Во вторник 29 октября глава российского энергетического концерна «Газпром» Алексей Миллер потребовал от Украины вернуть долг за газ и заявил, что в будущем топливо будет поставляться по предоплатной системе.
«Не выльется ли просроченный платеж в новую газовую войну, пока неясно», — пишет Die Presse.
Газета помещает спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» в общий контекст российско-украинских отношений: в ноябре Киев планирует подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, что вызывает недовольство России. Ранее она с помощью запрета на импорт отдельных товаров и ужесточения таможенного контроля уже «показала Украине, чего этой стране следует ожидать в будущем, если она не присоединится к Таможенному союзу». Запад, в свою очередь, ставит условием сближения с Украиной освобождение экс-премьера Юлии Тимошенко. Однако не это и даже не заявление российского МИДа, что планируемое соглашение Украины с ЕС противоречит ранее заключенному с Россией «Договору о дружбе и сотрудничестве», сейчас сильнее всего пугает Киев, а именно претензии «Газпрома», полагает автор статьи Ютта Зоммербауэр.
Энергоснабжение — это и приманка, и инструмент политических угроз России на постсоветском пространстве, и в случае с Арменией это сработало, отмечает корреспондент. «Однако российская тактика может дать эффект, противоположный ожидаемому: торговый конфликт, даже летний, убеждает украинскую элиту в правильности ее выбора».
Источник — Инопресса