Грузии в НАТО».

Как Европа вспомнила о Грузии
В начале марта в Грузию во вторник прибыл еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. Он заверил грузинское руководство в неизменности поддержки со стороны Евросоюза и решимости подписать соглашение об ассоциации
Россия перспективу приближения НАТО к ее границам считает неприемлемой. Глава МИД РФ Сергей Лавров недавно назвал расширение альянса «продолжением старой логики эпохи холодной войны». «Это не только сохранение разделительных линий, которые мы все обязались убирать, это продвижение этих разделительных линий дальше на восток, что в корне противоречит тем обязательствам, которые прозвучали на высшем уровне в отношении неделимости и безопасности»,— посетовал он.

Тем не менее, по словам источника «Ъ» в Госдепе, «если Россия объявит о присоединении Крыма, вопрос предоставления Грузии ПДЧ можно считать фактически решенным». Оговорку «фактически» собеседник «Ъ» объяснил тем, что помешать этому может лишь Германия, МИД которой, как и в 2008 году, возглавляет лояльно относящийся к Москве Франк-Вальтер Штайнмайер. «Впрочем, мнение Берлина и ряда других скептиков может измениться: присоединение Крыма к РФ ни в одной из столиц ЕС не считают приемлемым»,— убежден собеседник «Ъ».

Говоря о перспективах интеграции в НАТО, грузинские власти обходят стороной вопрос о том, что будет в этом случае с Абхазией и Южной Осетией. В отношении параллельно форсируемого сейчас Грузией процесса интеграции в ЕС ее тактика более определенна. «У них (Абхазии и Южной Осетии.— «Ъ») будет ясная картина перед глазами — может быть, не сразу, но через пять или десять лет. Они увидят разницу,— пояснил премьер Ираклий Гарибашвили.— И тогда должны будут решить: жить в темноте или сделать шаг навстречу светлому будущему». Однако по отношению к членству в НАТО такая аргументация в адрес Абхазии и Южной Осетии вряд ли сработает.