Известный экономист Джим О’Нил, придумавший 10 лет назад аббревиатуру «БРИК», считает, что, поскольку России несколько трудно сегодня назвать бурно растущей и развивающейся страной, то ей больше не место в этом условном клубе. Возможно, Россию следует заменить на Индонезию, рассуждает в своей колонке в Bloomberg автор.
«Прошлую неделю я провел в Индонезии, работая над серией передач для BBC Radio о самых густонаселенных развивающихся странах мира, не входящих в БРИК. За странами БРИК – Бразилией, Россией, Индией и Китаем- пристально следит весь мир.
Но группа, которую я изучаю для этого проекта, заслуживает не меньшего внимания. Демография Мексики, Индонезии, Нигерии и Турции (MINT) останется благоприятной в течение следующих 20 лет, а перспективы их экономик выглядят интересными».
О’Нил пишет, что его уже много раз спрашивали, что собственно делает Россия в известном списке и не следует ли включить туда все-таки Индонензию, причем самих индонезийцев этот вопрос действительно волнует. Экономист говорит, что у всех, с кем он встречался в этой стране, он видел здоровую озабоченность экономическими перспективами страны.
Все спрашивали, сможет ли Индонезия сделать то, что необходимо, чтобы увеличить темпы роста до 7% и больше или придется довольствоваться «лишь» 5%?
В то же время, признается автор, он узнает, что российский министр экономического развития Алексей Улюкаев прогнозирует на ближайшие 20 лет для своей страны рост на 2,5% в год.
«Вот такой вот контраст амбиций. Это меня заставляет вновь и вновь сомневаться в букве «Р,» – забавно, что О’Нилл называет Улюкаева министром экономики. Видимо, ему сложно осознать тот факт, что в России с ее показателями существует еще и отдельное ведомство развития.
Есть объективные проблемы: население страны уменьшается, доля молодых людей естественно падает, страна слишком сильно зависит от нефти и газа, страдает от коррупции, ей недостает надежной правовой базы для бизнеса. Однако все равно, считает О’Нилл, экономическое руководство как-то уж больно пессимистично.
«Я подозреваю, что нынешний пессимизм может быть намеренно преувеличен. Возможно, влиятельные политики сейчас пытаются заручиться поддержкой для проведения настоящих реформ. Они просто говорят: посмотрите, что будет, если мы не будем действовать. Давайте надеяться на это».
Давайте. Хотя делать это все труднее.
Источник: Slon.ru